Нужно здесь и сейчас. Как белгородцев учат оказывать первую помощь
«Белгородские известия» записали основные тезисы от инструктора Академии безопасности и технологий выживания Ирины Хлынцевой
-
Статья
-
Статья
Как осматривать пострадавшего, что такое сердечно-лёгочная реанимация, почему важно правильно накладывать жгут, зачем он нужен обычным гражданским людям и что делать в случае панической атаки.
«Не даём человеку умереть»
Сначала нужно разобраться с самим понятием «первая помощь».
«Это комплекс простейших срочных мероприятий, которые выполняются непосредственно на месте происшествия очевидцами, имеющими навыки. Применение любых медикаментов запрещено! Первая помощь не заменяет медицинскую. Её задача – помочь пострадавшему дождаться приезда медиков и не дать ситуации ухудшиться. Мы не даём человеку умереть, но и не лечим – мы не врачи», – объясняет тонкости лектор Ирина Хлынцева.
Дальше – всё чётко и по пунктам. Итак, мы увидели на улице пострадавшего. Каковы наши действия?
— Осмотреться по сторонам на предмет угрозы (сначала себе, потом ему);
— опуститься перед пострадавшим на колени, легко взять за плечи и спросить о самочувствии (только для того, чтобы понять, в сознании человек или нет);
— применить алгоритм «Слышу. Вижу. Ощущаю»: положить руку на грудь, ухо приблизить ко рту, слушать и наблюдать 10 секунд (должно быть как минимум 2 вдоха и выдоха); зимой можно поднести ко рту очки, зеркальце или телефон: если дыхание у пострадавшего есть, они запотеют;
— проверить пульс на сонной артерии;
— найти кровотечение (лучше надеть перчатки!): аккуратно проводим ладонями по голове, под шеей, по груди, под спиной, в зоне паха, по обеим ногам, в области подмышек, затем по рукам, осматривая ладони после каждого из обследованных мест;
— вызываем скорую, обязательно указывая количество пострадавших и характер повреждений (если есть артериальное кровотечение, сначала останавливаем его, потом вызываем скорую!).
Если человек не дышит и у него не бьётся сердце, нужна сердечно-лёгочная реанимация. Её проводят исключительно на полу или на земле, и чем быстрее, тем лучше.
«Смотрите, я становлюсь на колени перед пострадавшим, слегка запрокидываю его голову назад и приоткрываю ему рот. Запомните: мы извлекаем изо рта то, что заслоняет дыхательные пути, только если мы это видим. Точка приложения усилий будет на 2–3 пальца выше мечевидного отростка (места, где сходятся рёбра), продавить нужно на 5–6 см. Руки и спина прямые, одна рука прикрывает другую, чуть приподнимая пальцы. Давим всем корпусом со скоростью 100–120 нажатий в минуту. Взрослому человеку (не утопленнику) делаем 30 надавливаний, затем 2 выдоха в рот, зажимая ему нос, потом цикл повторяем», – рассказывает и показывает инструктор.
Ирина Хлынцева добавляет, что СЛР младенцам до года нужно делать двумя пальцами, причём сначала – так называемые 5 живительных вдохов.
В целом, сердечно-лёгочную реанимацию можно проводить только с помощью надавливаний на грудную клетку, без вдуваний, но это снизит её эффективность.
И на шею тоже. Как наложить жгут?
Из всех видов кровотечений, а это капиллярное, внутреннее (его признаки – внезапная резкая боль, слабость, бледность, тошнота, испарина), венозное и артериальное, жгут нужен только при последнем. Для остановки венозного достаточно давящей повязки. Распознать его можно по крови тёмно-вишнёвого цвета, вытекающей из раны.
Если кровотечение артериальное, кровь ярко-алая и бьёт фонтаном (при повышенном давлении струя может быть больше метра в высоту). При подозрении на внутреннее кровотечение нужно приложить холод к месту, где было больно, и обязательно вызвать врача.
В случае обстрела кровотечение, скорее всего, будет смешанным: осколки снарядов бывают довольно большими и разлетаются с такой силой, что могут повредить и вены, и артерии.
«При обильной потере крови мы предполагаем худшее, то есть артериальное. И нам нужно его остановить как можно скорее. Первый способ – это пальцевое прижатие. Но помните, что он кратковременный, при этом отнимает много сил и в рамках самопомощи малоэффективен», – сообщает инструктор.
Она советует оставить турникет профессионалам, а для себя и близких приобрести жгут. Разновидностей жгутов сейчас много: они различаются по материалам, используемым для изготовления, и, соответственно, по качеству и стоимости.
Важная деталь, которая может стоить жизни: если вы находитесь в опасном месте, жгут должен быть в кармане (не в сумке или машине!), причём в определённом, чтобы не тратить драгоценные секунды на поиски. Дома жгуты лучше положить в разных комнатах с расчётом хотя бы по одному на каждого члена семьи.
Ещё один совет: на жгутах Эсмарха лучше сразу обрезать участки с пластмассовыми деталями и отверстиями – в этих местах они точно порвутся в самый неподходящий момент.
«Жгут накладываем на плечо или бедро как можно выше: так легче передавить артерию. Следим, чтобы каждый последующий тур ложился внахлёст. Завязываем на два узла. Лучше, чтобы они были с внутренней стороны руки или ноги (чтобы избежать случайного развязывания при транспортировке – прим. авт.). В тёплое время года или если мы в помещении, жгут оставляем не более чем на час, а когда холодно – не больше, чем на полчаса. Время наложения указываем на лбу перманентным маркером», – подчёркивает Ирина Хлынцева.
Нужно запомнить: нельзя снимать жгут, если время его наложения неизвестно!
На шею жгут накладывают при перебитии сонной артерии, предварительно прижав рану подручными средствами: туры делаем через противоположное плечо, фактически получается давящая повязка.
В красной зоне (место, которое в данный момент подвергается обстрелу – прим. авт.) все передвижения осуществляем только ползком.
Острые состояния, возникающие на фоне стресса. Что делать?
Паническая атака. Это внезапный сильный страх с дрожью, одышкой, усиленным сердцебиением, спазмами или онемением. Возникает ощущение нереальности происходящего, при этом трудно сконцентрироваться и принять какое‑либо решение.
— Вернуть себя в реальность, сделав больно: например, ущипнув себя;
— вывести из ступора человека, находящегося рядом, сильно встряхнув или окрикнув его.
Боль в груди (подозрение на инфаркт). Поскольку мы не врачи, диагноз поставить не можем.
— Обеспечить покой;
— вызвать скорую;
— в случае обстрела оттащить в безопасную зону.
Инсульт. Главные признаки: затруднение речи и движения, потеря слуха, зрения, асимметрия лица. Бывает двух видов (закупорка сосуда в мозгу или если сосуд, наоборот, лопнул). Возникает либо недостаток кровоснабжения мозга, либо кровоизлияние. В каждом из случаев требуется разная медпомощь, а вот первая одинакова:
— создать полный покой, вплоть до того, чтобы человек не моргал (можно закрыть глаза) и не разговаривал;
— вызвать скорую;
— помнить о том, что малейшее движение может усугубить ситуацию.
Обморок. Это своеобразная перезагрузка организма.
«Значит, в данный момент организм не справляется с ситуацией и берёт паузу: отключаются сознание, двигательные и когнитивные функции. Бить человека по щекам, поливать его водой или тормошить не надо», – поясняет Ирина Хлынцева.
Нужно опустить упавшего в обморок на пол и чем‑нибудь прикрыть, ноги поднимать вверх нельзя – это может привести к кровоизлиянию. Лучше придать человеку устойчивое боковое положение (как и в случае успешной СЛР, пока ждём медиков):
— подойти сбоку к лежащему на спине;
— ближайшую к вам руку положить перпендикулярно телу, вторую – завести ладонью под голову;
— ногу, которая дальше от вас, согнуть в колене;
— перевернуть человека на бок в направлении на себя, используя локоть и колено как рычаги.
Эпилепсия. В случае припадка главная задача – защитить человека от сопутствующих травм. Самое опасное, что может произойти, – больной разобьёт голову.
— Нужно сесть сзади него за головой, взять её в руки, можно подложить под шею что‑то мягкое;
— аккуратно придерживать голову, поворачивая её вслед за выкручивающимся телом и защищая от ударов об пол;
— вызвать скорую, если припадки повторяются один за другим либо приступ произошёл впервые, а также если больной – ребёнок и есть сопутствующие травмы.
Астма. Здесь нужно помнить, что к удушью может привести именно психологическое состояние человека.
— Обеспечить приток свежего воздуха;
— спросить у больного, где баллончик с лекарством, найти и передать ему в руки;
— если баллончика нет, включаем психолога: подводим человека к окну, обнимаем, говорим, что мы рядом, просим просто дышать.
Впечатления слушателей
Инна Федотова пришла на мастер-класс вместе с дочерью. После занятия обратилась к лектору с дополнительными вопросами.
«Я искала такие курсы по разным соцсетям. И накануне вечером уже увидела пост во «ВКонтакте», все дела отменила, чтобы приехать. Живём мы в 10 км от границы, дети дома. А такие знания помогут сохранить жизнь если не себе, то другому. Про сердечно-лёгочную реанимацию я раньше знала только из фильмов, а теперь увидела, как это делать. И у меня в голове алгоритм сохранился: 30 нажатий/2 вдоха. По поводу артериальных кровотечений для меня тоже ряд моментов стали открытием. Так что я очень рада, что сейчас здесь оказалась», – сообщила Федотова.
Наталья Нагорная год назад уже была на курсах Академии безопасности, на этот раз пришла освежить знания:
«Повторение – мать учения. Это никогда не помешает в нашей обстановке. У нас есть дом в приграничье, и мы туда часто ездим. Так что для собственной безопасности и для безопасности семьи эти знания необходимы. Часть информации я запомнила после первого занятия, а в этот раз обратила для себя внимание на то, как вести себя в красной зоне. Это очень важно».
А вот Елена Бельтюкова мастер-класс посетила впервые и осталась под впечатлением:
«Это очень познавательные и, главное, очень полезные курсы. Мы живём в приграничной зоне, и что угодно может случиться с каждым. Поэтому нужно знать, как оказать первую помощь. Я как мама в первую очередь буду спасать своих детей. Теперь знаю, как освободить органы дыхания и что делать, если начался обстрел».
Елена Коржова