Острый нюх и добрый нрав. Как работают служебные собаки на таможне
21 июня – День кинологических подразделений МВД России
-
Статья
-
Статья
Корреспонденты «Белгородской правды» побывали на тренировке с кинологом и бельгийской овчаркой Лорой в помещении и в машине.
Каждый слышал выражение: «Собака – лучший друг человека». Трудно с ним не согласиться, ведь четвероногие питомцы своей любовью и преданностью могут растопить любое сердце. Но собаки не только наши друзья, а ещё и верные помощники. Они могут быть поводырями, охранниками, пастухами, охотниками. Многие служат в МЧС и в полиции, помогают искать людей или задерживают преступников. Конечно же, на таможне тоже нельзя обойтись без четвероногих помощников, ведь острый нюх делает их незаменимыми в обнаружении контрабанды наркотиков, взрывчатых веществ и других запрещённых предметов.
За пару минут
Шестилетняя бельгийская овчарка тервюрен по кличке Лора служит на таможне с раннего возраста. Хотя на первый взгляд она совсем не похожа на грозу контрабандистов. Лора любит играть и совсем не против, чтобы её погладили. Она несёт службу вместе с главным государственным таможенным инспектором кинологического отдела Белгородской таможни Андреем Хорошиловым. Он работает с 2010 года, и Лора стала его вторым напарником.
Собаки в кинологическом отделе занимаются по нескольким направлениям: поиск наркотиков, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и денежных средств. Они также проходят специальные учебные тренировочные занятия: ищут спрятанные кинологом предметы. В это же время отрабатывается общий курс дрессировки. Служебный пёс должен без всякого принуждения выполнять команды кинолога «сидеть», «лежать», «рядом» и другие.
Лора работает сразу в двух направлениях – поиск наркотиков и денег. Измельчённые и запакованные в круглые шайбы денежные знаки кинологи называют учебными закладками. Они должны быть крупного объёма, например, от 1 млн рублей или 10 тыс. евро или долларов. Ведь у каждого человека есть деньги, и если собака будет реагировать на всех, то так дело не пойдёт.
Мы побывали на тренировке в помещении и в машине. Сначала кинолог вместе с собакой осматривает внешний контур машины, затем работает внутри. Лора меняется на глазах: она сосредоточенна и внимательна, от игривого настроения не осталось и следа. Обнюхивает багажник, затем переходит на заднее сиденье, потом исследует переднее – и вот деньги найдены в бардачке.
Даже неподготовленный человек может заметить, когда собака достигла цели: она буквально замирает на несколько секунд и утыкается носом в место, где спрятаны деньги. Поиск занял всего пару минут.
«Ай молодец! Моя умница, – подбадривает Лору Андрей Хорошилов и даёт лакомство за хорошую работу. – Собака своего рода взяточник. Она должна сделать работу и получить за неё поощрение – лакомство или игрушку. Когда поступила задача обучить Лору на поиск денег, я изначально был настроен скептически, думал, не получится. Но вы сами видели, всё прошло хорошо, она справляется».
Особенные прятки
Некоторые думают, что собак-ищеек подсаживают на наркотики для более эффективного поиска запрещённых веществ.
«На самом деле такая практика была у англичан, они действительно давали наркотические вещества служебным собакам. Но животное после этого сгорало в течение полутора лет. Проводили эксперимент, где взяли 100 обычных ищеек и 100 – употреблявших. Оказалось, что из 100 обычных собак цель нашли 98, а из подсаженных на наркотики – 100. Получилась разница в 2 %, которая ничего не решает. А по отношению к животным это не гуманно, да и вообще нецелесообразно», – добавляет кинолог.
На очереди тренировка в помещении. Собака должна уметь находить цель в любом месте независимо от посторонних запахов.
«Представим, что поступила информация о том, что контрабандисты обустроили базу, куда переместили денежные средства. Допустим, она совмещена с автомобильным боксом. Ситуации бывают разные, и не всегда мы работаем в чистом пространстве. Это может быть склад или гараж со множеством раздражителей: масло, резина, бензин. Собака должна из всего многообразия запахов выбрать тот, на который её натаскали. Это называется дифференцировка», – рассказывает Хорошилов.
Вместе с Лорой они не спеша обходят комнату. В этот раз она ещё быстрее находит деньги в одном из ящиков. Лора отправляется на заслуженный перерыв, конечно же, предварительно получив лакомство.
«Во время поиска собака возбуждается, импульсы проходят по всей нервной системе. Когда она нашла цель – это самый пик, взрыв, после чего нервные процессы начинают затухать. Тут важно понимать, что у них есть временные рабочие интервалы. Помимо физической усталости, есть и нервная. Всё это надо учитывать, – поясняет замначальника кинологического отдела Белгородской таможни Александр Пшеничный. – Андрей Николаевич всё прекрасно понимает и хорошо управляет Лорой. При проведении тренировок мы можем спрятать в помещении 2–3 закладки, иногда 4–5. Может же быть так, что в пункте пропуска контрабандисты применят отвлекающий манёвр. Например, вначале пронесут 50 граммов наркотика, мы их обнаружили – и всё, обрадовались, расслабились. А в следующей машине, допустим, проехало уже несколько килограммов. Поэтому наша задача переключать собаку, чтобы она после первого же обнаружения не отказалась работать дальше».
Помимо количества, место, где прячут цель, тоже постоянно меняют. Так, шайбы скрывают на высоте, располагают в глубине ящиков или тумбочек, маскируют мусором. Важно, чтобы собака находила спрятанный предмет на расстоянии не более 25 см, иначе на соревнованиях она получит незачёт.
Проверки обучения у служебных собак проходят постоянно, всё для того, чтобы определить уровень подготовки и кинолога, и питомца. Так же часто кинологи участвуют с подопечными в состязаниях. Так, Андрей Хорошилов с Лорой в соревнованиях Центрального таможенного управления заняли 2-е место по поиску валюты.
Наладить контакт
Для кинологической службы подходят не все породы собак. Выбирают животных, природные качества которых больше предрасположены к поиску, – это спаниели, лабрадоры, немецкие овчарки, малинуа, курцхаар.
По законодательным актам и документам собаку ставят на баланс в девять месяцев. Но на службе много личных четвероногих, которых кинолог берёт в более раннем возрасте. Нужно, чтобы щенок прошёл социализацию и привык к окружающей среде, людям, запахам и звукам и в дальнейшем не отвлекался на них.
Личную собаку кинолог покупает за собственные средства, занимается с ней, а затем проходит проверку. Если собака соответствует всем требованиям, то её ставят на баланс и отправляют учиться в специализированном центре.
«Животное числится имуществом кинолога, но во время службы получает безвозмездно все ветеринарные обследования, прививки, кормление, – объясняет Александр Пшеничный. – Собак обычно берут из питомников. Когда вращаешься в этой среде, всё равно сталкиваешься с заводчиками, узнаёшь информацию о том, какие собаки к чему более расположены. Например, овчарка является универсальной породой, может и искать, и задерживать. Но есть питомники, которые изначально развивают у собак охранные качества, и животные становятся агрессивными. Для кого‑то это плюс, но для нашей специфики совершенно не подходит».
Перед покупкой кинологи проводят отбор щенков, смотрят, подойдут они им или нет, и только потом заключают договор.
«Используя потребность собаки, например, в игре, кинолог начинает потихоньку выстраивать контакт. Постепенно образуется связь, так называемая пара, и формируется кинологический расчёт. От того, какими станут их отношения, зависит и качество дальнейшей работы. Но это достигается не одним днём и даже не годом. Сначала перед собакой нужно ставить те задачи, которые она в состоянии выполнить. Глупо требовать от щенка перепрыгнуть трёхметровый барьер. А выполняя простые задачи, он получает положительные эмоции, появляется мотивация. Постепенно выстраивается дрессировка», – говорит Пшеничный.
После обучения все собаки должны получить свидетельство в Московском кинологическом центре. Но тренировки у них проходят на постоянной основе, ведь все навыки должны быть доведены до автоматизма:
«Любовь к животным всегда должна быть на первом месте. Иногда ребёнку долго что‑то объясняешь: не прыгай или не бери еду руками. А животное же не понимает человеческую речь, и задача кинолога – иметь терпение и объяснить всё так, чтобы собака услышала. При этом не применяя силу. Бить животное категорически нельзя, это наоборот приведёт к отрицательному результату. Животное будет бояться кинолога, и никакого желания работать у него не будет».
Больше чем друг
По нормативным документам собака служит от трёх до пяти лет после завершения обучения в кинологических центрах. Но по каждому питомцу решение принимается отдельно. Есть собаки 7–8 лет, у которых возраст не сказывается на качестве работы, и их оставляют служить дальше. Конечно, до крайности никто не доводит, и 15-летних животных в таможенных органах не встретишь. После окончания службы четвероногих забирают домой кинологи. Они столько лет отработали бок о бок вместе и уже сильно привязаны друг к другу. Брошенными животные не остаются никогда.
«Лора для меня не просто собака. Это друг. К ней отношение не как к коллеге, а именно как к члену семьи. Она весёлая, любит играть. Собака по своему поведению схожа с ребёнком, только говорить не может. Существует мнение, что к ней нужно относиться как к механической игрушке. То есть она должна знать и выполнять только определённые команды, никаких с ней нежностей, игр не должно быть. Я так не могу, – рассказывает Андрей Хорошилов. – Есть спортивные собаки, участвующие в соревнованиях. Они, не обращая внимания ни на что, проходят площадку, смотрят на хозяина, по команде прыгают, падают, перелетают через барьеры. У нас по‑другому, условия работы предполагают большую социализацию, так как постоянно встречаются другие люди, дети, посторонние шумы. Мы тренируем послушание, но более мягко».
Лора послушно выполняет все команды, неотрывно смотря на кинолога, и в конце получает заслуженное лакомство.
«Кто‑то покупает специальные вкусности, кто‑то готовит самостоятельно. Всё зависит от предпочтений животного, – поясняет Александр Пшеничный. – А так кормим их по графику – два раза в сутки».
Летом, когда стоит сильная жара, собакам тяжелее работать. Кинологи говорят, что определить уровень кислородного голодания можно по языку: чем он темнее, тем больше нехватка кислорода.
«Многие думают, что собаку можно облить водой, и ей станет легче. Ни в коем случае. Если в жару намочить шерсть, то она начинает сильнее нагреваться, возникает парниковый эффект, и животному становится ещё хуже. Лучше ополоснуть водой открытые участки тела: лапы, брюхо, паховую область, но не трогать туловище», – объясняет Хорошилов.
Пока мы разговаривали, Лора не сидела на месте и активно требовала внимания. Получив свою дозу почёсываний, она вместе с кинологом отправилась на дальнейшую тренировку. Службу ведь никто не отменял.
Маргарита Грачёва