«Есть вещи важнее». Почему нужно не переделывать своё тело, а договариваться с ним
Корреспондент «Белгородской правды» узнала об этом на лекции по психологии
-
Статья
-
Статья
Как часто после просмотра рекламы с моделями или музыкального клипа со звёздами мы посматриваем на своё тело, собравшееся в гармошку в кресле. Одни довольны собой, чувствуют себя уверенно и с «гусеничкой», а другие борются с лишними граммами и сантиметрами, хотя давно уже по стране гуляет бодипозитив.
О том, как полюбить своё тело, как слова и действия влияют на принятие себя, рассказали на лекции проекта «Умный город» доценты кафедры общей и клинической психологии факультета психологии БелГУ Ольга Ковалёва и Юлия Деревянко.
Больше чем тело
— А что значит полюбить своё тело? – задала вопрос в самом начале разговора стройная женщина средних лет с тёмно-русыми волосами до плеч. На лекцию она пришла с дочкой. – Когда я была девочкой, хотела иметь красивые тонкие длинные пальцы. Думала, когда они вырастут, я себя полюблю. Но в глубине души понимала, что они никогда не вырастут. Потом я находила в зеркале ещё что‑то, оставляла пальцы и переходила к другой части тела. После сложной операции моё тело стало страшным, покрылось ранами и синяками. Мне было чуть больше 20 лет. Я смотрела на себя и думала: «Да что там пальцы, лишь бы вернулось всё, как было. Пусть худенькое, но моё». Отношения со своим телом сложились, когда я родила девочку. Первое, что я сделала, это распеленала её и посмотрела на пальцы. Они были тонкие, длинные, такие, о каких мечтала. Теперь знаю, что есть вещи важнее тела.
Юлия Деревянко: «Если думаем только о теле, измеряем его в цифрах, в степени похожести на идеал, то отдаляемся от себя истинного. Ведь «я» всегда больше, чем просто тело. У каждого из нас формируется своё представление – образ тела, которое изменяется в течение всей нашей жизни. Это то, как мы воспринимаем себя, как оцениваем свои функции и способности, внешность».
От пышных форм до мышц
Ольга Ковалёва: «Когда говорим о теле, уже представляем, какое тело хорошее. Но в истории по‑разному воспринимали, что такое хорошо. Вспомнить хотя бы статуэтку женщины неолитической эпохи с огромным телом и грудью. Худое тело – нехорошо для племени, а худое женское тело – большая проблема».
Юлия Деревянко: «Но и сегодня в племенах существует традиция откармливать невесту, чтобы та выглядела готовой родить здорового ребёнка. В начале XX века женщина в борьбе за свои права приобрела штаны, в обществе стали ценить женское тело, похожее на мужское. Женщины показывали, что не готовы выкармливать большое количество детей. В России в период раскулачивания полное тело означало избыток всего и несло проблемы. 100 лет назад хорошей девушкой считалась та, которая занимается самосовершенствованием, учится, читает книги, а в наше время хорошая ассоциируется с улучшением внешнего облика, та, что выглядит красиво. Но полюбить себя и своё тело – не просто говорить о частях тела и внешности, а замечать нечто большее в себе».
Ольга Ковалёва: «Сегодня прослеживается сдвиг от совершенствования качеств личности к изменению телесных качеств, которые можно показать. Ужесточаются требования и к телу мужчин. За последние 15–20 лет размеры женского тела уменьшаются, несмотря на появление сегодня моделей plus-size, а мужчины становятся всё более накачанными и брутальными. Но при современном образе жизни такие тела без изнурительных тренировок не получить».
Мнимое уродство
Ольга Ковалёва: «Образ тела не имеет ограничений по возрасту и меняется всю жизнь. Первый этап происходит до трёх лет. В это время формируется способность к тактильному восприятию. Малыш испытывает негативный опыт, когда получал мало прикосновений, и непринятие телесности остаётся с ним на всю жизнь. Для крохи не бывает много телесного контакта, но прислушивайтесь к его желаниям. В возрасте 3–6 лет происходит первый этап сексуального созревания. Дети узнают, какого они пола, замечают различия друг друга, изучают тела. Ребёнка в этом возрасте часто не слышат, не понимают, что он чувствует: «Тебе не больно, не ври», «Надень носки, холодно», «Ты не мог ещё проголодаться», «Ешь сейчас, потом мне некогда тебя кормить».
Юлия Деревянко: «Из‑за этого происходят проблемы с формированием образа тела, ребёнок утрачивает доверие к себе. Он думает, что сигналы, которые даёт его тело, недостоверны, потому что взрослые говорят по‑другому. Но по‑настоящему серьёзные проблемы, связанные с образом тела, начинаются в подростковый период. Гормональная перестройка приводит к тому, что тело меняется с большой скоростью, человек не успевает в нём ориентироваться. В этот период возникает идея мнимого уродства, когда подростку кажется, например, что у него длинный нос».
Ольга Ковалёва: «Сказать «У тебя всё хорошо» не работает. За фразой «У меня уродливый нос, я не могу с этим больше жить» стоят другие переживания, которые ребёнок не может по‑другому проявить. И если просто отвергать и говорить, что всё ерунда, – значит, не слышать его. Но и в зрелости есть сложности с образом тела: в период беременности, кормления, климакса и старения. Люди в возрасте 45–55 лет переживают такие же сильные изменения, как и подростки, когда тело не соответствует стандартам, заявленным в обществе как эталон».
Печь пироги
Юлия Деревянко: «Все люди изначально появляются с готовностью доверять своему телу, мы этим наделены от природы. Но рано или поздно найдётся тот, кто скажет о каком‑то недостатке. Естественная реакция на это – агрессия. Но эта эмоция находится под запретом в обществе, её нельзя открыто выразить, поэтому сказанное помещают внутрь и испытывают отвращение к себе, чувство стыда и стеснение за тот же длинный нос. Но каждый человек имеет право остановить это словами, заявить, что не желает слушать оценку, критику».
Ольга Ковалёва: «Для критического восприятия комментариев сформируйте мнение о собственной ценности. Одобрение себя будет кратковременным, если вся ваша ценность заключена в форме тела. Ищите более надёжные источники собственного достоинства, занятие, из‑за которого вы чувствуете себя ценным. Им может стать такая простая работа, как печь пироги».
Юлия Деревянко: «Обращайте внимание на телесные ощущения, восстановите чувствительность. Мы бежим по жизни, решаем задачи, организуем встречи, многое преодолеваем, при этом забываем о себе. Даже в неподвижном теле много движения, ежесекундно оно ведёт с вами диалог. Помните об этом и прислушивайтесь к ощущениям, переключите внимание с внешности на жизнь в собственном теле. Будьте добрыми и внимательными к себе, особенно в трудных ситуациях. Не переделывайте тело, а договаривайтесь с ним. Относитесь терпеливо и не осуждайте свои особенности. Не прибегайте к изоляции при неудачах».
— Как правильно реагировать, когда ребёнок говорит, что его не устраивает внешность?
Юлия Деревянко: «Посидите с ним рядом, скажите, что понимаете и вам грустно от того, что он переживает сейчас. Не говорите о внешности, обсудите чувства, которые возникли. Не убегайте от этих переживаний. Родители стараются быстро развеселить, дать конфетку, отвлечь ребёнка. Это срабатывает, но не даёт малышу прожить эмоцию и идти дальше. Просто помогите ему побыть в этом переживании. Покажите, что это для вас тоже важно, не обесценивайте информацию».
— Моя дочь полная, как правильно себя вести, если она не понимает этого?
Ольга Ковалёва: «Не поможет, если скажете: «Ты полная, нужно худеть». Предложите ей больше двигаться ради здоровья, будьте примером. Выберете ту физическую нагрузку, которая доставит ей удовольствие, заинтересует, подойдёт по силам и возрасту. Не указывайте на то, что она не хороша в своих размерах, не сопоставляйте её со сверстниками. Чтобы не допустить травли, разговаривайте об этом на классных часах, с классным руководителем, со школьным психологом».
Анастасия Писаревская