«Хочу роскошь сделать доступной». Как белгородец зарабатывает на кошельках ручной работы
О своём пути к кожевенному производству «БелПрессе» рассказал Роман Подпоринов
-
Статья
-
Статья
Сейчас кошельки, ремни, сумки и рюкзаки из натуральной кожи занимают всё время и все мысли Романа, хотя пока трудно назвать его мастерскую гарантированным источником дохода.
Почему кожа
«Я работал управленцем в дорожной компании. Денег не хватало, и я стал искать, где бы заработать. Думал заняться производством поролона, но выяснил, что в России сырьё для него не делают, только в Германии или Китае.
Пока изучал идею с поролоном, попалась на глаза ссылка на кожаные изделия ручной работы. Я всегда любил качественные кожаные вещи – начал изучать это направление и очень увлёкся. Было это четыре года назад. Я нашёл поставщиков кожи и попробовал её перепродать. Получилось. И понял, что если уж продаю кожу, то надо в ней как‑то разобраться, а это возможно, только если сам работаешь с кожей. Тогда я углубился в пошив: стал смотреть мастер-классы, экспериментировать с изделиями, узнавать технологические процессы и тонкости. Своё первое изделие – обложку для блокнота – я шил около недели. Она до сих пор где‑то дома лежит.
Изделия из кожи – очень популярный вид бизнеса. Кажется, ими не занялся только ленивый. Сейчас я расскажу про сырьё и маржинальность, и вы поймёте почему».
Сколько кошельков в одной корове
«Я использую кожу крупного рогатого скота. Закупаю её в России, Белоруссии, Франции, Италии, Казахстане. Везде есть и хорошее сырьё, и плохое. Квадратный метр кожи стоит от 2 тыс. рублей и до бесконечности. Я беру сырьё в пределах 2–2,5 тыс. рублей за «квадрат». Одна шкура коровы – около 2 кв. м, грубо – 4 тыс. рублей. Её хватает примерно на шесть кошельков или две сумки. И вот смотрите: кажется, купил шкуру за 4 тыс. рублей и нашил из неё кошельков на 12 тыс. рублей. Колоссальная маржинальность! Вам ещё не захотелось заняться кожей?
Только попробуйте сначала продать изделия. Найти клиента в нашем деле – самое сложное.
Ну а начинаю я свою работу с разработки модели. На это уходит около трёх дней. Ищу идеи в интернете, затем моделирую лекала в программе на компьютере. Их нужно выпилить из фанеры. Картон не обеспечит точность при выкраивании, и я могу испортить кожу, к тому же он быстро истреплется. Фанера тоже не вечная: со временем при вырезании на ней появляются неровности, и лекала надо менять. У меня нет лобзика, я отвожу выкройки в цех, где за 300 рублей мне вырезают лекала на одно изделие. Далее я вырезаю по ним заготовки из кожи, сшиваю их и обрабатываю края.
Кожевенному мастерству учился сам – по мастер-классам в интернете. Специального образования у меня, к сожалению, нет. Все тонкости узнаю на собственных ошибках, а их очень много».
Сколько стоит ручной труд
«Любой бизнес, в том числе и ремесленный, выживает либо за счёт объёмов и низкой цены, либо за счёт производства качественных единичных продуктов с высокой стоимостью. Я долго думал и выбрал второе. Да, сложнее и дольше, но честнее. Хотя пробовал и иначе: нашил пять кошельков на машинке, в итоге два продал и понял, что мне стыдно смотреть людям в глаза. Я хочу делать только качественные вещи.
Работаю один, все изделия сшиваю вручную, и объёмов у меня быть не может. Если не отвлекаться, один кошелек будет готов часа за четыре. На него надо выставить такую цену, чтобы окупить мастерскую и заработать на жизнь, но в то же время, чтобы товар не залёживался по полгода. Пока у меня нет наёмных работников и моё имя нельзя назвать известным, я продаю простое портмоне от 1 000 рублей и по 1 800–2 200 рублей – женские кошельки, хотя считаю, что это очень дёшево. По моим ощущениям, оптимальная цена на кошелёк ручной работы из натуральной кожи – 3 тыс. рублей.
Ремни продаются по 2–3 тыс. рублей, обложки на паспорт – по 800–1 000. Цена на сумки и рюкзаки зависит от сырья, сложности изделия и пожеланий заказчика. Портфели я выставил от 9 тыс. до 13 тыс. рублей.
Вообще, если мне что‑то не нравится в изделии, я его не продаю, отдаю друзьям. Самой неудачной вещью и самой дорогой ошибкой был рюкзак: большой, на подкладе, с усилением задней спинки. Я потратил на него полторы недели, но при сшивании подвела машинка. Если на ткани можно распороть шов, переделать, и это будет незаметно, то на коже остаются дырочки, и ничего уже не сделаешь. Пришлось отправить его в брак. Я потерял около 4 тыс. рублей на материале, кучу нервов и времени.
Ну а если собрать весь брак, не знаю, перекроет ли доход от его продажи все мои затраты».
Про продажи и рекламу
«Когда я начал заниматься кожей, то жил в Шебекино. Кроме как в интернете, продавать там особо негде. Продаж почти не было: один-два кошелька в месяц, а то и совсем ничего. Моими немногочисленными покупателями были те, кто знал меня лично. Все изделия я шил дома вручную. Часть сырья уходила на пошив, часть я продавал таким же мастерам, как я.
Мои первые проданные изделия – четыре обложки для блокнотов по 2 тыс. рублей и одна за 4,5 тыс. рублей. Затем я сшил под заказ пять сумок-шоперов с длинными ручками по 8 тыс. рублей. Оказалось, что под заказ работать очень тяжело: не понимая технологии, заказчик часто предъявляет неисполнимые требования к изделию.
Сейчас я живу и работаю в Белгороде. Продаю так же, на месте, отдаю в магазин «Полки». Про объёмы продаж говорить рано. Я не веду учёт прихода-расхода, но вижу, что пока в минусе. В месяц продаётся примерно 10–15 изделий – маловато, чтобы оправдать существование всего предприятия.
Я давно завёл инстаграм, набрал больше 3 тыс. подписчиков, но однажды страничка удалилась по неизвестной причине, и восстановить её никак не получилось. Это моя самая большая потеря. Я завёл новую плюс группы в соцсетях, где выкладываю фотографии и списываюсь с покупателями, формируя базу клиентов. Рекламу я даю в пабликах и группах, в месяц на неё уходит около 6 тыс. рублей. Но толку от неё немного.
Как ни странно, кожа – товар сезонный, её покупают в холода, и сейчас самое начало сезона продаж. Покупают одинаково мужчины и женщины, но основной ассортимент рассчитан на женщин».
Что нужно для работы
«Если оставаться в нише мастера-надомника, то нужно только сырьё, небольшой набор инструментов и мастерство. Если говорить о полноценном бизнесе, нужны другие масштабы: оборудование, машинки и помещение, где будет производственная и выставочная части.
Первое помещение я арендовал примерно через год, после того как увлёкся шитьём из кожи. Через знакомых нашёл 30 кв. м на бывшем заводе в Шебекино – 8 тыс. рублей в месяц. Дорого, хотя аренда всегда дорогая, ведь отдаёшь из своего кармана. Там поставил свою первую машинку. Я купил её за 15 тыс. рублей в закрывшемся ателье по ремонту обуви. Моих надежд она совсем не оправдала: нижняя строчка местами виляла, что недопустимо, особенно на мелких изделиях. В итоге машинка так и осталась не у дел.
Три месяца назад я переехал в Белгород и нашёл здесь помещение 30 кв. м за 17 тыс. рублей. Здесь же я скооперировался с другим ремесленником, и теперь у нас общее оборудование и инструмент: раскроечный стол за 7 тыс. рублей, пресс для тиснения кожи –107 тыс. рублей. Есть машинка для заклеивания корешка блокнота, называется она термобиндер и стоит 57 тыс., ремнерез – 45 тыс., набор ножей – около 60 тыс. У меня больше сотни разных ручных инструментов. Из них необходимых – десятка два: нож для раскроя и сменные лезвия, шило, линейки, штангельциркуль и другие разметочные приспособления, набор пробойников разного шага, молоток, торцбил (кромкорез), кризер (беговщик), специальные иголки и нитки, шорный пони – специальные тиски, в которые закрепляются детали при сшивании.
Я пытался сэкономить на инструменте – не вышло, в итоге купил в Москве хороший, он обошёлся примерно в 15 тыс. рублей. Время от времени всё нужно обновлять, к примеру те же маты для кроя. Я купил три за 3,6 тыс. рублей, они прослужат год, потом необходимо поменять.
Если не считать затраты на мой обед, один день жизни мастерской обходится в 740 рублей. В месяц она забирает не меньше 20 тыс. рублей, а приносит от 20 до 40 тыс. рублей.
На развитие бизнеса я брал кредит 500 тыс. рублей, часть этих денег пошла на закупку кожи. Общие затраты на мастерскую подсчитать невозможно, однозначно больше 300 тыс. рублей, а ещё вкладывать и вкладывать. Хотелось бы хорошую машинку, б/у стоит 70 тыс. рублей, новая немецкая или японская – от 500 тыс. рублей, нужна машинка для спуска края кожи и ещё много чего».
Я хочу
«Мне нравится то, что я делаю, и я хочу заниматься этим всю жизнь. Сейчас работаю на ассортимент и создаю коллекции: кошелёк, косметичка, сумка. Ещё экспериментирую с мебелью и уже собрал первое кресло.
В целом я иду к полноценному ателье, которое может дать объёмы, сохранив качество. Всё реально, я верю в качество, потому что сам не терплю одноразовые вещи. Я бы хотел создать альтернативу именитым французским и итальянским брендам: их качество и элегантность по вменяемым ценам. Знаете, Коко Шанель говорила, что ручная работа – это роскошь, а я хочу доказать, что и роскошь может быть доступной».
Ирина Дудка