Рацион № 3
Сухпаёк – это индивидуальное питание солдата, которое ему выдаётся при выполнении боевых задач, например, при длительном походе. В паёк входят завтрак, обед и ужин – одним словом, в нём содержатся все питательные вещества, которые необходимы взрослому мужчине на 24 часа. Он упакован в твёрдую переносную коробку – важно, чтобы еда была герметично закрыта, не пропускала влагу и выдерживала удары. В блюда сухпайка входят максимально натуральные продукты, насыщенные витаминами.
Чтобы блюда не приедались, выпускается семь разновидностей армейских пайков. При групповом перекусе можно обменяться с товарищами тем, что кому больше нравится. Нам достался «Индивидуальный рацион питания № 3». Ну что ж, проверим, что там!
Содержимое пайка можно разделить на три части: сладкое, несладкое и несъедобное. К последнему относятся салфетки, спички, таганок, таблетки сухого горючего и несколько пластиковых ложек.
Решили начать с несладкого. На упаковках написано: «Перед употреблением рекомендуется разогреть». Для этого нужно собрать таганок и воспламенить горючую таблетку. И если с первым мы справились на ура, то вторая часть инструкции вызвала проблемы. Первая спичка не дала никаких результатов. Ничего не случилось ни после второй, ни после третьей. Мы извели все шесть спичек, а таблетка так и не воспламенилась, только покрылась чёрной корочкой. Возможно, у таблеток вышел срок годности, а может, мы что‑то делали не так. Пришлось всё есть холодным.
Что влияет на аппетит
Начали со шпика. Открыли, и у нас сразу пропал аппетит. Шпик доверия не вызывал. Несмотря на то что это свиное сало, внешне шпик был похож на холодец, такого же цвета и запаха, разве что только тёплый. Как человек, никогда не пробовавший шпик, Андрей решил, что это блюдо на вкус похоже на рыбу с хлебом. Тем, кто не привык к армейской жизни, вряд ли это понравится. Саша пробовать шпик и вовсе отказалась.
Вторым был плавленый сыр. Этот продукт обыкновенному едоку более привычен, поэтому открытий небольшая упаковка не сулила. Однако и впечатления он не произвёл.
А дальше нас поджидала рисовая каша с мясом. На счёт «три» каждый попробовал по ложке каши. Наверное, это худшее, что было в пайке – прилипший к стенкам рис был похож на спрессованных опарышей. Кроме того, об него можно было легко сломать пластиковую ложку (и дело вовсе не в сроке годности, мы перепроверили всё несколько раз)! Возможно, что‑то исправила бы горелка, но мы об этом никогда не узнаем, потому что первого впечатления от каши нам хватило с лихвой.
Потом мы открыли овощную икру, и она стала первым, что понравилось Саше. Выглядела как кабачковая, но на вкус – точь-в‑точь томатная паста. Саша намазывала это на галеты – сухие печенья, которые заменяли хлеб. Получались настоящие армейские бутерброды.
Далее следовали говяжьи тефтели и мясо с фасолью и овощами. Тефтели пробовал Андрей. Несмотря на то что вкус непривычный, тефтели были очень сытными – после двух съеденных не хотелось есть ещё часа три. Саша взяла на себя мясо с фасолью и овощами. Обещанной говядины в упаковке почти не было, но овощи оказались действительно вкусными.
Потом в дело пошли маленькие упаковки с колбасным фаршем и паштетом. Это очередные намазки на галеты, как и кабачковая икра – все три продукта соответственно едят на завтрак, обед и ужин. Колбасный фарш – это как мягкая варёная колбаса. А паштет – обыкновенный. Правда, Саша обнаружила в составе говяжьи мозги, чем сразу испортила нам обоим аппетит.
И фарш, и паштет нельзя назвать ни сладким, ни кислым, ни солёным. Вообще, большая часть еды в пайке была безвкусная (на то он и сухой) и не всегда приятная, зато сытная и питательная.
Из Везёлки не наливали
А потом (наконец‑то!) мы перешли к сладкому. Начали с яблочного пюре.
«Кажется, у него нарушена герметизация, лучше не ешьте», – заботливо заметила фотограф.
Но всё же решили открыть и проверить, испортила ли нарушенная герметизация внешний вид и запах пюре. Оказалось, нет. И выглядело, и пахло пюре как подобает. Словно детское питание из баночек. Саша, соблазнённая его видом, сразу же умяла всё пюре. Говорит, оно было кисленьким и очень вкусным.
А вот яблочное повидло оказалось слишком приторным, даже вприкуску с галетами.
Также в сухпаёк входил шоколад. Настоящий батончик шоколада, которым может насладиться солдат. И мы тоже насладились, порадовавшись привычной еде.
Из напитков солдатам предлагаются чёрный чай, кофе и растворимые концентраты со вкусом малины, вишни и персика. Конечно, в походах никто не бегает с пятилитровкой и чайником – воду берут из ближайшего водоёма и очищают с помощью специальной таблетки. Здесь мы схитрили. Не рискнув отведать воды из Везёлки, достали бутылки с обычной питьевой и развели концентрат.
Пока Саша внимательно изучала инструкцию и прикидывала, в каких пропорциях наливать воду, Андрей высыпал в чашку первый порошок – малиновый. Развели водой и размешали. Напиток стал ярко-розовым, а вкусом отчётливо напомнил малиновый кисель – только не густой. Наш фотограф утверждала, что это – «Юпи» из 90-х, практически легендарная вещь. А мы решили, что лучше уж чай. Правда, заварить его не получилось (опять эта горелка!).
Паёк закончился. Что‑то нам понравилось больше, что‑то меньше, что‑то не понравилось совсем. И, честно говоря, если сытным назвать его можно, то лакомством – уж точно никак. Конечно, в боевых условиях сухпаёк необходим, и разбирать «вкусно – не вкусно» никто не будет. Но покупать пайки без нужды можно только для интереса либо для длительных путешествий.
Личные впечатления
Игорь Дюкарев, начальник пункта отбора по контракту (2 разряда) по Белгородской области, майор:
«В 1990-е годы в сухпайках не было такого разнообразия, как сейчас. Была тушёнка, каша, сгущённое молоко, галеты, сахар, соль, перец, чай пакетированный. Не было сухого горючего, салфеток, ложек одноразовых, повидла, жвачки, сухих напитков, водостойких спичек. Но пища была калорийная. Вспоминая свои курсантские годы в училище, выходы на полевые занятия и десантные прыжки, смело скажу: на человека в день вполне хватало. В начале 2000-х годов индивидуальный рацион питания (ИРП) для удобства сразу паковали на три части: завтрак, обед, ужин. В нём появились сухое или сгущённое молоко, рыбные консервы.
Призывникам, контрактникам и их родителям ни в коем случае не следует думать, что сухой паёк используется для повседневного питания. Только для полевых выходов, военных действий. В расположении частей солдаты едят полноценно, порой лучше, чем дома.
Сегодняшний сухой армейский паёк – это максимальная концентрация практичности, компактности, калорийности и удобства. Он потяжелел – коробка с ИРП весит 2,1 кг, но тут солдаты вряд ли против. Зато всё в лёгкой, одноразовой термоупаковке из фольги, которую можно греть на огне.
Купить ИРП можно во многих магазинах военторга, спецодежды. Их можно найти в Белгороде по запросу в Интернете. Продавцы говорят: среди покупателей – рыбаки, охотники, туристы. Те, кто много времени проводит на природе. Их часто покупают женщины: сухпай – превосходный подарок, греющий душу любого мужчины».
Олег Гончаренко, журналист:
«Летом 2013 года группа юных курсантов военно-патриотических клубов области во главе с председателем региональной организации Союза десантников, подполковником Мансуром Абдрахимовым ездила в одну из колыбелей ВДВ – в Рязань, в 137-й полк и знаменитое десантное училище. Был в поездке с ними и автор этих строк. Жили и питались в полку по солдатскому распорядку.
По приезде оказалось: в полковой столовой пропало электричество, обычное питание не приготовить. Солдатам выдали на ужин сухпайки. Ребятам-белгородцам – тоже. Умяли за милую душу! На обратный путь в автобусе мы также получили эти ИРП и съели с большим аппетитом.
Возможно, рафинированной части молодёжи, привыкшей к пиццериям и кофейням, что‑то в сухпае может не понравиться. Но мы‑то знаем, что он вполне вкусен. Ведь чтобы еда была вкусной, нужно не бить баклуши, а хорошо работать – и заслуженно проголодаться!»