Золотистый ретривер Фарго – терапевт
Есть такое понятие «канистерапия» – когда человека лечит собака. Псы-терапевты нужны для медицинской и социальной реабилитации.
Терапевтом может стать далеко не каждый пёс. Здесь важны не столько его родословная, здоровье, любовь и настойчивость хозяина или мастерство дрессировщика, столько характер собаки и её желание работать. Такой трудяга – большая редкость.
В Белгороде собакой-терапевтом работает ретривер Фарго. Вместе со своей хозяйкой он приехал из Владивостока. Фарго настолько доброжелателен, что специально обучать его даже не пришлось. Он регулярно занимается с подопечными благотворительного фонда «Луч света». Трудится в группе кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями «Радуга», отрабатывает смены в интеграционно-коррекционном лагере «Парус мечты» для детей с ДЦП.
«Фарго занимается с детьми три года, – рассказывает хозяйка Ольга Нечаева. – Он необычайно умный. Кличка Фарго сложновата для детей, поэтому он с удовольствием откликается и на Зайку.
Специальное обучение ему не потребовалось. С Фарго нужно просто говорить и объяснять. Им не приходится командовать, он всё понимает. К детям он всегда хорошо относился, он их очень любит: вырос с моим внуком.
У него очень сложная работа – особенных деток много, а собак-терапевтов, к сожалению, нет. Не все могут дома содержать животное, тем более такое: собака не маленькая, порода такая, что нужны длительные прогулки, а у родителей особенных детей не слишком много времени.
На занятиях есть такое упражнение: покормить собачку. И собачке приятно, и детям интересно. Своими ручками они всякое могут: и в глаз, и в нос, но он даже морду не отводит, только глаза жмурит. Ждёт, когда ребёнок дотянется. Он сам усовершенствовал это упражнение: стал брать кулачок в пасть у деток со спастикой – которые сами не могут разжать руку. Он начинает языком и нёбом массировать – ручка расслабляется.
Ещё он сам придумал упражнение: берёт игрушку – в основном это тарелка фрисби – и медленно-медленно отходит, не убегает. Ребёнок тянется за игрушкой, двигается. Это удивительно, я его этому не учила.
Фарго знает команду «рядом». Я цепляю поводок, даю его ребёнку. Фарго идёт медленно, спокойно. Ребёнок думает, что он ведёт пса, Фарго же понимает свою ответственность. Например, если где‑то рядом слышит машину – останавливается. Или если ребёнок бежит вприпрыжку, Фарго оглядывается, и когда понимает, что взрослые далеко, то останавливается.
Ещё есть показательный пример: в лагере, когда дети заходят в воду, он следит за тем, чтобы они не отходили от берега. Глубже, чем Фарго по грудь, заходить нельзя: он не пустит. Мы его этому научили, когда внук был маленьким.
В первый раз дети в основной массе реагируют на него с восторгом. Но есть детки, в основном с расстройствами аутистического спектра, которые пугаются. Фарго понимает, что к тем, кто его боится, подходить нельзя, не реагирует, даже когда дети проявляют агрессию.
Например, один мальчик вначале боялся, он, наверно, больше месяца сидел у папы на руках. Посмотрит на собаку и просит, чтобы папа его увёл. Потом он слез с рук и месяца через три потянул руку к собаке. Но то, что ребёнок-аутист, замкнутый в своём мире, потянул руку – это огромный прогресс.
Фарго любит свою работу, хотя конечно, не воспринимает её как труд – он просто очень общительный».
Лабрадор-ретривер Лайма – спасатель
Поисковая кинологическая служба МЧС России появилась в 1996 году. Всего по стране работают более 600 расчётов кинологов с питомцами. Как правило, в спасатели берут ретриверов – они добродушны и азартны. Часто спасателями становятся собаки-девочки: специалисты говорят, что их чуть проще научить не бояться в опасных и непредсказуемых ситуациях.
В Белгороде сейчас работает единственная собака поисково-спасательной службы, обученная искать людей в лесах и завалах. Лайма молода – ей три года, и она прекрасный представитель профессии.
«Лайма игривая, импульсивная, добрая и очень смелая, – говорит спасатель-кинолог Алина Курганская. – Она не трус, адекватно ко всему относится, у неё нет преград. Ей поставили задачу – она её выполняет.
Собака молода, набирается опыта, понимает, что от неё требуется. Вначале Лайма прошла общий курс дрессировки. Сделала она это довольно быстро и хорошо его освоила. Затем обучилась поиску человека – собаке достаточно полугода, чтобы отработать всё.
Лабрадор-ретривер считается универсальной породой – хорошо поддаётся дрессировке. Также она хорошо социализирована, привыкла к людям: другая собака может агрессию проявить, а лабрадоры добродушны.
Лабрадор – самый оптимальный вариант для этой профессии: не укусит, подбежит, обозначит, покажет человека. Плюс важен психологический момент. Собака успокоит человека в стрессовой ситуации. Человек видит собаку и понимает, что всё хорошо. Ведь первой находит его именно собака, а потом только подходит спасатель.
Лайма у нас одна. Она родилась в Белгороде. Работает и в городе, и на выезде. В Разумном, например, не так давно на стройке завалило мужчину землёй – она нашла его.
Лайма тренируется каждый день. Она должна быть постоянно в тонусе, хорошо себя чувствовать, физическая нагрузка должна быть каждый день. Собака, как и человек, если не занимается регулярно, то теряет форму.
Также мы ездим на соревнования, сертификацию. Вот в сентябре были в Брянске на 16-х региональных соревнованиях поисково-спасательных кинологических расчётов ЦФО. В командном этапе мы с Лаймой заняли третье место – для молодой собаки хороший показатель.
Собаки-спасатели заканчивают работу после семи лет. Их забирают себе сотрудники».
Кстати, есть такой любопытный факт о собаках-спасателях. Если вдруг вам доведётся встретить собаку на службе, не просите её дать вам лапу. Во‑первых, это невежливо: она на работе. А во‑вторых, она, скорее всего, и не поймёт, что вы от неё хотите. Специально спасателей не обучают этой команде.
Американский стаффордширский терьер Хагги – талисман команды
Быть талисманом – задача непростая: нужно и себя показать, и максимальную удачу принести. Хагги с поставленной задачей отлично справляется. Она талисман белгородской команды по карпфишингу (спортивной ловле карпа) – VIP 13.
В команде два человека – кандидаты в мастера рыболовного спорта Ирина и Иван Волошкины. В этом году спортсмены заняли первое место в финале Международной карповой лиги (International Carp League). Хагги была с ними.
«Наши первые соревнования по карпфишингу прошли в 2014 году, – вспоминает хозяйка Ирина Волошкина. – В этом спорте есть всё, что я люблю: сборы на соревнования, сама дорога, единый командный дух, азарт.
Наш талисман Хагги с нами. Она родилась 2 августа 2011 года, на день ВДВ. Американский стаффордширский терьер – это собака-компаньон. С этой породой я знакома с пяти лет. Я работаю в клубе собаководства, дрессирую разные породы собак и всё больше убеждаюсь, что эта порода № 1 для дома или квартиры, но только для активных людей.
Характер у Хагги отличный, она сангвиник. При этом приучена к порядку. Брать её с собой – одно удовольствие. Вначале на соревнованиях судьи относились к ней с опаской, но потом поняли, что не стоит волноваться.
Хагги на соревнованиях любят – она знает много трюков и с радостью показывает их. Её мама и прабабка были артистами, мы с ними выступали на детских праздниках, днях рождениях. Так что наша собака из артистической династии.
Хагги стала талисманом очень просто: когда мы берём её на соревнования – обязательно хорошо выступаем. Она переживает за каждую рыбу, бежит с нами вместе на поклёвку и ждёт».
Королевский пудель Люша – артист
Кинологический фристайл, или танцы с собакой, – это особый, очень зрелищный вид спорта и искусства. На ринг выходят тренер и его питомец, их танец оценивает жюри. Чем больше сложных элементов, чем больше пёс заинтересован, чем слаженней командная работа – тем выше оценка.
Люша под руководством своей хозяйки и тренера Любови Богатиковой занимается фристайлом практически всю жизнь. Завоёванным ими наградам и титулам позавидует любой танцор.
Глаз от большого пуделя не оторвать: выглядит он роскошно. При этом Люша очень умна и сообразительна.
«Я достаточно ответственно подходила к тому, чтобы взять щенка, к выбору его родителей. Когда родились щенки, оказалось, что среди них две девочки, я выбрала из них свою, – рассказывает Любовь. – Когда Люше исполнилось полтора месяца, я её забрала домой. Сразу начала обучать. Мы начали не с основных команд, а с трюков. Уже в семь месяцев мы сложили лёгкий танец.
Не могу сказать, что она легка в обучении, было трудно, но мы старались. Она домашняя девочка: с одной стороны, не любит работать, но с другой – любит проводить время с хозяином. Она собака настроения: в какой‑то момент счастлива что‑то демонстрировать, в какой‑то просто будет выполнять команду.
Люша серьёзная, уже возрастная собака. Ей 1 апреля будет восемь лет. На свои первые соревнования она попала в 1 год и 7 месяцев. Это был чемпионат Москвы. Мы тогда заняли второе место в классе «дебют». Это было очень здорово: первые соревнования, официальный класс – всё по‑взрослому. С лакомством на ринг нельзя выходить – собака работает за интерес. За рингом мы её хвалим. Поощрение очень важно. Далеко не каждая собака будет работать две-четыре минуты. Это людям кажется: да что там четыре минуты! А у собаки идёт колоссальная нагрузка – это на самом деле очень трудно. Она должна знать, что её ждёт поощрение.
Собака, которая должна вырасти рабочей (а любой спорт – это работа), не должна быть зависимой от сородича. Сородичи – это всегда интересно, весело, но во время общения с ними хозяин уходит у собаки на второй-третий план. Люша безразлична к другим собакам: может поиграть, но без фанатизма, больше ей принесёт удовольствие игра со мной в мяч.
Мы несколько лет сотрудничаем с праздничными агентствами, но думаем заканчивать эту практику. Выступления на праздниках дают собаке послабления, и потом она плохо работает на соревнованиях. Самим победам Люша навряд ли радуется. Она считывает мои эмоции и разделяет их – радуется вместе со мной.
Я очень люблю, чтобы пудель был ухоженный, гармоничный, хорошо пострижен. За Люшей ухаживать трудно. Это отнимает много времени и сил. Чтобы её привести в порядок, раньше уходило часов восемь – целый рабочий день! Я ухаживаю за ней сама или доверяю специальному человеку. Прохожие, увидев её, часто говорят: «Какая красавица», – поэтому она отлично знает слово «красавица», понимает его».