Два первых, три вторых: чем и как кормят защитников Отечества
Как питаются курсанты учебного центра Воздушно-космических сил РФ в Белгороде
-
Статья
-
Статья
Командование войсковой части 20925 секрета из солдатского меню делать не стало и пустило корреспондентов «Белгородской правды» в столовую.
Меню на неделю
Столы в солдатской столовой застелены белыми скатертями. Меню (по‑армейски – раскладка продуктов) представлено в электронном виде – на мониторе и в бумажном – на стене. Нас встречает начальник продовольственной службы части капитан Александр Баринов.
«Меню на неделю составляет исполнитель услуг, повторяется оно дважды в месяц, – рассказывает Александр Викторович. – Изменения могу внести я и начальник медслужбы. После этого раскладку продуктов утверждает командир части».
Вот уже несколько лет питание в армии определяет слово «аутсорсинг». Это значит, что обеспечивает солдатское меню сторонняя гражданская организация, специализирующаяся на общепите, – именно её начпрод назвал исполнителем услуг. Былых нарядов по столовой у срочников нет – картошку до поздней ночи они не чистят и посуду не моют. При этом, разумеется, военные контролируют весь процесс – от закупки продуктов до раздачи готовых блюд.
«За 20 минут до начала приёма пищи дежурный по части, дежурный врач и дежурный по столовой снимают пробу с каждого блюда прямо из котла», – объясняет капитан.
А ещё в столовой есть командирский день – понедельник. Командир части лично пробует пищу, проверяет организацию питания и санитарное состояние столовой.
Масло и карамель
Питание в части трёхразовое. Специальному суточному наряду – караулу – положена дополнительная порция ночью. В столовой питаются лишь курсанты и военнослужащие в суточном наряде. Остальные военнослужащие сами решают, как воспользоваться обеденным перерывом – сходить домой или в соседнее кафе.
Для полевых условий предусмотрен индивидуальный рацион питания – семь вариантов сухого пайка. В его основе – мясные консервы.
Засиживаться за столом у курсантов времени нет: на приём пищи отводится 20 минут. Поэтому в столовой, как и в армии в целом, главное – дисциплина и порядок. Первыми узнают меню дежурные роты, а затем объявляют товарищам. Так что к линии раздачи блюд каждый курсант подходит, наверняка зная, что выберет из нескольких вариантов первого и второго блюда – в современной российской армии предлагают блюда на выбор.
Например, меню завтрака, который начинается в 6:30, включает пельмени со сметаной, мясо птицы отварное, кашу молочную рисовую, икру кабачковую, морковь свежую, натуральные консервированные кукурузу и фасоль, варёное яйцо, плавленый сыр, вафли, печенье, кофе растворимый с сахаром, молоко в индивидуальной упаковке.
Главным солдатским лакомством во все времена считалось сливочное масло. Здесь его выдают 45 г в день – по 15 г на каждый приём пищи. А ещё на завтрак и обед выдают по две леденцовые карамельки: нынешним срочникам они заменяют табачное продовольствие, поясняет начпрод. С 1 апреля и до середины июня военнослужащие получают мультивитамины «Гексавит» – по одному драже в день.
4 200 ккал в день
Обеденное время всё ближе. На кухне хлопочут женщины в поварских колпаках. Чем накормят солдат сегодня?
«Блюда не повторяются, – уверяет нас технолог Татьяна Горлова. – Например, если на первое предлагаем картофельный суп, то подавать картофельное пюре на второе нельзя».
Сегодня на выбор два первых блюда: щи из свежей капусты или гороховый суп. Несколько вариантов вторых блюд: к жареному мясу или тушёной говядине на гарнир можно выбрать гречку с жареными овощами, макароны или картофельное пюре. Салаты – морковь с консервированными огурцами и свёкла с чесноком. Хлебный паёк включает ломоть белого и два серого. На третье – четыре вида сока в индивидуальных упаковках. В разные дни бывают компот, напитки из лимона и боярышника.
Кажется, поднос уже полон, но впереди ещё салат-бар: курсанты выбирают овощные закуски, сверяя выбор с контрольной порцией.
Посуда в столовой керамическая. В этом не только эстетический, но и воспитательный момент: военнослужащих приучают к аккуратности. Порции большие: чего стоит один суп, едва уместившийся в пол-литровой тарелке! Пюре по норме – 300 г, мяса – 150 г.
Курсанты – вчерашние мальчишки, они ведь ещё растут! Диетологи подсчитали, что в этом возрасте и при таких физических нагрузках организм должен получать около 4 200 ккал в день. На каждый продукт существуют нормы, утверждённые строгим документом.
«На ужин предлагаем два вида рыбы с гарниром по выбору», – говорит технолог.
Причём рыба в армии – это не только минтай. В разные дни можно попробовать запечённую навагу под белым соусом или жареную камбалу под томатным, а также пикшу и горбушу.
Кто‑то из бывших срочников спросит: а как же перловка? Ведь ещё недавно это была главная армейская крупа, прозванная солдатами шрапнелью. Разжалованная было перловка сейчас вновь вернулась в солдатское меню, но в умеренном количестве – 1–2 раза в неделю.
«Некоторые курсанты признаются, что они такого разнообразия дома не видели», – говорит Александр Баринов. – Кто‑то и вовсе в студенческом общежитии только «Роллтоном» питался».
Сладкие посылки
Для «истощённых «Роллтоном» здесь своя диета. Курсанты с дефицитом массы тела получают усиленное питание. Если есть избыток веса, то в порциях не ограничивают, но предлагают дополнительные тренировки. Впрочем, за четыре месяца, что курсанты находятся в учебке ВКС в Белгороде, все успевают подтянуть фигуру и накачать мышечную массу.
В части 20925 служат ребята со всей России. В воскресенье они пишут письма домой, созваниваются с родными.
Например, ефрейтор Иван Федотов – из Рязани. Служит третий месяц. Первое время мама спрашивала по телефону про питание.
— Сейчас уже не спрашивает, знает, что меня всё устраивает, – говорит курсант.
— Когда вернётесь домой, что попросите маму приготовить? – спрашиваем мы.
— Борщ, – улыбается молодой человек.
Сейчас он ждёт посылку из дома. Там обязательно будут сладости. Сгущёнка, конфеты, печенье – главный солдатский запрос домой. Съесть всё это можно с товарищами в чайной комнате – она есть в каждом подразделении.
Ну и какая же часть без «чипка»! Здесь он тоже есть – это что‑то среднее между буфетом и магазинчиком, где можно купить не только чай и кондитерку, но и бытовые мелочи.
Увольнительные, пусть не очень часто, но случаются. Выйти за территорию части курсанты могут в составе подразделения или с приехавшими навестить родителями. Как не заглянуть в ближайший продуктовый магазин за чем‑нибудь не особо полезным, но таким притягательным?
«Заходят ребята из части, – кивает продавец одной из соседних торговых точек. – Чаще всего покупают шоколадные батончики, сухарики, сладкую газировку, семечки».
Строго выверенное солдатское меню допускает вольности лишь по праздникам. Например, в День защитника Отечества ребят побалуют сладостями и свежими фруктами. Да и праздничные посылки из дома, наверное, уже в пути.
Как кормили в Советской армии в конце ХХ века
Сергей Белов (Борисовский район): «Клейстер» и хлеб
Служил в особых условиях: в 1982–84 годах был в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.
«Поселили нас в палатках на 40 человек. Кормёжка – не сказал бы, что хорошая. Картошку толчёную называли клейстером. Ложку тянешь – и тарелка за ней тянется. В штабных машинах для офицеров высшего состава – КУНГах – стояли плиты типа буржуйки. Ночью там картошки нажарим, хлебушек у нас с собой… До вечера так и терпели, в столовую никто не ходил, только если только узнаем, что с Союза привезли что‑то новенькое – макароны, гречку. Мясо бывало, если барана где‑то раздобудут. Свиней в части держали.
Сладкого хотелось в Афгане – край. Не знаю почему. Хоть и жарко, пить потом хочется. Ящик сгущёнки выдадут на взвод, откроешь и с буханкой хлеба наяриваешь…
Раз в месяц мы деньги получали – 11 чеков (33 рубля). При части магазин был – «чипок». Сигареты там покупали – «Родопи», «Столичные», «Яву». Те, что выдавали бесплатно – «Смерть на болоте» (так мы называли «Охотничьи» сигареты), – были такими термоядерными, что их в основном молодые курили, у которых денег не было».
Юрий Кумейко (Белгород): Никакого аутсорсинга
В 1980–1982 годах проходил срочную службу в танковой Кантемировской дивизии в подмосковном Наро-Фоминске.
«Гражданских специалистов на аутсорсинге тогда, понятно, не было. В столовой работали двое поваров из числа срочников, дежурный прапорщик и наряд из военнослужащих. Они и обеспечивали питание всего полка. В наряд по столовой заступали на сутки. В учебке это был один из самых тяжёлых нарядов, ведь в дивизионной столовой питались почти 6 тыс. бойцов в три смены. Это была каторга – за сутки в этом наряде не удавалось поспать и часа. Дежурные мыли посуду, накрывали столы, носили бачки с едой – всё бегом. И всё вручную – никаких посудомоечных машин не было. Ну и, само собой, приходилось в колоссальных количествах чистить картошку, привозить продукты с хоздвора, всё грузить и разгружать.
Когда мы прибыли в часть, стало полегче: личного состава здесь было меньше в пять раз. Наряды по столовой считались тяжёлыми, но сытными. В них заступали с вечера. Ночью занимались подготовкой к следующему дню: привозили продукты, мыли и резали овощи. Иногда даже удавалось поспать.
Кормили нас вполне сносно. На завтрак давали кашу, бутерброд и чай с двумя кубиками сахара. Хлеб всегда был свежий, с маслом. Вопреки стереотипам, проблем не возникало: наш батальон был одного призыва, поэтому старослужащих, которые обычно отбирают масло у молодых, у нас попросту не было. На приём пищи отводили не более 10 минут. Особенно жёстко было в учебке: никого не интересовало, успел ты доесть или нет.
На обед давали суп на основе крупы, на второе – картошка с мясом. Иногда – салат из свёклы или капусты. И напиток – компот из сухофруктов. Свежих фруктов в нашем рационе не было.
Ужинали кашей. Повара старались чередовать крупу – гречка, пшёнка, перловка. Иногда на ужин был бигос – тушёная кислая капуста с мясом. Это блюдо имело не очень приятный запах, но от еды никто не отказывался, потому что солдаты всегда были голодные. Когда свой батальон дежурил в столовой, ночью тайком после отбоя мы пробирались на кухню, чтобы пожарить картошку на комбижире. Повара закрывали на это глаза, потому что танкистов побаивались и уважали.
Сладкого не хватало. В части мы ходили в солдатское кафе, где на скромное жалованье можно было купить молоко, кефир и сладкую булочку. Сгущёнку и конфеты выдавали только во время учений. Вообще на учениях кормили, как правило, лучше, чем в части. Прямо на позицию подъезжала ПАК – передвижная автокухня. На учениях готовил батальонный повар – он всегда старался, чтобы получилось вкусно».
Как кормят в армиях других стран
Олеся Шпагина проходила военную службу в рядах ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля).
«Питание в ЦАХАЛ организовано по‑разному, в зависимости от назначения подразделения, места его дислокации, степени секретности. Например, когда я служила в военном суде, трёхразовое питание обеспечивала служба доставки (кейтеринг) от гражданских фирм – ресторанов, кафе.
Когда служила в боевых войсках, наша база располагалась на территориях, доступ к которым был строго регламентирован. И там уже работала собственная кухня с поварами-срочниками. Так же организовано питание солдат и в частях, временно передислоцированных, например на учениях или в случае боевых действий.
Поставками продуктов для армейских столовых, как и кейтерингом, занимаются только авторизованные фирмы и только через открытый конкурс – тендер.
В израильской армии срочников очень часто отпускают домой на выходные. Солдаты из дома могут прихватить всякие вкусняшки – чипсы, орехи, но немного: чтобы не пропали.
Но в принципе надобности в этом нет. На больших военных базах есть магазин с обычными товарами: здесь можно купить напитки, мороженое, орешки, шоколад и прочие сладости, сигареты, предметы личной гигиены. На базах поменьше или с более строгим режимом таких магазинов нет, но пару раз в неделю приезжает машина с тем же самым набором.
На завтрак и ужин у нас обычно отводится 40–45 минут, на обед – час. Это не только приём пищи, но и просто обеденный перерыв – можно поесть и немного отдохнуть.
Организованы армейские столовые, как и обычные: большая раздача, проходя вдоль которой солдаты выбирают блюда по вкусу. Набор блюд, конечно, не так велик, как в отелях на Мёртвом море или в Эйлате, но весьма разнообразен и меняется каждый день. Всё очень вкусно и кошерно.
Правда, для вегетарианцев и веганов меню было поменьше. Когда я служила, особенно страдали веганы: на завтрак, например, им зачастую приходилось довольствоваться лишь салатами. И хотя их кулинарные предпочтения находят всё большее понимание в обществе в целом, армейское командование не очень за этим успевает. Но постепенно и для них составляют разнообразное меню.
Кстати, когда я служила в боевой части, у нас отличительной особенностью были кожаные ботинки определённого цвета. Но одна из девушек была веганка, и ей в виде исключения командование разрешило надеть чёрные ботинки из кожзаменителя».
Подготовили Нелля Калиева, Вадим Кумейко