Школьный обед. Кто и как кормит учеников в Белгородской области
О меню в сельских и городских школьных столовых «БелПресса» узнала у поваров и поставщиков продуктов питания
-
Статья
-
Статья
Рассказываем, сколько стоит обед в столовой, из чего складывается меню и могут ли на него повлиять ученики и их родители.
По следам бочковых огурцов
«Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам», – по команде учителя хором скандировал наш класс, прежде чем взяться за ложки. Хотя вкусного‑то в школьных обедах начала 1990-х годов было мало. Пустой суп, водянистое картофельное пюре да котлеты, в которых присутствовал лишь лёгкий намёк на мясо. Но рот у меня до сих пор наполняется слюной при одном лишь воспоминании о кислых кружках бочковых огурцов: неровно нарезанных, дырявых посередине и звонко хрустящих на зубах.
Эти огурцы, а также капусту, свёклу, морковь, мы, ученики, сами выращивали на пришкольном участке.
Сейчас большинство белгородских сельских школ отказались от практики выращивания овощей на пришкольных участках. Во‑первых, потому что трудотерапия подрастающего поколения с лопатой и тяпкой приравнивается чуть ли не к детскому рабству, а во‑вторых, из‑за того что вся сельхозпродукция, идущая в школьную столовую, должна проходить экспертизу в Роспотребназоре. Куда менее хлопотно купить всё на торгах.
Овощи по списку
Впрочем, так думают далеко не везде. Например, столовая в школе села Клименки Вейделевского района до сих пор на самообеспечении.
«Обед у нас стоит 35–40 рублей. Овощи сдают родители учеников по нормативу: 35 кг картошки, 6 – лука, 7 – моркови, 8 – свёклы и 11– капусты. Ягод или сухофруктов – по килограмму, – рассказывает повар Надежда Кудренко. И добавляет: – Вся продукция выращена на личных огородах, а чего не хватает – школа потом докупает».
Кое‑что в небольших количествах здесь по‑прежнему выращивают на школьном приусадебном участке. Много винограда – его урожай идёт на компот. Всю сельхозпродукцию возят на анализ, получают заключение контролирующего органа и пускают в дело.
«Залог вкусного обеда – старание поваров и правильная сервировка блюд», – подчёркивает Надежда Васильевна.
Хотя угодить современным детям непросто. Из первого юным клименковцам нравится гороховый суп, из вторых блюд – макароны и картофельное пюре с гуляшом. Говядину же, а особенно рыбу, которая просто обязана быть в меню, школьники не жалуют.
«Мы много экспериментировали, в разных видах её подавали: и запекали, и под омлетом, и с овощами. Остановились на запечённой кусочками и солёной сельди», – вздыхает повар.
Зато столовскую пиццу дети очень любят, поэтому её тут готовят часто.
Выбор и свежесть
В столовой Скороднянской школы Губкинского округа подход к организации питания детей иной – все продукты в столовую возят с комбината школьного питания. Раньше тут тоже выращивали овощи, квасили капусту и солили в бочках огурцы-помидоры, но сейчас от этой практики отказались: слишком хлопотно. Стоит обед не дороже 40 рублей.
«Для того чтобы дети ели в школе, меню должно быть разнообразным, а продукты – свежими», – считает повар Татьяна Фоменко.
Она работает здесь 32 года и может сравнить, как кормили детей в школах раньше и как их кормят сейчас.
«Раньше победнее был ассортимент блюд: супы да каши, причём не со сливочным маслом, как сейчас, а с маргарином. Творожных блюд – всех этих запеканок и пудингов – и в помине не было. Зато был бефстроганов из печени – вкусный и очень полезный. И дети его ели. А сейчас почему‑то не возят. Дорого, наверное», – рассуждает Татьяна Георгиевна.
По её словам, больше стало мясных и рыбных блюд. Последние здесь готовят пару раз в неделю: в виде котлет и запекают рыбу кусками. Поменялась и технология приготовления блюд: раньше и котлеты, и рыбу могли поджарить, а сейчас школьное меню приближено к диетическому: либо варка, либо тушение, либо запекание в пароконвектомате.
От комбината – к фабрике
Плюс-минус те же подходы к организации школьного питания и в других муниципалитетах. Цены разнятся не сильно: в Борисовке, например, школьный обед стоит примерно 45 рублей, в Вейделевке – от 55 до 60, в Грайвороне – около 50.
А вот в Белгороде в новом учебном году цена школьного обеда равняется 75 рублям.
На смену прежнему поставщику продуктов в школы – комбинату школьного питания – пришёл новый – Фабрика социального питания.
Её директор Денис Семикопенко рассказал, как теперь будут кормить школьников.
— Денис Сергеевич, ваша организация размещается на базе комбината школьного питания. Это просто смена юридического лица?
— Нет, не только. Прежде всего изменился подход к качеству школьного питания. Раньше закупки продуктов происходили через торги и потому нельзя было отследить их качество. А сейчас мы напрямую заключаем договоры с производителями. Это качество продуктов, их свежесть.
— По каким принципам выбираете поставщиков?
— Смотрим, чтобы это был известный бренд и та продукция, которую сами покупаем и кормим детей дома. Стараемся, чтобы такие же продукты были и в школах.
— Изменилось ли меню?
— Мы разработали десятидневное меню, которое отвечает всем современным требованиям к питанию школьников по вкусовым и качественным характеристикам. Оно стало более разнообразным и вариативным – дети могут выбирать. Например, из мясных блюд – котлету или гуляш. Изменился и сам подход к приготовлению блюд. Кроме минтая, появились блюда из горбуши – мы даём её не только запечённой, но и в виде котлет. У нас даже наггетсы есть. Сейчас мы получаем обратную связь из школ и вносим в меню правки. Надеемся создать такое, которое будет нравиться и детям, и родителям – чтобы они были уверены, что не зря платят деньги: ребёнок в школе покушает, а не останется голодным.
— Слышала, некоторые новые блюда школьникам «не зашли»?
— Да, это, например, овощные котлеты и чечевичный суп. Дети их не ели, и мы их уже убрали из меню. Некоторые блюда, например, пп-бургеры (правильный, диетический бургер – прим. ред.), в школах просто нет возможности приготовить из‑за недостаточной технической оснащённости столовых. Мы данный вопрос изучаем, провели мониторинг – всё, что мы ввели в меню, всё будет.
— А на самой фабрике какие‑то блюда для школьных обедов готовятся?
— Нет, в школы мы поставляем только продукты. Никакой готовой еды. Всё готовится на месте, непосредственно в школьных пищеблоках. У нас есть холодильные камеры, чтобы хранить, например, мясо. Покупаем только филейную часть – говядину и курятину – в вакууме и только охлаждёнку. Привозим продукты в школы согласно меню и нормам. Стараемся организовать прямые поставки. Например, чтобы хлебозавод сам развозил свой хлеб по школам. Пока обслуживаем 42 школы в Белгороде и Старом Осколе, но в планах выйти на область.
— В начале учебного года некоторые белгородские родители в соцсетях жаловались, что со счетов пропали прошлогодние остатки денег на питание?
— Действительно, был сбой в «Виртуальной школе», связанный с перестройкой системы. Сейчас эту техническую ошибку исправят, и всё вернётся на счета.
— Фабрика каким‑то образом контролирует технологию приготовления блюд по меню в школах, собирает отзывы детей и родителей?
— Да, у нас есть специальная оперативная группа, куда входят наши технологи и завпроизводством. Они ездят по школам каждый день и контролируют технологию приготовления блюд, следят, чтобы она не нарушалась. Опрашиваем учеников, родителей, директоров – выслушиваем их замечания и пожелания и стараемся реагировать на отзывы в соцсетях. Мы сами активно просим, чтобы люди оставляли комментарии. Мы всегда на связи по телефонам, завели странички в соцсетях, где каждый день стараемся размещать меню. И если обнаруживаем несовпадение, то реагируем, выясняем причины. Хотелось бы получать обратную связь, чтобы мы могли оперативно решать возникшие проблемы.
Филе с ананасами и нектарины
Часть школ областного центра – № 36, 38, 39, 44, 11 и 6 – кормит комбинат питания завода ЖБК-1. Началось всё с гимназии № 38. В 2001 году на завод обратился директор учебного заведения, обеспокоенный качеством школьных обедов. Он попросил кормить учеников гимназии через столовую предприятия. Процесс пошёл – на завод поступило множество благодарностей от школьников и их родителей. Потом ещё пять школ Белгорода попросили взять их на обслуживание.
В этом году предприятие кормит шесть городских школ. Стоимость обеда – 75 рублей. Но для старшеклассников – начиная с 5-го класса – комбинат питания предлагает другое меню, за 85 рублей. Туда входит, например, куриный шашлык и филе с ананасами, котлета «дружба», несколько овощных салатов на выбор. Из фруктов, кроме яблок, – сливы, груши, нектарины.
«Мы имеем право выбирать продукты для приготовления блюд, ориентируясь на устраивающее нас соотношение цены и качества, а не проводить закупки по 44-ФЗ. Поэтому у нас нет такого, чтобы взяли мелкую гнилую картошку. Зелень и свежие овощи для салатов, например, берём у белгородских тепличников», – рассказывает директор комбината питания ЖБК-1 Галина Крапивина.
Что говорят об обедах белгородские школьники и их родители
Алиса Морозова, школа № 45, 8-й класс:
«Я и мои одноклассники заметили, что в этом году нас стали кормить вкуснее. Мы и в прошлом году платили за горячее питание, но, честно говоря, аппетита у меня та еда не вызывала даже после урока физкультуры. Сейчас почти каждый день в меню – любимые всеми котлеты. Я дежурила пару раз по столовой и могу заверить: на тарелках остаётся меньше, чем раньше. Правда, суп едят не все, да и вообще его многие на себя проливают.
Я слышала, что в некоторых школах появился шведский стол – вот бы нам такой! Чего не хватает в меню? На мой взгляд, фруктов и каких‑то других напитков, кроме чая и компота. А моя подруга всё мечтает, чтобы хотя бы иногда нам давали пельмени».
Иван Вахненко, школа № 17, 6-й класс:
«Как кормят в нашей школьной столовой, мне не нравится. Рис, например, то не доваривают, то переваривают. А самые нелюбимые у меня – котлеты из овощей. И вообще – все котлеты, потому что они нескончаемые, их дают постоянно. Люблю рассольник и ещё один оранжевый суп. Наедаюсь вполне, добавки не кладу. Но ем одни супы, потому что только они съедобные. Бывает, что еда холодная. Второе вообще холодное всегда. Супы, правда, горячие – их подают прямо в кастрюле и накладывать их можно без ограничений. Не ем только борщ – он всегда или слишком кислый или слишком солёный.
Я бы хотел, чтобы в школе давали именно те блюда и в том виде, как их подавали на дегустации: бургеры, наггетсы, картошка фри по авторским рецептам здорового питания, обещанные соусы, салаты».
Мария, мама Вани:
«Блюда действительно далеки от обещанных, которые были в дегустационном зале в хинкальной в мае. Обещали ланч-боксы, пп-бургеры, наггетсы, картошку, запечённую рыбу, мясо, был вкуснейший борщ на дегустации. А получаем разваренные макароны, слипшийся рис и котлеты не пойми из чего».
Ольга Сергеева, школа № 19, 6-й класс:
«Все супы и борщи очень вкусные, горячие. Холодным бывает только чай. Мне нравится картофельное пюре и котлеты. Часто дают салат из капусты и свёклы – их можно сколько угодно накладывать, рыба бывает один и даже два раза в неделю. Не люблю пшённую кашу – всегда не доедаю. Вот сегодня как раз она была. Хорошо бы в школьной столовой был шведский стол, чтобы можно было выбирать. Мне порции хватает, наедаюсь. После школы у меня или танцы, или «художка» – и до вечера не голодная. В прошлом году я не питалась в школе, так как не было первого. Носила еду из дома в ланч-боксе. А в этом году стала есть в столовой».
Ада Абхалимова, лицей № 38, 3-й класс:
«Иногда совсем не ем, что в столовой дают. Сегодня, например, был суп невкусный – свекольник, а мне нравится борщ. Поэтому съела только немного макарон с котлетой, хоть они и были холодными. И компот выпила. На завтрак дают молоко и яблоко. А ещё вкусную запеканку и блинчики – их ем с удовольствием. Только мёд не люблю – зачем им всё поливают?»
Александр, отец Ады:
«Мне не нравится, что нет выбора. Вот Ада не ест мёд, но его всё равно налили всем на запеканку. Может, было бы лучше поставить на столы соусники, чтобы каждый ребёнок сам решил, хочет он его или нет? И с подливкой аналогично – многие дети её не едят. Большая проблема – холодная еда, но тут, скорее всего, дело в логистике. Хорошо бы, чтобы был хотя бы минимальный выбор: кто‑то не ест, например, рыбу – возьмёт котлету. Школьная столовая могла бы быть в этом плане более гибкой. Я даже готов платить за это больше, и многие родители, уверен, тоже – лишь бы дети ели. Но те деньги, которые выделяются на питание ребёнка в день – их очень мало. А кашу из топора не сваришь».
Георгий Рагозин, школа № 36, 2-й класс:
«Мне не нравится рис с подливкой и гуляш, а люблю макароны с котлетой. Кексы вкусные дают, имбирные пряники к молоку. Из первого борщ ем – его люблю больше всего. Правда, он всегда еле тёплый, редко когда горячий».
Юлия, мама Георгия:
«Ребёнок ни на что не жалуется, только на рис. Что не нравится – не ест, а борща по две тарелки уминает. Голодным не остаётся – после школы ещё идёт в бассейн заниматься. Хотелось бы, чтобы детям давали меньше выпечки, а больше фруктов».
Тамара Акиньшина