28 марта 2025,  12:00

Оптимальная разница. Когда дети в семье будут лучше ладить

О том, как влияет разница в возрасте на взаимоотношения братьев и сестёр, рассказывает психолог Светлана Бутенко

Оптимальная разница. Когда дети в семье будут лучше ладитьФото: Ирина Гусакова
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Задумываясь о втором ребёнке, родители часто себе представляют, как их дети будут дружить и играть вместе или как старший ребёнок будет помогать с младшим.

«Стоит делать акцент не на разнице в возрасте детей, а на физиологической, психологической и материальной готовности родителей к появлению второго и последующих детей», – подчёркивает психолог Светлана Бутенко.

Ведь после рождения первенца, по мнению Светланы Александровны, женщине нужно восстановиться, потому что беременность, роды, кормление, бессонные ночи – это колоссальная нагрузка на организм.

«Сложное протекание беременности, роды, состояние здоровья ребёночка тоже могут увеличивать срок восстановления женщины. Этот процесс очень индивидуален: кому‑то необходимо несколько лет, а кто‑то чувствует силы стать мамой второй раз уже спустя год», – считает психолог.

По мнению специалиста, взаимодействие детей в семье друг с другом зависит не только от разницы в возрасте, но и от воспитательных моментов.

Вариант № 1: двойняшки и дети-погодки

Тут самая минимальная разница в возрасте. В ней, по мнению психолога, есть свои плюсы: дети практически с первых дней жизни вместе, у них общий темп развития, общие интересы согласно возрасту, общие друзья (особенно если дети однополые). Плюс родители ещё не растеряли навыки ухода за малышами.

Однако есть и минусы такой маленькой разницы в возрасте.

«Многие полагают, что младший будет стремиться повторять за старшим и будет чуть быстрее развиваться, но это не всегда так. Бывает и наоборот: старший ребёнок спускается на уровень младшего, чтобы получать то же количество внимания от родителей», – поясняет Светлана Бутенко.

Например, ребёнок внезапно может начать плохо разговаривать или заменить речь на указательные жесты и агуканье, капризничать, потому что в один-два года его понимания и жизненного опыта недостаточно, чтобы адекватно оценить необходимость ухода за младшим братиком или сестричкой. И тут на родителей ложится ответственность наблюдать, чтобы навыки детьми осваивались согласно возрасту.

Второй минус при столь маленькой разнице в возрасте детей, по мнению психолога, – это нагрузка на родителей, в частности, на маму.

«Ей придётся одновременно одевать детей на прогулку, кормить, укладывать спать. Сложно гулять на улице, когда один малыш ещё сидит в коляске, а второй бегает по всей площадке и нужно поспевать за ним. Женщине будет психологически и физически непросто в такой обстановке, и она будет нуждаться в дополнительной поддержке и помощи со стороны супруга, бабушек, няни – это нужно учитывать при планировании», – подчёркивает специалист.

Вариант № 2: разница в возрасте 2–4 года

Она так же, по словам психолога, способствует наличию общих интересов у детей. Старший становится более самостоятельным, умеет уже кое‑что сам надеть, помыть руки, может сам поиграть непродолжительное время. А родителям уже не нужно так сильно опекать его, как год назад. Часто в этом возрасте старший ребёнок уже посещает детский сад, и у мамочки появляется чуть больше времени для заботы и ухода за маленьким членом семьи. Однако и при таком, казалось бы, оптимальном, по мнению психолога, раскладе есть свои нюансы.

«К трём годам ребёнок начинает узнавать себя в зеркале, приходит осознание, что он отдельная от мамы личность. Появляется упрямство, протесты, капризы. Трёхлетка не может играть с полугодовалым ребёнком на одном уровне, ему неинтересно. При этом малыш часто на руках у мамы, поэтому первенец может проявлять ревность и конкурировать с ним за внимание родителей», – отмечает Светлана Александровна.

Важная задача родителей при такой разнице в возрасте между детьми, по мнению психолога, – научиться в равной мере распределять время между малышами, не назначать старшего виновником конфликтов и стараться сохранять нейтралитет. Воспитать детей самыми близкими людьми могут только родители.

Вариант № 3: разница в возрасте 5–7 лет

Для первенца наступает время «почемучки», он активно познаёт мир, ему всё интересно, он начинает размышлять и анализировать какие‑то события, у него появляется круг друзей в садике и школе, ему важно делиться с родителями происходящим, важно, чтоб им восхищались, чтобы его хвалили.

«При такой разнице в возрасте между детьми у них чаще всего не возникает общих интересов – тут уже большой разрыв в уровне знаний и навыков. Кроме того, у детей уже разный режим дня и разные потребности: один спит после обеда, а другого нужно забирать из школы. Или вечером один в девять уже засыпает, а у другого открывается второе дыхание. Родителям придётся очень постараться соблюсти баланс внимания, хотя это всегда сложно», – считает Светлана Бутенко.

Ещё одним подводным камнем, по мнению специалиста, является обучение старшего в школе. Тут у родителей появляются новые обязательства по проверке домашних заданий, происходит адаптация первенца к новой социальной роли, и очень важно не скатиться от безу­словной любви к любви за хорошие оценки. Постоянное эмоциональное напряжение мамы, по словам психолога, может привести к ухудшению взаимоотношений между супругами, поэтому активное участие отца всегда необходимо.

 

Арина и Таисия с нежностью относятся к Игнату Арина и Таисия с нежностью относятся к Игнату / Фото: Елена Журавлёва

 

Вариант № 4: разница в возрасте 8–10 лет

Младший школьный возраст – это возраст активного интеллектуального развития ребёнка. Он начинает логически мыслить, выстраивать причинно-следственные связи. Идёт развитие эмоционального интеллекта: ребёнок начинает распознавать простые эмоции – как свои, так и окружающих. У него развивается самоконтроль – умение сдерживать негатив и эмпатия – он может поддерживать других.

«При такой разнице в возрасте конкуренции за игрушки не будет. Но при этом, если у первенца есть любимая игрушка – она должна остаться его любимой игрушкой и не передаваться младшему, потому что малыш так захотел. Фразы в адрес старшего «тебе жалко, что ли?» или «да что он сделает с твоей машинкой?» могут обернуться развитием неприязни к младшему ребёнку и ревности. Родителям придётся постараться, чтобы выстроить границы общения между детьми», – подсказывает психолог.

Когда разница в возрасте такова, что старший ребёнок вступает в пубертат, это оказывает дополнительное влияние на отношения между детьми.

«Старший ребёнок может бунтовать, требовать признания своей взрослости и своих взглядов. Быть родителями подростка не менее сложно, чем быть родителями малыша. Частая ошибка, которая подстерегает родителей в таких обстоятельствах, – это эмоциональное отстранение от первенца на фоне конфликтов и повышенное эмоциональное включение в младшего. Из‑за этого старший ребёнок начинает чувствовать себя ещё больше непонятым и нелюбимым на фоне малыша, и тогда риск недоброжелательных взаимоотношений между детьми возрастает», – предупреждает Светлана Александровна.

Кроме того, по мнению психолога, частой ошибкой в такой ситуации является привлечение старшего ребёнка к присмотру и уходу за младшим, перекладывание на него ответственности. Это должно происходить только по желанию самого ребёнка.

«Рождение второго ребёнка не делает первого автоматически взрослым и ответственным, он продолжает быть ребёнком, не стоит лишать его детства», – подчёркивает специалист.

5-месячный Максим и 12-летний Серёжа 5-месячный Максим и 12-летний Серёжа / Фото: Алексей Дацковский

 

Светлана Александровна отмечает, что немаловажным моментом является подготовка первенца к новому члену семьи: для него это не должно стать сюрпризом.

«Старший ребёнок может испытывать различные эмоции – от радости до тревоги. Говорите с ним об этом, отвечайте на вопросы. Позвольте первенцу участвовать в подготовке к появлению малыша. Спросите, как бы он хотел его назвать, какие игрушки ему купить. Читайте сказки про братьев и сестёр, где описываются положительные моменты в их взаимоотношениях. И помните, что каждая семья уникальна. Главное – создать любящую и поддерживающую среду для детей независимо от их возраста», – подытоживает специалист по детской психологии.

Подготовила Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×