Уроки спасения. Чему учат белгородцев на курсах по оказанию первой помощи
На занятиях побывала корреспондент «Белгородских известий»
-
Статья
-
Статья
С 3 октября в Центре медицины катастроф в Белгороде начались бесплатные занятия для желающих овладеть навыками оказания первой помощи. Пять дней преподаватели курсов – врачи и фельдшеры областной Станции скорой помощи – рассказывали и показывали первой группе слушателей, как правильно проводить сердечно-лёгочную реанимацию, помогать пострадавшим в ДТП, останавливать разные виды кровотечений, приводить в чувство потерявшего сознание, минимизировать вред от отравлений, ожогов и отморожений.
Если правильно, то эффективно
До 30 % пациентов, которым требуется оказать первую помощь, не получают её и умирают. Этот страшный факт озвучивает слушателям курсов главврач Станции скорой помощи Белгородской области Алексей Жиров. И приводит белгородскую статистику: в 2021 году умерли более 600 жителей региона, которым некому было помочь до приезда скорой. А если бы рядом с ними оказался человек, владеющий навыками оказания первой помощи, то 180 пострадавших, вероятнее всего, остались бы живы.
«Почему люди её не оказывают? Либо не умеют, либо боятся нанести вред. А между тем первая помощь, если её проводят правильно, всегда эффективна», – подчёркивает Алексей Владимирович.
Конечно, обычные люди вправе не оказывать первую помощь – и ничего им за это не будет. Как, впрочем, не накажут их и за нанесённый пострадавшему в ходе её проведения вред.
А вот медики, сотрудники МЧС, Росгвардии и представители некоторых других профессий за неоказание первой помощи несут ответственность – от дисциплинарной до уголовной.
По словам главврача, могут и должны её оказывать также водители, ставшие свидетелями ДТП, и учителя в школах.
Помощь без лекарств
Однако Алексей Жиров призвал не путать первую помощь с медицинской.
«Первая – это немедицинская помощь. Потому что она оказывается людьми без медобразования, которые не используют лекарственные средства, а только проводят мероприятия, направленные на то, чтобы помочь человеку», – поясняет главврач.
В планах организаторов курсов – обучить навыкам оказания первой помощи как можно больше белгородцев. К слову, от желающих нет отбоя: стать слушателями уже изъявили желание более 600 жителей региона. Записаться можно на сайте Станции скорой помощи Белгородской области (вкладка «Обучение первой помощи»). Чтобы разгрузить очередь, организаторы курсов в ближайшее время увеличат число групп – до трёх в день – и перейдут на трёхдневный формат обучения вместо пятидневного.
По окончании курсов их слушателям нужно будет пройти тест на знание материала и продемонстрировать владение навыками оказания первой помощи на практике.
«Есть ещё мысль у нас с министерством цифрового развития: обученным людям установить на телефоны приложение, куда поступал бы сигнал о потребности в первой помощи. То есть где‑то человек потерял сознание, диспетчер 103 получил вызов, и всем пользователям приложения в радиусе 200 метров поступил сигнал. Тот, кто имеет право оказывать первую помощь и находится близко, подошёл и начал действовать», – говорит Алексей Жиров.
Кроме того, в планах руководителя Стации скорой помощи организовать диспетчерское сопровождение вызовов до приезда бригады.
Занятие № 1. Сафар, Геймлих и мужчина в синей куртке
У всех были уроки ОБЖ в школе, а у кого‑то – и вводный курс медицины в вузе. Но одно дело, когда принципы проведения сердечно-лёгочной реанимации объясняют по картинкам и на пальцах, и совсем другое – когда о них же рассказывают, а тем более показывают, как вернуть к жизни человека, медики, которые реально и регулярно это делают.
У врача бригады интенсивной терапии Лидии Потаповой и фельдшера выездной бригады группы реанимации Инны Козловой, которые тысячу раз практики и ни разу не преподаватели, это получилось. Даже с учётом того, что учить им пришлось группу из 20 чайников.
«Чем раньше вы увидите, что человеку нужна помощь, и быстрее начнёте её оказывать, тем выше у пострадавшего шанс выжить», – поясняет Лидия Александровна.
На практике оживлять пришлось учебные манекены. На первом – Гоше – тренировали общий алгоритм сердечно-лёгочной реанимации, а вот на втором – Аркадии – отрабатывали важные частности. Потому что Аркадий был подключён к компьютеру, который регистрировал и показывал на мониторе глубину нажатия на грудную клетку пострадавшего и силу вдоха его спасателя.
Счёт – на секунды: окликнуть и потормошить, освободить грудную клетку от одежды, чтобы проверить дыхание и пульс и… найти помощника. Потому что пока один пытается вернуть пострадавшего к жизни, второй – случайный прохожий, гипотетический мужчина в синей куртке, – вызовет скорую и подменит первого, когда тот устанет делать непрямой массаж сердца в темпе 100–120 нажатий в минуту.
«Но прежде чем начать дышать, вы должны убедиться в проходимости дыхательных путей. И если во рту пострадавшего есть, например, остатки пищи, то их надо убрать выгребательными движениями», – предупреждает Лидия Потапова.
И тут никак не обойтись без тройного приёма Сафара: запрокинуть голову пострадавшего назад, открыть ему рот, выдвинуть вперёд челюсть – чтобы визуально убедиться в проходимости дыхательных путей и подготовить их к реанимационным мероприятиям.
30 нажатий – 2 вдоха, 30 нажатий – 2 вдоха… На словах – легко, а вот на практике…
«Нажатие глубже! Локти не сгибайте!» – контролирует правильность упражнения фельдшер Инна Эдуардовна.
Алгоритм отработали все. И не по разу. Вроде запомнили.
У сердечно-лёгочной реанимации детей свои особенности. Потренировались на манекене ребёнка, закрепили.
«Главная ошибка, которую допускают почти все, – проводят сердечно-лёгочную реанимацию на мягкой поверхности, например на диване. Так вы не грудную клетку прокачиваете, а диван», – уточняет Лидия Александровна.
С инородным телом – проще. Хотя как посмотреть. Освободить дыхательные пути хоть ребёнка, хоть взрослого от постороннего предмета – та ещё задачка. Особенно если это совсем малыш: нужно соизмерять силу ударов по спине, чтобы не было травмы позвоночника.
«И ни в коем случае нельзя трясти ребёнка, держа его вниз головой за ноги, как это часто делают. Это может привести к травме связочного аппарата», – предупреждает фельдшер Инна.
Детям постарше и взрослым тоже можно помочь с помощью ударов по спине между лопатками. А вот приём Геймлиха, о котором многие слышали, далеко не так безобиден. Особенно если применять его неверно. И даже тем, кто вроде бы знает, как правильно, врачи рекомендуют использовать его в крайнем случае.
А на закуску – отработка устойчивого бокового положения, в которое нужно перевести пострадавшего после успешных реанимационных мероприятий. Это безопасная поза, в которой он будет ждать приезда бригады скорой помощи.
Занятие № 2. Чепец на голову, жгут на шею
Второе занятие началось с открытия: мало вытащить пострадавшего в ДТП из машины, важно это сделать правильно. Обхватить его корпус как нужно, зафиксировать шею, если необходимо, перенести вес его тела на свою ногу…
А после оттащить человека в безопасное место, осмотреть и оказать, если требуется, первую помощь. Но и здесь трудно обойтись без помощника, который параллельно будет вызывать скорую. А если такового нет – спасателю придётся поставить телефон на громкую связь и действовать на два фронта.
При отработке навыков правильной эвакуации обошлись без манекенов – пострадавшего согласился сыграть фельдшер группы реанимации и анестезиологии областной Станции скорой помощи Вадим Машковцев. Эвакуировали его со стула.
«Давайте, я попробую! – смело вызывается одна студентка. А через минуту, когда зафиксированная шея фельдшера повисает на бок, сконфуженно признаётся: – Ой, я его, кажется, убила…»
Потом разбиваемся на пары и эвакуируем друг друга. И раз за разом отрабатываем все виды переноса пострадавших с разными видами травм (оказывается, это имеет большое значение!). За правильностью действий следит врач скорой Лариса Наливайко: подсказывала, поясняла, поправляла.
«То, что в фильмах показывают – это одно. А в жизни всё по‑другому. Главное – не навредить пациенту, оказать ему первую помощь правильно», – поучает студентов её коллега.
Потом слушатели курсов учатся определять вид кровотечения и делать разные виды повязок. Тренируемся делать чепцовую на голову, пращевидную – на нос и подбородок. И конечно, учимся накладывать жгут.
— Обязательно пишите время его наложения – хоть на лбу пациента, если бумаги под рукой нет. В летнее время его можно оставить на час, в зимнее – не более чем на полчаса, – уточняет врач.
— А если рана на шее – туда тоже жгут накладывать? – шутит одна из студенток, вызывая этим смех остальных.
— Зря смеётесь. На шею жгут тоже можно наложить. Только не напрямую, а через руку, противоположную стороне, где рана, – поясняет врач скорой и показывает технику наложения.
Воистину разрыв шаблона.
Занятие № 3. Опасная неотложность
Самые заинтересованные студенты, как правило, на занятия приходят первыми. Александр как раз из таких пунктуальных (и один из четырёх слушателей-мужчин). Он работает водителем и на курсы смог попасть благодаря отпуску. На вопрос, зачем ему знания по оказанию первой помощи, пожимает плечами:
«Время сейчас такое. Вдруг призовут – тогда пригодится. Да и в мирной жизни такая информация лишней не будет».
У других слушателей или свободный график работы, или свой бизнес, и потому они располагают временем, кто‑то безработный, одна из девушек – в декретном отпуске. Но все считают себя везунчиками – попали на обучение в числе первых! И потому жадно впитывают информацию и задают врачам десятки уточняющих вопросов.
Тема третьего занятия – неотложные состояния. К ним в том числе относится и обморок. Вот вы знали, что человека, который потерял сознание, не надо любой ценой удерживать в вертикальном положении или пытаться усадить? Я тоже не знала. А нужно удержать от падения и уложить, немного приподнять ноги (например, подложив под них сумку), и щедро поплескать в лицо водой.
А вот людям с сердечным приступом лучше ждать скорую в положении полусидя с опущенными ногами (если они в сознании) – так им будет легче дышать. И ни в коем случае не совать им в рот лекарства, которые «всем помогают»: человек может потерять сознание, и злополучная таблетка попадёт в дыхательные пути.
То же самое касается тех, у кого по всем признакам произошёл инсульт – никаких лекарств до приезда скорой! Только покой в положении лёжа.
Свой алгоритм оказания первой помощи – диабетчикам, резко почувствовавшим себя плохо, и тем, у кого случился эпилептический припадок.
«И ничего вроде палочки в рот пострадавшему не засовывайте. Чтобы у него не запал язык, просто поверните человеку голову набок, подложите под неё что‑то мягкое и придерживайте во время судорог, чтобы пострадавший не разбил её», – подсказывает врач.
И расписывает действия при отёке Квинке, анафилактическом шоке, удушении, утоплении и «остром животе». Много нужной и полезной информации, которую предстоит до завтра переварить.
«Вроде в теории всё понятно. Но случись это в жизни – как бы ничего не забыть и сделать правильно», – вслух сомневается одна из студенток.
Занятие № 4. Правило девяток и траншейная стопа
Рассказывая про ожоги, отморожения и электротравмы, врач скорой Ирина Русанова демонстрирует реальные фото поражений и учит определять не только их степень, но и площадь.
«Для этого используется либо правило девяток: площадь поверхности головы и шеи взрослого человека составляет 9 %, одной верхней конечности – 9 %, груди – 9, живота – 9, верхней и нижней частей спины – тоже по 9, передней задней поверхности нижних конечностей – аналогично», – поясняет Ирина Валентиновна.
А ещё рассказывает правило ладони для определения площади небольших ожогов: площадь ладони пострадавшего приблизительно равна 1 % площади его тела.
Разбирая отморожения, отдельно останавливаемся на самом актуальном для солдат поражении – траншейной стопе. Возникает оно из‑за длительного нарушения микроциркуляции крови в переохлаждённых нижних конечностях.
«На вид такие ноги отёкшие, влажные, синюшного цвета. Опасно это снижением чувствительности стоп, которое может привести к их повреждению и закончиться ампутацией», – говорит коллега Ирины Русановой – Лидия Потапова.
Студентам рассказывают об общем правиле оказания первой помощи пострадавшим с холодовой травмой: не растирать место поражения, постепенно его отогревать снаружи – сухое тепло или ванна с тёплой (но не горячей!) водой и горячее питьё внутрь (но не алкоголь!).
У разных видов отравлений своя тактика оказания первой помощи. Но главное, что надо запомнить, врач повторяет несколько раз:
«При отравлении химическими веществами рвоту вызвать нельзя – можно только прополоскать рот. А промывание желудка сделают врачи скорой с помощью зонда».
И, конечно, в период отопительного сезона нелишней является информация о признаках отравления угарным газом, из‑за которого в нашем регионе ежегодно гибнут люди. Врач рассказывает о первой помощи пострадавшим до приезда скорой.
На пятый день студенты курсов сдают импровизированный экзамен: сперва решают тесты на знание теории и разбирают с врачами неправильные ответы (но таких было очень немного), а потом демонстрируют на практике, чему научились на занятиях.
Кто‑то эвакуирует пострадавшего в ДТП водителя (и преподаватель его хвалит за правильность действий), кому‑то доводится реанимировать Аркадия (тоже успешно), а кое‑кому «везёт» с артериальным кровотечением – и приходится уже без всяких шуточек накладывать жгут на шею.
В конечном итоге результатами остаются довольны как врачи, так и слушатели курсов. А это значит, что полезный опыт будут распространять.
«Хорошо, конечно, всё это знать в наше неспокойное время. Но не дай бог придётся применять», – выражает общее мнение слушателей курсов одна из студенток.
Тамара Акиньшина