«Мозг собаки – её нос». Как в Белгороде учат собак находить нужный запах
«БелПресса» побывала на тренировке по ноузворку
-
Статья
-
Статья
Ноузворк – новое направление спорта с собаками, раскрывающее их обонятельные способности. Он соединяет в себе игру и соревнование и основан на инстинктивном желании собак нюхать. Основной принцип ноузворка – пёс должен найти нужный запах и дать об этом знать хозяину.
Появился этот вид спорта в Америке в 2006 году, в Россию пришёл в 2018-м. В Белгороде его продвигает инструктор Российской кинологической федерации Наталья Данилова. Первую группу собак по этому направлению она начала вести в ноябре прошлого года. Сейчас ноузворком под руководством Натальи занимается около 20 собак.
Действующие лица:
Наталья Данилова (тренер по ноузворку)
Айри (9-месячный бордер-колли: добродушный, любвеобильный и немного ленивый – пришёл сюда с Таней)
Лира и Мика (мама и дочь породы джек-рассел-терьер: непоседливые, разговорчивые и активные – их привели Оля с Алексеем)
Шила (10-летний пудель: умная, ласковая и внимательная – пришла с Диной)
Субботнее утро. Зал областного кинологического центра. Главные герои с нетерпением ждут начала занятия в разных концах зала.
Сцена первая: продаём глазки
Наталья расставляет в ряд на полу пять небольших картонных коробочек и поясняет:
«Сейчас посмотрим, что нам скажут собаки. Вчера группа ужасно нюхала картон, потому что материал имеет свой запах. Но дадим шанс. Если будет совсем плохо, заменим на пластиковые баночки».
Внутри первой коробочки – смесь запахов гвоздики, корицы и апельсина.
Первым на ринг выходит Айри.
«Зухэ!» – Таня по‑немецки даёт команду на поиск собаке и подсказывает рукой, где запах.
Тот нюхает – вроде понял.
На втором круге душистая коробочка перемещается на другую позицию в ряду, и Наталья поясняет:
«Меняем место закладки: была первая – теперь третья. Потом опять на первую позицию возвращаем. Нам нужно, чтобы собака пронюхала каждый объект. Заканчиваем всегда на первой – создаём собаке большую ценность первого объекта и вообщем ряда предметов». Сейчас не наталкивай его, обратимся к мозгам собаки (это уже Тане)».
Но Айри беззаботно проносится вдоль ряда коробочек – не нашёл.
Снова на старт. А запах опять в первой ёмкости. Пёс нюхает и недвусмысленно подталкивает носом нужную коробочку.
«Да молодец!» – горячо хвалит его хозяйка и скармливает поощрительную вкусняшку.
И тут же даёт нам совет:
«Не давайте им пропускать первую коробочку: мы учимся последовательному поиску. Здесь мы немного вступаем в противоречие с философией ноузворка, который нацелен на инстинкты собаки. Но так как задача немного искусственная, мы чуть-чуть притормаживаем её. Если мы позволяем собаке бежать по ряду – она самоподкрепляется, ей это нравится, но мы сразу возвращаем её на старт, если пропустила первую баночку».
Запах картона всё же здорово отвлекает собак, поэтому на втором туре тренер решает использовать пластиковые баночки.
Но Айри всё равно через раз проваливает задание.
«Хитрый какой! Все хотят мало работать и много получать. Не хочет стараться, глазки продаёт (заглядывает хозяйке в глаза в надежде на подсказку – прим. авт.). А голова большая, как у меня, мозгов там достаточно, чтобы подумать», – строго приговаривает Наталья.
Наконец пёс начинает работать носом – нюхает так шумно, что слышно на другом конце зала – и успешно справляется с задачей, за что получает желанную порцию одобрения и лакомство.
Сцена вторая: нетерпеливые царапки
На старте – Лира.
«Нюх!» – у Оли своё слово на поиск.
С подсказкой собака справляется с заданием. А вот на втором круге начинает часто и нервно дышать, открывает рот – растерялась, не понимает, чего от неё хотят. Но потом соображает и указывает носом на баночку с закладкой.
«Терьеры очень возбудимые, поэтому такое задание для них важнее, чем для всех остальных собак, так как учит самоконтролю», – поясняет тренер.
Мика уже на старте повизгивает от нетерпения. И сразу находит закладку.
«Да молодец!» – хвалит её хозяйка и угощает.
Мимо. Фальшстарт. Ещё раз – и – бинго! Мика царапает лапами нужную баночку.
«Царапать нельзя: на соревнованиях такое поведение не поощряется. Должна указывать либо носом, либо особой нависающей позицией. Чтобы царапки убрать – надо кирпич брать и в дырочку корицу класть. Царапать кирпич неприятно – так и отучится», – комментирует тренер.
Сцена третья: на ручки!
«Шукай!» – командует Дина своей собаке.
Шила тут же находит закладку, получает положенное лакомство и запрыгивает к хозяйке на руки. Дина целует питомицу и пускает на новый заход.
— Она у нас умная собачка, уже опытная – на соревнованиях была. Поэтому Шиле мы можем сейчас предъявить более высокие требования, если не найдёт, – поясняет тренер и продолжает ликбез про восприятие собаками запахов: – Маскирующие запахи не мешают собаке: у неё есть способность раскладывать их букет на спектр. То есть собаке борщ пахнет не в целом, а по отдельности: мясом, картошкой, свёклой, лаврушкой, перчиком. Поэтому если вы в борщ положите взрывчатку – собака её найдёт. И именно поэтому бесполезно прятать те же наркотики в колбасу, если пытаетесь их таким образом перевезти через границу, – улыбается Наталья.
— Говорят, если в табак – не найдёт… – отзывается Дина.
— Находят! У моей знакомой собака как раз табак ищет – и она отдифференцирует его запах от других. Но табак как отвлекающий запах очень сильный. Как и что‑то жгучее типа перца, – поясняет тренер.
Сцена четвёртая: носом в перчатку
Наталья переворачивает сушилку для белья на бок и вешает на её прутья несколько перчаток. В одной из них – всё тот же микс запахов. Поиск предметов на весу немного сложнее для собак, чем на земле. Многие из них почему‑то заходят с обратной стороны сушилки. Для терьеров перчатки спускают чуть ниже – под их небольшой рост. Они не просто вынюхивают закладку, но и суют в перчатку свои любопытные носы.
«Потом для опытных собак мы сушилку поднимаем вертикально, чтобы носом не могли дотянуться. В первом классе закладка – на уровне 1 метра, в третьем – до 3 метров», – говорит тренер.
Все собаки так или иначе понимают, что от них требуется, и справляются с поиском, хотя и не без осечек. К концу упражнения хвостатые явно устали: пропускают перчатки, отбегают от ринга, всячески отвлекаются и поскуливают.
«Ноузворк – трудная задача для собак, потому что это работа мозга. Она может бегать два часа и не устать, но нюхать два часа – это как для человека читать два часа научную статью. Для собаки нос – всё равно, что глаза для нас. Для них обонятельная информация так же значима, как для нас зрительная. Поэтому собачки, когда нюхают – сильно устают. Но эта усталость приятная, поэтому они радостно возвращаются на тренировку», – поясняет Наталья.
Сцена пятая: сбить с толку
Новое задание: баночки расставляются по кругу, а в центр его ставится стул.
«Заходите в ринг, запускаете собаку на поиск, а сами садитесь на стул и следите в зеркало, что делает собака. Найдёт запах – хвалите. Мне просто интересно, насколько собаки от вас зависят или не зависят. Это упражнение помогает нам выключить себя, своё влияние на собаку. И вообще, ноузворк не про управление, а про наблюдение. Чем больше вы будете собаке доверять, чем больше она будет чувствовать себя главной – тем лучше будет в поиске», – объясняет Наталья.
Первым упражнение выполняет Айри. И он явно растерян: не понимает, что от него хочет хозяйка, удивлён, почему она не обращает на него внимание. Подходит, заглядывает в глаза – ждёт подсказку или дармовое лакомство. Однако на втором заходе пёс соображает, что от него требуется, и находит нужную баночку.
«Похвали! – командует Тане тренер. – И больше требований к нему предъявляй. Потому что он идёт по пути наименьшего сопротивления: какой дурак будет стараться, если можно не стараться?»
Лира и Мика с осечками, но справляются с заданием, а Шила демонстрирует идеальный поиск: идёт чётко по кругу, не пропуская ни одной баночки, и быстро находит запах.
В конце занятия тренер даёт хозяевам собак домашнее задание: тренировать мотивационный поиск в рядах.
«Желательно, чтобы поиски были быстрыми и радостными. Обязательно начинаем и заканчиваем первым предметом. И не заставляйте собак много раз подряд это делать – пять запусков вполне достаточно, чтобы не дать им устать», – советует Наталья.
Занять собачьи мозги
Что владельцы собак говорят о занятиях ноузворком.
Таня:
«Мы пошли сначала на аджилити. А когда ноузворк открылся, я подумала, что неплохо будет занять этим его мозги. Айри нравится, он хочет искать запахи. И дома можно позаниматься, что более полезно, чем просто кидать ему игрушку, чтобы приносил. Он прямо ждёт каждое занятие с нетерпением и рвётся искать».
Оля:
«У Мики с Лирой это третье занятие. В принципе, занимаемся с ними и аджилити, и послушкой. Но ноузворк хорош тем, что укрепляет связи между проводником и собакой, что очень круто. Заметила, что после того, как наши собаки начали нюхать, у них прибавилось уверенности в себе. И спокойнее стали, уже не несутся сломя голову к другим собакам на улице. Дома занимаемся ноузворком и трюкам разным их учим, домашки выполняем. Так интереснее, они у нас не просто диванные собаки».
Дина:
«Мы занимались и танцами с собаками, и аджилити. Ну и вот теперь в силу некоторых физических особенностей уже не можем бегать, поэтому пришли на ноузворк. Эта деятельность развивает собаку. Хотя Шила у меня и так активная, не любит на диване лежать».
Когда собака нюхает, она счастлива
— Мы стоим у самых истоков ноузворка – это очень круто, есть шанс стартануть. Уже ездили на соревнования в Орёл, и очень успешно выступили, хотя была серьёзная конкуренция. Все пять наших собачек сдали тесты, получили чистые поиски и зачёты для перехода в следующий класс, – поясняет тренер по ноузворку Наталья.
— Зависит ли от породы собаки её способность к поиску запаха?
— Есть породы, которые специально выведены для следовой работы, – это в основном охотничьи собаки. Все спаниели, гончие, бигли и легавые хорошо нюхают. Но я вам так скажу: таких собак, чтобы не научились нюхать гвоздику, корицу и апельсин, мне не попадалось. Считается, что примитивные породы собак: хаски, самоеды, лайки – плохо нюхают. Но у меня и хаски, и самоед занимаются – нюхают. Просто им нужен другой подход. Безнадёжных нет.
— Что занятия ноузворком дают собаке?
— Надо понимать, что собака, её мозг – это прежде всего её нос. У них область мозга, которая отвечает за обоняние, в 40 раз больше, чем у человека – и занимает 12 процентов объёма. Эволюционно собаки развивались так, что, используя свой нос, они выживали: находили еду и партнёра для спаривания. Поэтому для собаки сам процесс нюханья вызывает выработку огромного количества эндорфинов. Когда собака нюхает, она счастлива. Поэтому они постоянно всё нюхают – это их базовая потребность. Но в городе это небезопасно, и мы запрещаем им нюхать, что делает собак несчастными. Получается, собаки депривированы в своей потребности. А когда они приходят на занятия по ноузворку и мы просим их нюхать – они счастливы. Мы им даём реализовывать одну из главных потребностей и более того – поощряем за это. Поэтому ноузворк все собаки обожают.
— К чему в результате занятий ноузворком собака должна прийти?
— Ноузворк – это не норматив, который можно выучить и сдать, как, например, общий курс дрессировки, где есть подготовка и экзамен. Это спортивная дисциплина, и, как в любом спорте, в ноузворке нет пределов. Можно заниматься им для своей и собачьей радости – в качестве хобби, в качестве дела жизни для собаки, для умственной нагрузки. А можно ставить спортивные цели: участвовать в соревнованиях, ездить в другие города, побеждать, переходить из менее сложного класса в более сложный, улучшать свои показатели поиска – в частности, его скорость, совершенствоваться в сложности поиска. Ни в первом, ни во втором случае конца нет. Это процесс, ограниченный только желанием владельца и жизнью собаки.
Тамара Акиньшина