Из песочницы – во взрослую жизнь. Истории взросления белгородцев
Насколько возраст совершеннолетия совпадает с готовностью к самостоятельной жизни
-
Статья
-
Статья
Когда взрослеет нынешняя молодёжь, нужно ли современным юношам и девушкам специально готовиться ко взрослой жизни? Собеседники «БелПрессы» – о том, заметили ли они, когда и как закончилось их детство.
Игорь Сидоренко, студент, 22 года:
«Трудно сказать, когда именно начал чувствовать себя взрослым. Скорее всего, это произошло на втором курсе (Игорю было 18 лет – прим. авт.). После школы я начал делать всё самостоятельно: готовить, убирать за собой, стирать. Плюс сам стал распоряжаться деньгами.
Вот главный минус детства – у тебя нет собственных финансов. Из‑за этого не можешь позволить себе то, что ты хочешь. Кроме этого, есть множество ограничений со стороны родителей: например, нельзя гулять допоздна. Но плюсы в детстве тоже есть: любая мелочь приносила намного больше радости. Сейчас для меня день рожденья и Новый год – обычные дни, а раньше это были долгожданные праздники.
Главное преимущество взрослой жизни – это свобода. Минус – какие‑то обязанности, но без них никуда. Но плюсов у взрослого для меня больше, потому что ты можешь быть, кем хочешь.
Не считаю 18 лет универсальным возрастом для взросления. Кто‑то взрослеет в 14–15, а кто‑то – в 45 лет. Бывает, что человек и в 45 лет не задумывается о семье и других серьёзных вещах. Я поступил в институт в 17 лет, в 18 окончил первый курс. И я действительно почувствовал себя взрослее тогда, но не из‑за цифр, а из‑за того, что прожил первый год самостоятельно и адаптировался в университете.
Для меня критерии взросления – это ответственность за свои действия, независимость и возможность себя обеспечивать.
Мне кажется, есть такой период – формирование зрелости. Возможно, я не в полной мере его ощутил, либо он ещё не завершился. Какие‑то изменения во мне уже произошли, а какие‑то, наверное, только будут».
Ольга Колесникова, коррекционный педагог, 21 год:
«Когда почувствовала себя взрослой? Если рассматривать этот вопрос с житейской стороны, то я всё ещё ребёнок, потому что живу с родителями. Если говорить о внутренних ощущениях, то зрелость пришла ко мне очень рано.
Детства в классическом представлении, с играми во дворе, у меня и не было. Но мне кажется, главный плюс детства в том, что ребёнка не касаются «прелести» суровой реальности. В детстве мы принимаем позицию наблюдателя: смотрим, изучаем и пробуем. До того момента, пока ты себя осознаешь, пройдёт очень много времени.
Главный же плюс взросления – сама жизнь. Этот период я люблю больше. Конечно, я немного боюсь возраста. Мне кажется, это ужасно и круто одновременно. Даже когда ещё живёшь с родителями, начинаешь обособляться от них. Тогда всё, что ты делаешь, и всё, что тебя окружает, становится отражением себя самого. Минусов во взрослой жизни для меня нет. Разве только что мама больше не купит мне пачку наклеек.
Даже если бывают сложности, я воспринимаю их как необходимый опыт. Возможно, в детстве мне не хватало теплоты, друзей и безумных приключений. Но в целом я не мечтаю о том, чтобы хоть ненадолго снова стать маленькой.
Кажется, сейчас я восполняю то, чего мне не хватило в детстве: коллекционирую игрушки. Но это не мешает мне быть взрослой. Люди, которые не знают меня, считают меня инфантильной. Те, кто хорошо со мной знаком, знают, что я без любви к милым вещам – не я. Человеку необходимо чем‑то вдохновляться. Для меня этот источник – в милых вещах.
Цифры ничего не значат. Если тебе сегодня исполнилось 18 лет, это не говорит о том, что ты повзрослел. Однажды я услышала такую фразу: «Идиотом можно быть в любом возрасте». Так же и оставаться ребёнком можно очень долго.
После окончания школы я почувствовала себя взрослее, но лишь потому, что закончился большой период в жизни. На последнем звонке была счастлива, что ухожу, и боялась, потому что не знала, что делать дальше.
Для меня критерии взросления – это ощущение зрелости, способность делать выбор, отвечать за его последствия, брать на себя ответственность и способность позаботиться о себе.
Всё‑таки зрелость и совершеннолетие – это не одно и то же. Мы рождаемся и медленно подходим к тому, какими хотим быть. Для того чтобы стать зрелым, иногда нужно гораздо больше времени, чем 18 лет. Рано или поздно каждый приходит к своей зрелости».
Яна Тонких, HR-менеджер, 29 лет:
«Думаю, что я почувствовала себя взрослой, когда сильно поссорились родители. Мне было 15 лет, и казалось, что всё поменяется и многое со взрослых плеч свалится на мои. Но мама всегда готовила меня к самостоятельной жизни, поэтому бытовые дела не пугали. Потом родители помирились, но моё детство назад было не вернуть.
В детстве, пока ты мал, тебя всегда ограничивают родители. Меня, например, пускали гулять только до 19 часов и с праздников забирали раньше всех. Это главный минус.
Зато потом родители стали относиться ко мне как к равной. После 15 лет стали давать карманные деньги, и я распоряжалась ими сама. Но полная независимость от родителей наступила, только когда я переехала к будущему мужу (Яне было 24 года – прим. авт.). До этого родители так или иначе пытались контролировать мою жизнь.
Многие думают, что взрослеешь с появлением ребёнка. На самом деле – наоборот: малыш возвращает тебя в детство. Играя с сыном, я и сама чувствую себя ребёнком. Взросление же у меня произошло гораздо раньше. Думаю, когда вышла замуж. Но я не исключаю, что до сих пор взрослею.
До сих пор у меня нет любимого дела, потому что родители настояли на выборе факультета, который мне не нравился. Я всегда любила более творческие профессии, но мама с папой выбрали юрфак. Они считали, что только с таким образованием я больше заработаю.
Думаю, главный критерий взросления – это когда человек начинает брать ответственность за свои действия и решения.
Я не назову ребёнком того, кто играет во что‑то. Увлечения могут быть любыми. Мне, например, нравится аниме и косплей. Но я не вижу в этом ничего плохого: моё увлечение никак не влияет на остальные сферы жизни, хоть и кому‑то оно кажется детским и несерьёзным.
У меня есть знакомый, который живёт сегодняшним днём и не думает о последствиях – такой человек для меня ребёнок, потому внутренне он никак не меняется год от года.
Думаю, зрелый – тот, кто нашёл своё призвание и хорошо делает своё дело. Сейчас у человека есть столько вариантов попробовать себя, не нужно упускать эту возможность. Мне кажется, сейчас у меня заканчивается этот период формирования зрелости, потому что я нашла любимое дело – создание костюмов. Надеюсь, оно сможет приносить мне доход, потому что это то, что у меня хорошо получается и чем я люблю заниматься».
Сергей Лебедев,
кандидат социологических наук, руководитель лаборатории «Социология религии и культуры» Центра социсследований БелГУ:
Скорлупа и открытость
«Если сравнить моё поколение и поколение моих студентов, то различий довольно много. Процесс коммуникации сильно изменился. Интернет и электронные устройства сильно преобразили и рабочее, и досуговое время человека. С одной стороны, это прививает чувство усиленного индивидуализма, с другой, нынешняя молодёжь включена при помощи современных технологий в обширные сети общения, ограниченные только языковым барьером. Именно в этом проявляется двойственность современного молодого человека: с одной стороны – он в своей скорлупе, с другой – открыт всему миру; молодёжь мечется между двумя этими крайностями.
Отсюда вытекают и другие особенности: психологи отмечают, что современная молодёжь более ранимая. Чрезмерная ранимость может влиять в том числе и на процесс взросления. Например, некоторые стадии социализации проходить ранимым людям сложнее, поэтому им нужна дополнительная помощь.
Когда я был в возрасте поколения наших детей, то отмечал за собой, что достаточно инфантилен, если сравнивать с родителями и бабушками. Нынешние же студенты ещё более инфантильны.
Контексты жизни предыдущих поколений были более жёсткими. Историки говорят, что даже в развитых странах до XX века детство было очень коротким, а подростково-юношеского периода не было вовсе. Это появляется позже с расширением возможностей и ресурсов общества, которые позволяют тратить своё время на развитие, а не на выживание.
Примерно до 1960–1970-х годов дети вынужденно взрослели, а теперь люди могут позволить себе длинное детство. Последствием стала инфантильность».
Ответственность
«Главный критерий того, что человек стал взрослым, универсален во все времена. Это ответственность за свои решения и поступки.
Если человек умеет ставить задачу и решать её, продумывать, как это отразится на нём и окружающих, то этот человек – взрослый.
Яркий пример – поступление в вуз. Возможны разные мотивации для получения профессии: карьера, интерес, «потому что все так делают». Но всё же выбирать профессию нужно не только под влиянием внутренних склонностей, но и самому соответствовать запросам общества. Достаточно зрелые люди так и делают. Но полностью прогибаться под запросы рынка тоже плохо: ведь придётся заниматься нелюбимым делом. Такой подход – крен в другую сторону, который также говорит о незрелости человека.
Сегодня исследователи отмечают, что потребность в создании семьи отходит на второй план. Это тоже следствие инфантилизации. Человеку кажется, что у него всё впереди, что он всё успеет.
Но если он зрелый, то старается успеть всё вовремя и не откладывать что‑то на потом. Кроме того, есть физиологические особенности, которые ограничивают время человека на создание семьи».
Границы
«18 лет – это универсальная точка отсчёта для человека и общества. Примерно в это время все оканчивают школу и приступают к профессиональному образованию. Этот возраст необходим как ориентир. Периодически должны проводиться исследования, которые будут показывать, насколько этот возраст совпадает с реальным взрослением.
Думаю, что сейчас совершеннолетие фактически сдвигается дальше. Тем не менее эту границу нельзя размывать: человек должен знать, что по достижению определённого возраста от него ждут взрослых поступков.
Несмотря на это, после окончания школы или после совершеннолетия трудно чувствовать себя взрослым – хотя бы потому, что человек ещё не всё попробовал. Например, я начал чувствовать себя взрослым на третьем курсе. Так что в целом взросление наступает позже 18 лет. Хорошо, если оно завершается в течение студенчества.
То, что период детства увеличился, повлияло на характер запросов: теперь хочется дольше оставаться ребёнком. Для общества это тревожный симптом. Раньше особые технологии взросления не требовались, потому что человек вынужденно становился взрослым, но сейчас они становятся необходимы.
Это должно быть национальным проектом для государства, потому что от этого зависит, каким будет следующее поколение».
Формирование зрелости
«Выделение такого этапа учёными, как формирование зрелости – это признание реальности. Если этот период нам становится необходим, то о нём нужно говорить.
Это время на поиск «себя» появилось за счёт более комфортных условий жизни. Не всегда такой ресурс используют во благо. Например, Екатерина II отменила дворянские повинности, чтобы дать этому сословию больше времени на культурное развитие. Далеко не все воспользовались этой возможностью. Тем не менее после этого появились великие личности: Пушкин, Баратынский, Лермонтов. Так и сейчас не все правильно пользуются возможностью искать себя. На мой взгляд, чтобы этот возраст не затянулся, нужна целенаправленная работа общества.
За границей есть возможность взять gap year (год после учёбы, который можно потратить на путешествия и волонтёрство – прим. авт.) и узнать себя за это время. Это хорошая практика. У человека есть время осмыслить себя и принять более осознанное решение. Раз у юного поколения появилось время, то нужно воспользоваться им для личностного развития и становления.
Писатель и философ Иван Ефремов в своих романах о будущем высказал идею «Подвигов Геракла»: когда молодые люди, завершившие первый этап социализации, должны сделать что‑то полезное для общества в доказательство своей зрелости. В современном мире для этого очень хорошо подходит волонтёрство – в противовес инфантилизму и эгоцентризму».
Наталья Малыхина