«Иван-Виллис» из Дубового. Как белгородец восстановил старинный автомобиль
О необычном хобби жителя посёлка Евгения Чиркова «Белгородская правда» узнала из письма читательницы Александры Сафоновой
![«Иван-Виллис» из Дубового. Как белгородец восстановил старинный автомобиль «Иван-Виллис» из Дубового. Как белгородец восстановил старинный автомобиль](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4b/33/4b33ea2a-238b-4612-a8fc-89841da0b6af/img_7562_cr.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-512%2C414_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
В День Победы и день освобождения Белгорода он вместе со своими детьми поздравляет ветеранов войны, приезжая к ним на отреставрированном ретроавтомобиле ГАЗ-67.
«Сказка» на дороге у дома
Одну из встреч с Евгением Чирковым в День города Александра Григорьевна описала в своём письме так:
«…Неожиданный стук в дверь. Заходят посетители в военной форме: седовласый солдат лет 45–50 и его дети – тоже в военной форме. Растерявшись от неожиданного визита, с трудом узнаю в высоком стройном солдате Евгения Чиркова – друга нашей семьи, проживающего в Дубовом. Как идёт ему солдатская форма времён войны! Малыши поздравляют нас, детей войны, с праздником, читают трогательные стихи о Победе, Родине, Красном знамени. Сказка! От избытка чувств летит душа, катятся слёзы радости, гордости за отца-солдата, за его «фронтовых» детей. А продолжение сказки – на дороге у дома. Они приехали на настоящей военной машине производства Горьковского автозавода. Не верю глазам своим: открытая, командирская, с сиденьями-лавочками, рулём. На одном из сидений – две красноармейские каски. Машина сверкает чистотой. Кажется, что она только с завода. На заднем борту надпись «На Берлин!». И развевается на высоком древке красный флаг – Знамя Победы».
С Евгением Чирковым мы договариваемся встретиться в Дубовом 9 Мая. Метеопрогноз на День Победы в Белгороде неблагоприятный – синоптики обещают дожди почти всю вторую половину дня.
Ливень с градом начинается как раз в тот момент, когда мы оказываемся у дома нашего героя. Неподалёку припаркован его автомобиль – накрытый брезентовым тентом ГАЗ-67. Евгений вместе с детьми – сыном Сергеем и дочерью Верой – в назначенный час выходит из подъезда. Все Чирковы – в военной форме, пошитой по образцу той, что была в годы Великой Отечественной войны. Пока идёт дождь, предлагаю им побеседовать под козырьком подъезда, ехать по такой погоде в открытой машине – сомнительное удовольствие.
![Евгений Чирков восстанавливал машину 4,5 года / Фото: Наталья Харитошкина Евгений Чирков восстанавливал машину 4,5 года](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/68/cb/68cbd3b9-6164-4e12-9891-84a589607636/img_7650_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
— Как родилась традиция столь необычно поздравлять ветеранов с праздниками?
— Имея такую технику, грех не порадовать людей, – улыбается в ответ Евгений. – Как только я перестал быть занят на работе 9 Мая и 5 августа, стал выезжать в эти праздники на машине. Сначала просто катался по Дубовому, потом на связь со мной вышла местная администрация. Помогал поздравлять ветеранов. Сегодня мы с детьми планируем объехать ближайшие памятники Великой Отечественной войны.
Дочь Евгения, Вера, вспоминает, что впервые так необычно они поздравили Александру Сафонову 5 августа 2017 года.
«Это мама моего друга. На самом деле с неё всё и началось, – объясняет Евгений Чирков. – В тот день мы поехали поздравить Александру Григорьевну и её супруга – он был узником нацистских концлагерей – с Днём города. Они очень растрогались. После этого мы решили, что будем поздравлять их так каждый год».
![Дочь Евгения – Вера / Фото: Наталья Харитошкина Дочь Евгения – Вера](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ba/51/ba51b8aa-4e4f-4564-a984-befacfa1c907/img_7545_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Машина для загородных поездок
Евгений Чирков не планировал становиться владельцем ретроавтомобиля.
«Я из тех, кто любит выбраться на машине на природу, за город, – объясняет Евгений Николаевич. – На «жигулях», которые у меня были раньше, постоянно застревал на бездорожье. Поэтому начал искать какую‑нибудь полноприводную машину для таких поездок».
Посмотрев несколько вариантов, Евгений понял, что ни один УАЗ по цене не вписывается в имеющийся бюджет, а «козлик» ГАЗ-69 ему, как правило, предлагали приобрести уж в совсем «убитом» состоянии. Чирков уже отчаялся было найти подходящий вариант, когда ему позвонил товарищ и сообщил, что в одной из деревень наткнулся на вездеход ГАЗ-67Б.
«Я приехал, чтобы своими глазами увидеть это чудо. Автомобиль был в очень плохом состоянии. Походил, посмотрел и решил не связываться – уж очень много сил и времени нужно было вложить в этот хлам, чтобы он поехал. Но прошло какое‑то время – неделя, две, – и я понял, что машина, что называется, запала мне в душу. В итоге я её приобрёл. Это был 1994 год. Ещё несколько лет потратил на восстановление», – рассказывает Евгений Чирков.
Такие автомобили выпускали с 1943 по 1953 год. Сейчас дату выпуска автомобиля, который достался Евгению, установить нереально. Ему удалось выяснить, что до 1956 года машина числилась в гараже УВД, а потом работала в Книготорге.
«Более ранней информации о машине найти не удалось. По внешним признакам и некоторым деталям можно предположить, что автомобиль выпущен ближе к 1950 году. Моторы на таких машинах жили недолго, поэтому авторемонтные заводы при капремонте двигателя набивали новый номер. После нескольких капремонтов набивать номера было уже некуда, поэтому такие моторы считались безномерными. В советские годы такие машины, которые числились на балансе организаций, без проблем ставили на учёт. Та же история и с рамами: номер не выбивался, как сейчас, на металле, а наносился краской. Поэтому до наших дней он тоже не сохранился. У прежнего хозяина автомобиля я видел остатки таблички с номером, которая раньше была на раме, но на ней уже ничего было не разобрать», – объясняет Евгений Чирков.
![По некоторым деталям можно сделать вывод, что машину выпустили ближе к 1950-м годам / Фото: Наталья Харитошкина По некоторым деталям можно сделать вывод, что машину выпустили ближе к 1950-м годам](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/15/d8/15d845a1-e4dc-452f-8b6f-165621b02121/img_7442_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Делали на совесть
«В общей сложности на восстановление у меня ушло 4,5 года. Машину пришлось возвращать практически из небытия, – рассказывает владелец вездехода. – Когда приобрёл этот автомобиль, умел только гайки крутить. Интернета тогда не было, поэтому всю информацию искал в литературе. Что мог – делал своими руками. Со сваркой и покраской помогали товарищи. А вот мотор собирал сам. На этой машине стоит родной мотор объёмом 3,3 литра. Точно такие же двигатели ставили на знаменитую армейскую полуторку ГАЗ-АА и на «эмку» – легковой автомобиль ГАЗ М-1».
Евгений рассказывает, что двигатель восстанавливал по наитию: брал детали из кучи запчастей и просто собирал их разными способами. В итоге всё сложилось в единый механизм, однако чего‑то не хватало. Оставалось понять, чего именно.
«Я долго выяснял, что это может быть за деталь. Даже обращался к военным из нашей белгородской воинской части: у них на постаменте стоит полуторка, в которой точно такой же двигатель. Они с пониманием отнеслись к моей просьбе, предупредив, что эта машина заехала на постамент своим ходом, поэтому ничего от неё откручивать не дадут. Но посмотреть дали. Как оказалось, мне не хватало масляного насоса. Я пытался ставить туда маслонасосы от «москвича», «Волги» – они работать отказывались. Со временем мне удалось найти оригинальный, и мотор заработал как надо».
![Сын Евгения – Серёжа / Фото: Наталья Харитошкина Сын Евгения – Серёжа](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c6/25/c6252708-f840-4d14-832f-d5f103a284bc/img_7429_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Много сил и времени ушло на восстановление кузова автомобиля. Днище за годы не очень бережного хранения прогнило полностью. С верхней частью кузова дела обстояли чуть лучше. Дело в том, что в середине прошлого века машины делали на совесть: толщина металла в некоторых местах достигает 3 мм. Для сравнения: кузова современных авто собирают из металлических деталей толщиной менее 1 мм. По словам Евгения, если на обычный современный автомобиль ушло бы 3 кг автомобильной шпаклёвки, то на толстокожий ГАЗ-67 пришлось израсходовать больше 5 кило. Шутка ли – в некоторых местах ржавчина въелась в крылья автомобиля на 1,5 мм. Всё нужно было зачищать до металла, шпаклевать, красить.
«Особенно ругались ребята, помогавшие мне выправлять крылья, – со смехом вспоминает Евгений Чирков. – А всё из‑за того же непривычно толстого металла. Им просто физически сложно было с ним работать».
Помощь в восстановлении машины Евгению оказали и некоторые белгородские промышленные предприятия, работавшие в городе в то время, – «Гормаш», абразивный завод. Кто‑то помог со шпаклёвкой, кто‑то со сваркой, покраской. В итоге машина получила вторую жизнь.
![Фото: Наталья Харитошкина «Иван-Виллис» из Дубового. Как белгородец восстановил старинный автомобиль - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/3b/4e/3b4e3a67-39d1-4bdd-92ec-629181044d62/img_7423_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Замёрзнуть, обгорев на солнце
За время нашей беседы дождь почти прекратился, и мы идём к машине. Евгений снимает с автомобиля брезентовый чехол, под которым оказывается поистине спартанский салон: два сиденья, обтянутые чехлами из брезента, минималистичная панель приборов по центру.
«Это специальные ручки, чтобы машину можно было поднять, – указывает на металлические поручни в задней части машины Евгений, устанавливая в салоне древко с красным знаменем Победы. – Трое взрослых мужчин могут приподнять автомобиль и переставить его заднюю часть, если он вдруг забуксовал».
Колёса на машине Чиркова от ГАЗ-69. Оригинальные покрышки с рисунком «ёлочка» сегодня найти очень сложно. По словам Евгения Николаевича, серийно такую резину сейчас выпускают только в США – для реплик американских «Виллисов».
Он садится за руль, включает зажигание.
![Фото: Наталья Харитошкина «Иван-Виллис» из Дубового. Как белгородец восстановил старинный автомобиль - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8c/6e/8c6e4edb-3bcd-4c21-80d0-6088b0a43e47/img_7420_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Евгений Чирков поздравляет ветеранов вместе с детьми / Фото: Наталья Харитошкина Евгений Чирков поздравляет ветеранов вместе с детьми](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/29/52/29524438-78c6-4e2b-8d62-79e5c39317f0/img_7522_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«От управления машиной испытываешь необычные впечатления, – делится хозяин газика. – Я давно не ездил на лошади, но ощущения, наверное, сопоставимые. Отчасти похоже и на езду на мотоцикле: когда у автомобиля нет крыши, а ветер обдувает тебя со всех сторон, ощущение скорости меняется – кажется, что ты движешься быстрее, чем показывает стрелка спидометра. При нынешней дождливой погоде на 40 км/ч будет уже холодно. При 20 градусах тепла на улице в обычной одежде за рулём довольно прохладно на скорости 60 км/ч. Шею солнце печёт, а ехать в машине холодно».
ГАЗ-67 – не самая простая в управлении техника.
«Как‑то я участвовал в соревнованиях по джип-триалу, которые проходили два дня, – вспоминает Евгений Чирков. – После первого дня состязаний у меня руки просто отваливались, ведь усилителя руля здесь нет. Я тогда занял второе место в классе «Стандарт». Мог выступить и лучше, если бы потратил на подготовку к старту чуть больше времени. У машины тогда не очень хорошо работали тормоза, и я всё время выезжал за границы трассы. Каждый выезд наказывали штрафом в 60 очков. Я дважды выехал с трассы и в итоге стал вторым».
На военном вездеходе непросто двигаться и по городским пробкам: педали здесь тугие, скорости включаются с усилием. Неспроста установлен и рычаг КПП от грузовика почти метровой длины.
![Фото: Наталья Харитошкина «Иван-Виллис» из Дубового. Как белгородец восстановил старинный автомобиль - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d6/d9/d6d9ae0a-8961-42fd-b4cb-5fb71d06143a/img_7614_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Наталья Харитошкина «Иван-Виллис» из Дубового. Как белгородец восстановил старинный автомобиль - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/ba/d0/bad06faa-3c4e-4cbb-b060-8eb9c0c4ea19/img_7581_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Я сначала его укоротил, а потом понял, что погорячился: чтобы включить скорость, здесь нужен именно такой рычаг», – смеётся Евгений.
Для этой машины сложно найти топливо. Изначально мотор предназначался для бензина с низким октановым числом – А-66 или А-70. Сейчас такой не выпускают. Евгений старается найти оставшийся кое‑где бензин А-80. Если ему это удаётся, то делает запасы, покупая топливо впрок.
«Спасает то, что современный бензин достаточно быстро теряет октановое число: если раньше оно сохранялось примерно год, то сегодня снижается буквально за три месяца, – делится хитростью Чирков. – Но даже на 80-м бензине мотору работать тяжело: он перегревается, если машина попадает в пробки. Ведь изначально вездеход рассчитан на движение со скоростью пехоты. А рваный городской ритм с постоянными ускорениями и торможениями не идёт ему на пользу».
Город – не то место, где этот автомобиль может проявить свои лучшие качества. Его стихия – бездорожье.
«За городом, в лесу на ГАЗ-67 передвигаться одно удовольствие: звери не боятся звука его мотора – например косуля может перебежать дорогу, зайцы не прячутся и продолжают заниматься своими делами. Словом, идеальная машина для наблюдения за животными».
![Над машиной развевается Знамя Победы / Фото: Наталья Харитошкина Над машиной развевается Знамя Победы](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/fb/f2/fbf28610-1ae3-496f-9597-5c2ed5615936/img_7542_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Далеко ли до Берлина?
Когда мы трогаемся, сквозь тучи начинает проглядывать солнце.
«Последние три года на 9 Мая идёт дождь, – говорит Евгений Чирков. – Вот, пришлось даже приобрести солдатскую плащ-палатку и научиться ею пользоваться. Надевать её правильно – это целая наука».
На машину, за рулём которой сидит солдат в форме, все обращают внимание. Пешеходы машут руками, а водители приветственно сигналят.
«Я заметил, что в дни праздников другие автомобилисты нас почти всегда пропускают на перекрёстках, хотя по правилам и не должны этого делать, – улыбается Чирков. – Обычно 9 Мая мы спрашиваем у прохожих дорогу на Берлин: мол, правильно ли мы едем? Иногда это вызывает замешательство, а однажды нам ответили: «Правильно-правильно! Добейте!».
На прямой мы разгоняемся. Действительно, когда едешь в открытой машине, даже скорость в 40 км/ч воспринимается, как будто ты движешься гораздо быстрее.
![Фото: Наталья Харитошкина «Иван-Виллис» из Дубового. Как белгородец восстановил старинный автомобиль - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/23/5e/235e15d6-405e-4c83-8e5b-46b362e8efd0/img_7626_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Наталья Харитошкина «Иван-Виллис» из Дубового. Как белгородец восстановил старинный автомобиль - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/25/b9/25b97c42-a247-49e0-b08a-6c0b7c8d96a4/img_7632_cr.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Одно время в Дубовом на месте нынешних новостроек стояли полуразрушенные, готовящиеся под снос дома, – продолжает свой рассказ Евгений Николаевич. – Как‑то накануне 5 августа мы с детьми подъехали к этим развалюхам и начали на их фоне фотографироваться. Одна женщина, проходившая мимо, говорит: «Что ж вы на фоне какой‑то мусорки фотографируетесь?» Мы отвечаем: «Это не мусорка, а развалины рейхстага».
Мы останавливаемся на площадке между Дубовским ДК и храмом. Какое‑то время Евгений вместе с Сергеем и Верой позируют для фотографа. К машине то и дело подходят люди и спрашивают, можно ли потрогать раритет и сфотографироваться рядом с военной машиной. Чирков никому не отказывает. Спустя какое‑то время он вновь заводит автомобиль, только теперь уже с помощью «кривого стартера»: со второго оборота рукояти мотор начинает урчать.
Евгений сажает детей в машину и делает несколько кругов по парковке. Они в восторге.
* * *
Своё письмо Александра Сафонова заканчивает так:
«Уже несколько лет ездит на отремонтированной машине времён войны Евгений Чирков вместе с детьми в День Победы, на 5 августа, чтобы порадовать своих земляков. Гляжу я на Женю, его детей, и сердце радуется. Наш красный флаг в надёжных руках молодого поколения! С ними Россия непобедима!»
Видео Натальи Харитошкиной
Справка. Советский полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67 начали выпускать в 1943 году. Машину предполагалось использовать в войсках как артиллерийский тягач. Осенью 1943 года автомобиль успешно выдержал испытания, во время которых было пройдено 2 200 км с 76-миллиметровой пушкой ЗИС-3. В результате ходовая часть пушки совершенно вышла из строя, а автомобиль ГАЗ-67 существенно не пострадал. «Неладно скроен, да крепко сшит», – говорили про простой, но надёжный ГАЗ-67.
На фронте машина с прорезями вместо дверей и упрощённым открытым кузовом получила прозвище «Иван-Виллис»: мол, русская версия американского внедорожника «Виллис», который поставляли по договору ленд-лиза в Красную армию. После войны машину продолжили выпускать для нужд сельского хозяйства, МВД, КГБ, геологоразведки. Всего до 1953 года было выпущено 92 843 таких автомобиля.
Вадим Кумейко