Кризис отношений. Почему на 10 браков приходится 8 разводов
«БелПресса» выясняла, из‑за чего белгородцы разводятся
-
Статья
-
Статья
Наши собеседники – психолог, работник загса и представитель общественной организации неполных семей.
Всё разваливается?
«Сейчас по России приходится 83 развода на 100 браков, по Белгородской области – 87. Я начал смотреть статистику дальше и увидел, что мы уверенно идём к распаду института семьи, – ужаснулся в феврале 2019-го, посмотрев статистику браков и разводов, депутат облдумы Николай Незнамов. – Я не понимаю, почему государство не бьёт тревогу, не созывает экспертное сообщество. Все должны всполошиться, понять, почему всё разваливается!»
Белгородские статистики фиксируют, что всё разваливается с 1980-го. Ещё в 1970-м разводы были скорее исключением, чем нормой: поженились 10 тыс. пар, развелись всего 2 тыс. В 1980-м поженились 12 тыс. пар, расстались уже 4,6 тыс. В 1992-м 9,9 тыс. пар зарегистрировали отношения, а 6 тыс. расторгли: тогда на 1 000 браков было 610 разводов.
Самое критическое соотношение в Белгородской области было в 2002 году – 829 разводов на 1 000 браков. В 2017-м – 601 развод на 1 000.
«Последние лет семь количество браков и разводов примерно одинаковое, разводов – около 60 %», – говорит начальник областного управления ЗАГС Татьяна Слюсаренко.
Общероссийская статистика по разводам примерно такая же.
Алкоголь и измены
Основными причинами распада семьи социологи называют алкоголизм (40 %), вмешательство родственников (15 %), трудные жилищные условия или отсутствие своего жилья (14 %). Да, развод вполне объясним экономическими причинами: нет денег на своё жильё, молодые живут с родителями, они постоянно вмешиваются. Мужчины быстро ломаются и начинают выпивать, а женщины подают на развод.
«35 % разводящихся пар прожили в браке больше 10 лет. Основными причинами развода они называют супружескую неверность и психологическую несовместимость («не сошлись характером»), – продолжает Татьяна Слюсаренко. – На втором месте алкоголизм. У 5 % пар причина – невозможность иметь детей…»
Елена Скопцова, председатель белгородской общественной организации неполных семей «Наследие», считает, что супружеская неверность – не главная причина:
«Да измены были всю жизнь! И потом, если в семье всё нормально, ни муж, ни жена не пойдёт налево, значит, есть причина. Пьянство и жилищный вопрос – вот причины. Кто может осилить ипотеку под 12 %? Многие и второго ребёнка рожают, чтобы получить маткапитал и вложить его в жильё. А нет, так и продолжают с родителями тесниться».
«Наследие» работает в регионе с 1998 года. Скопцова рассказывает, что в те трудные годы в организации было около тысячи неполных семей: в основном женщины с детьми, и 90 % из них не работали.
«У мужчин работы тоже не было, они пили, женщины их выгоняли и оставались одни. Выживали благодаря помощи от спонсоров, которых мы находили, и тому, что выбивали полагающееся нам от государства, – вспоминает Елена Скопцова. – Мы собирали продуктовые наборы, дарили бытовую технику, добивались путёвок в детские лагеря, экскурсии устраивали».
Сейчас у них около 70 семей, все женщины работают, обращаются в основном за билетами на новогодние представления. «Наследие» по‑прежнему несколько раз в год собирает им продуктовые наборы, потому что неполным семьям тяжело.
Не сошлись характерами
«Причиной разводов бывают завтраки мужей с секретаршами, но куда чаще – со своими жёнами», – эту фразу приписывают канадскому педагогу Питеру Лоуренсу.
Из практики психолога Татьяны Сулимы: чаще всего разводятся после 7–10 лет совместной жизни.
«Не сошлись характерами» – это красивое название. 7 лет сходились и вдруг перестали? На самом деле люди не умеют разговаривать, – объясняет она. – Каждый хочет понимания и заботы, но для одних это означает просто не трогать, а для других – сидеть рядом и держать за руку. Надо разговаривать с партнёром о его потребностях и желаниях. Тогда всё будет хорошо. А если пары неделям молчат («я обиделась, а ты догадайся почему»), невысказанные обиды накапливаются. Чем дольше они молчат, тем ближе к черте «не сошлись характерами».
Сознательная бессознательность
Для одних развод – трагедия, для других – освобождение и начало новой жизни. Плох ли второй штамп в паспорте или хорош, каждый решает, исходя из своей ситуации. Но то, что институт семьи претерпевает большие изменения, – очевидно. Роли мужчин и женщин в современном обществе настолько быстро и сильно меняются, что традиционные узы брака не выдерживают.
— Может, привычный институт брака просто устаревает?
— Меняется – да, но не устаревает, – уверена начальник областного управления ЗАГС Татьяна Слюсаренко. – Браков стало чуть меньше. Во‑первых, женятся дети 1990-х, а их мало. Во‑вторых, наблюдается тенденция, когда хотят сначала окончить институт, найти работу, купить машину-квартиру, а годам к 30 – жениться.
— Может быть, те, кто уверенно стоят на ногах, более осознанно подходят к браку?
— А нужна ли здесь осознанность, вот в чём вопрос? В поколении бабушек никто не разводился, в поколении наших родителей разводы были единичны, а у нынешних 40-летних в браке две-три пары из 10. Так не лучше ли сначала «в омут с головой», а потом проявлять осознанность?
Человеку нужен человек
Психология пар до 25 лет и после сильно отличается. У каждого из нас четыре основных проекции на жизнь: тело, профессия, друзья и мечты-стремления.
«В молодом возрасте людям проще притереться друг к другу: вместе заниматься спортом, искать первую работу, расти профессионально. Они строят одну проекцию на дальнейшую совместную жизнь, – объясняет Татьяна Сулима. – Ближе к 30 они прочно стоят на ногах, это хорошо. Но у каждого из них уже сложились свои проекции, и им тяжелее их нарушать: люди не такие гибкие, как в 20 лет, когда многое было впереди. Потом, важно понимать из каких семей муж и жена, какие отношения были у их родителей и какие требования они сами предъявляют к браку и партнёру».
С годами требования к браку изменились, но человеческие потребности остались те же. Раньше брак был формой выживания: мужчина – добытчик и опора, женщина – мать и хозяйка. Сейчас все прекрасно справляются с обеими ролями, а женщин даже упрекают за излишнюю независимость.
«А что женщинам остаётся? На женщинах всё было, есть и будет, они понимают, что на них дом и дети», – констатирует Елена Скопцова.
И всё же даже после расставания и мужчина, и женщина ищут нового партнёра. Как не обжигайся, а каждому нужен рядом человек, который будет давать то, что может дать только человек.
«Наши основные потребности – это эмоциональное состояние, быт, материальное положение, дружба, секс и самооценка, – объясняет психолог. – Если одному важна самооценка, а другой постоянно говорит: «Ты молодец, ты золото», – тут любовь. Как только партнёр перестанет отвечать на эту потребность, в отношениях начнётся разлад. А есть потребность «нести свой крест» – такие женщины живут с алкоголиками и терпят побои».
Дать второй шанс
Государству массовые разводы невыгодны. От одиночек экономике никакого толку – живут с своё удовольствие, тратят на развлечения и поездки. То ли дело семья с тремя детьми: жильё, еда, одежда, обучение, медицина – и так до бесконечности. В браке выше шансы рождения детей, а это уже вопрос демографии и появления новых рабочих рук. В целом благополучие на семейном фронте положительно сказывается на настроении человека, его работоспособности и в конечном счёте качестве жизни. Поэтому государство продвигает семейные ценности и принимает разные попытки погасить разгорающиеся пожары в семьях.
К примеру, по всей области при загсах работают семейно-консультативные центры, где работники самих загсов, психологи и священники разговаривают с парами, находящимися на грани развода. Может быть, со стороны это выглядит нелепо: у людей всё летит в пропасть, а комиссия их жизни учит. Но именно когда всё в жизни рушится, даже слово постороннего человека способно всё изменить.
«Пары могут не приходить на консультации, если не хотят, – говорит Слюсаренко. – Мы не можем заставить людей сохранить то, что они не хотят, но иногда важно дать людям возможность подумать, не торопиться с решением. За прошлый год удалось сохранить 283 пары, в позапрошлом – 247».
Правда, загсы не фиксируют, сколько из тех, кто прошёл консультации, потом всё‑таки довёл дело до развода.
Психолог Татьяна Сулима считает, что второй шанс можно дать только тем отношениям, где остались эмоции, плохие или хорошие – не важно, а вот если ничего нет – всё бесполезно.
«Если начали жить с чистого листа, важно уметь полностью закрыть то, что было раньше, и никогда к этому не возвращаться. Это тяжелее, чем построить новые отношения», – говорит она.
В разное время звучали предложения: то поднять госпошлину при разводе до 30 тыс. рублей, то перед регистрацией брака тестировать пары на совместимость.
«Это насилие, – считает Слюсаренко. – Человек несчастлив в браке, и с него ещё требовать такие деньги? Идея с психологическими тестами тоже провальная. Любой тест – это стандарт, а как можно пару подвести под стандарт? Пока в голове не поменяется, ничего не изменится. Люди должны понять: они живут не для того, чтобы купить «Прадо», а чтобы род продолжить, чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым, чтобы у него была полноценная семья. Это фундамент всего».
Ирина Дудка
«БелПресса» спросила у белгородцев, нужно ли, на их взгляд, официально регистрировать отношения и почему люди стали реже заключать браки.
Алексей, студент:
«Семья – это отлично. Если люди не женятся, наверное, они не уверены в своих чувствах. И ещё развод платный» (смеётся).
Марина, студентка:
«Узаконить отношения – значит дать друг другу своеобразные гарантии, да и сложно человеку жить в одиночку. Но люди боятся обязательств, поэтому гражданский брак так популярен. Я хочу создать семью, но в более зрелом возрасте».
Сергей, руководитель предприятия:
«Конечно, брак нужен. Я сам женат. Мы с женой с 10-го класса знакомы. Поженились уже в зрелом возрасте… Некоторые люди, наверное, безответственно относятся к браку. Поженился – замуж вышла, а там уже и проблемы начинаются. К друг другу притираться надо. И, наверное, политика влияет: чем легче молодым людям жить, тем меньше голова болит, где денег взять на одежду, на еду, жильё оплатить. Людям сейчас проще по одному выживать».
Екатерина, студентка:
«Выходить замуж не собираюсь. В XXI веке изменились принципы и у женщин, и мужчин».
Даниил, артист:
«Разумеется, семья, законный брак необходимы. Но для многих сейчас колечко на палец и штамп в паспорте – это просто формальность. Знаю немало людей, кто предпочитает сделать тихую церемонию, для своих близких, родственников. А вообще бракосочетание – это красиво».
Надежда, студентка:
«Институт семьи очень важен. Но люди сейчас как будто просто не понимают друг друга. Возможно, из‑за разногласий в брак и не вступают».