Зачем мозаике бумага, или О чём рассказывает панно шебекинского села Чураево
«Белгородские известия» исследуют фасады современных зданий, сохранивших советскую мозаику
-
Статья
-
Статья
Берлинское издательство готовит к выпуску путеводитель по советской модернистской мозаике 1960–1990 годов. Аналогичные книги с фотопанно Германии и Грузии уже увидели свет. Жаль, что в новом сборнике не будет мозаики из шебекинского села Чураево.
Сделана она на совесть, вручную, без компьютерной графики и электронных измерителей из маленьких кусочков кафельной плитки. Кто‑нибудь фыркнет, а мы залюбовались.
Рабочий и колхозница
Белгородская область – аграрный регион, поэтому тема села в мозаике основная. В Чураево мы нашли два монументальных панно – оба прославляют человека труда: колхозников и рабочих.
Двухэтажное здание бывшей колхозной конторы – типичная коробка, каких полно. Но кто‑то накинул на неё разноцветную плиточку – и вид изменился. Два года назад строение находилось в разграбленном состоянии: без окон и дверей. Но ни одна плиточка не осыпалась, все до одной держатся намертво. Новые хозяева (помещения конторы сегодня делят администрация и сельхозпредприятие), внутри сделав современный ремонт, решили не трогать фасад.
На панно в центре здания –на фоне диска солнца он и она. Молодая женщина держит снопы хлеба, мужчина показывает кому‑то шестерёнку. Механик или механизатор? Лица сосредоточенные, серьёзные. А позы такие, как будто им некогда и надо бежать. Возможно, художник хотел сделать в мозаике реплику известной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».
Колхоз-миллионер им. Ленина села Чураево, который занимался производством молока и зерновыми, заказал мозаику в начале 1980-х – пригласил художников из Харькова. Их фамилий, конечно, уже никто не вспомнит. Одну любопытную деталь о технике исполнения рассказал глава территории Александр Ейст:
«Плитка клеилась на бумагу – такая коричневая была, в которую в магазинах заворачивали колбасу. Затем бумагу сажали на цементный раствор, крепя к стенке. После высыхания бумага смывалась водой. Эта мозаика ещё всех нас переживёт: качественная работа, ни разу не потребовала ремонта. Мне очень нравится. Напоминает советское прошлое, не такое уж плохое оно у нас было. Зачем рушить то, что вызывает у людей приятные воспоминания?»
Пуанты + корова
Второе панно – на фасаде местного ДК. Собственно, тут три яркие керамические картины: две по бокам от входа и одна под козырьком здания. Слева идиллический сюжет колхозной жизни: корова с телёнком, комбайн, убирающий хлеб, доярка с телятницей. Панно справа посвящено культуре села: встала и застыла на пуантах балерина, на репетицию собрались гармонист с барабанщиком. Зайти в ДК после работы, чтобы отдохнуть, приглашает эталонный молодец, зависший над дверями, словно говорящий: «Добро пожаловать!»
Замечаем, что к штампованной готовой плитке добавляются обрезки кафельной.
«Культурное» панно и то, что на администрации, заметно отличаются по манере исполнения, настроению, материалам и образам. На администрации мозаика похожа на эсэсэсэровский плакат. На ДК панно более динамичное. Столько солнца, столько света…
Возможно, два этих объекта делали в разное время разные авторы. Наше предположение подтвердил житель села Николай Панафидин – бывший музыкальный работник, а позже директор ДК, который вспомнил, что художники-харьковчане появились в 1975-м или годом позже. Один из них оказался штукатуром-плиточником, второй – рисовальщиком. Привёз их бывший тогда завотделом культуры района Алексей Савин.
Художники трудились около месяца. Панафидин наблюдал за работой:
«Однажды спрашиваю у ребят: почему коряво плитку кладёте? Художник говорит, дескать, так надо, для объёма изображения. Потом всё увидишь. Правду сказал – весёлая и живая картина получилась. Сейчас такая тенденция в стране идёт: если советское – значит, плохое. Это и культуры касается. Да как можно такую красоту уничтожать?!»
Анна Золотарёва