«Всё равно что сходить в армию». Как белгородец участвовал в партнёрских родах с женой
Житель Белгорода Дмитрий Сазонов – счастливый отец четырёх детей. Двух из них он лично встречал при появлении на свет
-
Статья
-
Статья
Для «Белгородской правды» многодетный папа развенчал страхи и предрассудки сильного пола о совместных родах не только как мужчина, который непосредственно пережил этот опыт, но и как кандидат психологических наук: Дмитрий Сазонов – руководитель психологической службы БелГУ.
Доступно каждому
«Многие считают участие в родах немужским делом. Но это нелепо! Мужчина всегда присутствует в начале пути, при зачатии ребёнка, и его участие считается нужным и неизбежным. Так почему при завершении пути не все мужчины присутствуют? – удивляется Дмитрий. – Раньше обстоятельства не позволяли нам присутствовать на родах ни законодательно, ни психологически, ни технически, да и вообще общество не было готово. Но сейчас ситуация изменилась, и проблем с этим нет».
Поэтому, когда он однажды случайно наткнулся на информацию о совместных родах, то решил участвовать:
«На самом деле мои первые партнёрские роды прошли стихийно: я к ним не готовился, никакие курсы не посещал. Просто давно было желание, но не было возможности присутствовать на родах, а тут – третий ребёнок. И я пошёл».
Многие считают, что присутствие отца ребёнка при родах – что‑то из разряда американских фильмов, а если это и возможно, то обязательно платно и доступно лишь в элитных частных клиниках. На самом деле совместные роды одобрены законодательством как бесплатная услуга для граждан России в любом роддоме.
Всё, что было необходимо Дмитрию, – это предварительно пройти флюорографию и сдать некоторые анализы, написать заявление в перинатальном центре, а также взять с собой защитную медицинскую одежду, шапочку и бахилы. Он находился в родовом зале во время появления дочери на свет и два часа после родов, как и положено по закону, если у роженицы и младенца нет осложнений:
«Главный принцип в родах – не мешать. Я стоял рядом с женой, помогал тужиться, а когда малышка появилась на свет, снимал на телефон её первые процедуры, а потом сделал селфи с женой и ребёнком».
В первый раз Дмитрий участвовал в партнёрских родах в 2016 году, когда родилась дочь Мария. Во второй раз – осенью 2019-го, когда в этот мир пришла её младшая сестричка Анна. Вторые роды отличались тем, что он испытывал меньше тревоги.
С чем сталкивается мужчина
«В первую очередь это предрассудки типа «не мужское это дело», «я не специалист по родам» и «что скажут люди?». Зачастую мужчины испытывают неловкость перед друзьями за то, что они идут на партнёрские роды. Но вы бы видели, что они говорят и как себя ведут, когда эти роды посетили. Наверное, это всё равно что сходить в армию. Гордость просто распирает», – признаётся Сазонов.
Каждый мужчина испытывает определённые опасения, когда размышляет, участвовать ли в таком особенном мероприятии. Психолог разделил их на группы:
Страх натуральности родов. Все составили себе какую‑то картинку, хотя зачастую искажённую, как это всё выглядит, и выглядит это всё нелицеприятно. Это реальный треш, потому что ничего подобного в повседневной жизни мужчина не видит. Такой опыт тебя выдёргивает из реальной жизни и помещает в какую‑то иную реальность.
Отсутствие контроля. Мужчины практически не контролируют процесс родов. Они и не должны его контролировать. Это делают медики и сама роженица. Я помню, на родах, когда я увидел тревожное лицо врача, подумал, что что‑то, наверное, пошло не так. Я начал суетиться, мне хотелось что‑то спросить и даже что‑то посоветовать. Надо справляться с этим желанием.
Вдруг не справлюсь. Вполне реальны факты, когда мужчины падали в обморок, начинали плохо себя чувствовать и тем вносили сумятицу в роды. Врачи должны были переключаться на папу, а мама переживала за мужа.
Впечатлительность. Некоторые мужчины боятся, что, увидев жену в таком состоянии, они потеряют к ней сексуальный интерес и отношения изменятся в худшую сторону. Да, такой риск есть. Но большинство страхов и предрассудков разрешаются самостоятельно, на курсах подготовки к родам, у психолога или во время общения с каким‑то опытным папой, который был на партнёрских родах.
Невероятная близость
По словам Сазонова, партнёрские роды – это момент истины для отношений.
«Поверьте: ничего подобного в вашей жизни не было, – уверяет Дмитрий. – Наверное, это ещё можно сравнить с ощущением влюблённости, когда испытываешь такое единение души с близким человеком, что это просто окрыляет. Невероятная близость возникает в отношениях, невероятное соучастие в той боли, переживаниях и страданиях, которые приносят роды, и в то же время радость от этого».
В родильном зале муж для женщины – это единственный человек, который связывает её с тем миром, откуда она пришла. Ведь стандарты требуют, чтобы родильное отделение выглядело именно родильным отделением, а не санаторием, поэтому уже сама обстановка напрягает и пугает. А мужчина связывает роженицу с большим миром и говорит: «Всё закончится. Мы потом вернёмся домой, и всё будет хорошо».
«В награду вы получаете своего ребёнка, причём получаете здесь и сейчас, – подчёркивает Дмитрий. – Даже когда слушаешь по телефону информацию о ребёнке, тебя распирают эмоции. Но это всё мелочи по сравнению с тем, как они распирают вас в родзале. Текут слёзы, трясутся руки, перерезаешь пуповину, как в два раза сложенный кожаный ремень. Да, оказывается, она такая крепкая! Смотришь на всю эту обработку ребёнка и стоишь рядом, плачешь. Это чистые эмоции, тут даже слова зачастую сложно подобрать. Мне кажется, при этом возникает другое отношение к ребёнку, потому что ты его фактически принял из утробы».
Техническая сторона дела
«У роженицы в предродовой период и во время родов миллион потребностей: «Возьми меня за руку! Обними меня! Потри мне здесь! Принеси воды! Дай салфетку! Убери воду, не хочу! Принеси другую салфетку!» – рассказывает психолог. – Поверьте: это не капризы, а насущная потребность. И даже если вы видите в этом какой‑то каприз, для женщины в тот момент это важно. Даже если она скажет поплясать перед ней, то попляшите, потому что она этим самым себя регулирует, справляется с теми переживаниями и ощущениями, которые сопровождают её в период родов.
Если папа всё делает правильно, то для женщины это помощь в фокусировке на родах, «отключение мозгов». «Отключать мозги» нужно, потому что роды – это по большей части безусловный процесс: всё задано природой, и у женщины срабатывает очень много инстинктов и врождённых механизмов родовой деятельности, поэтому нужно как можно меньше мешать этим механизмам. И врачи постоянно работают с психологией рожениц, потому что именно негативная психология мешает этим естественным процессам».
Нужна подготовка
Дмитрий Сазонов рекомендует готовиться к совместным родам.
«Станьте беременной парой, – советует он. – Не женщина вынашивает ребёнка, а пара. Посмотрите на натуралистические изображения родов. Составьте свою картинку родов – то, как вообще это может происходить, какие могут быть сложности. К примеру, когда я увидел, как головка моего ребёнка появляется вся синяя, я был в шоке, думал, что произошло что‑то катастрофическое, например асфиксия. На самом деле это оказался нормальный процесс. Тревожные лица акушерок и врачей – это тоже нормально, потому что роды – это ответственно».
Психолог вспомнил случай, когда в Америке женщина рожала с маской Чубакки из «Звёздных войн». Эта маска преобразовывала крики в рёв инопланетного существа. Так она справлялась со своими эмоциональными переживаниями.
«Поэтому договоритесь о том, чего вы ожидаете друг от друга на родах и что вы можете друг другу дать», – подводит итог Дмитрий.
Мнение белгородок о присутствии на родах мужа
Надежда Бондаренко, менеджер:
«Когда я была беременной, то интересовалась этой темой, но, родив, хочу сказать: присутствие мужа не нужно! Ладно ещё в элитной клинике, когда вокруг роженицы суетится множество врачей, а муж не видит толком, что там у жены под простынкой происходит. Но я рожала в обычной больнице, и физически мне было настолько плохо, что я не особо понимала, что вокруг вообще происходит. Был бы там отец ребёнка, президент или папа римский – мне было бы всё равно. И для самого мужа роды – зрелище не из приятных. А вот после завершения процесса любимого мужчину можно в палату впустить».
Ольга Сафронова, педагог:
«Конечно, я хотела бы, чтобы отец ребёнка присутствовал на родах! Так медики будут вежливее с тобой и не скажут знаменитую фразу: «А с мужиками спать не больно было?!» Да и вообще, при свидетелях с твоей стороны уход будет лучше. Так что я всеми руками за партнёрские роды. Но, увы, когда я рожала, муж был против, так что пришлось справляться самостоятельно».
Анна Гиенко, администратор в сервисном центре:
«Я в принципе за отсутствие родителей при родах. Для женщины, естественно, должен быть укольчик, а как она проснётся, ей уже ребёнка дают. Идеально! Я считаю, что рожать самой нежелательно не только из‑за боли, но и потому, что женщина сама может что‑то сделать не так, на что‑то сил не хватит, плюс пуповина, неправильное положение ребёнка. Всё очень рискованно. Лучше пусть этим занимаются специалисты. После таких процессов женщине наверняка морально непросто. А мужчине каково на это смотреть? Там же не бабочки и цветочки, там кровь, воды, плацента, капельницы, уколы, страдающая жена, её ещё и резать могут. Отец успеет увидеть ребёнка и чуть позже».
Олеся Алтухова, молодая мама:
«Для женщины в родах главное – чувство безопасности и уверенности. Если ей для этого нужно присутствие мужа и он сам готов её поддержать – это прекрасно. Многие мужчины отказываются по разным причинам, но я считаю, что быть в такой момент рядом со своей женщиной – это серьёзный поступок. Очень радует, что сейчас в городе есть курсы подготовки будущих мам и пап к рождению малыша, где всё подробно объясняют. Я сама их проходила и в роддом шла как на праздник, правда, без мужа. У нас возникала мысль о парных родах, но обстоятельства сложились иначе. И ещё я рекомендовала бы каждой беременной поговорить с психологом, чтобы избавиться от страхов».
Анна Емельянова