«У нас не бывает случайных людей». Почему каждый оперативник – немного психолог и актёр
5 октября – День работников уголовного розыска РФ
-
Статья
-
Статья
«Белгородская правда» встретилась с действующим сотрудником уголовного розыска Александром Бекетовым, который рассказал подробности своей работы.
Про уголовный розыск в нашей стране знают все. Сотрудники этого подразделения борются с преступностью
ежедневно, без выходных и праздников. Они ищут воров и мошенников, убийц и насильников, идут по следу преступников, по крохам собирая информацию, а потом изобличают их и задерживают.
5 октября в России отмечается 105-я годовщина образования службы уголовного розыска. В 1918 году на основании постановления коллегии Народного комиссариата внутренних дел РСФСР во всех городах создали отделы уголовного розыска для раскрытия преступлений и борьбы с бандитизмом.
О мотивации
«Желание работать в полиции появилось у меня уже в школе – хотелось помогать людям, бороться с преступностью, и я сделал это целью. Активно занимался спортом, после школы поступил в Белгородский юридический институт МВД России. По распределению сразу попал, как и хотел, в управление уголовного розыска. Хотел, потому что работа эта творческая, престижная. Здесь ты непосредственно помогаешь людям. Понимал, что контингент, с которым придётся работать, своеобразный. Но опасность не отпугивала, ведь всегда рядом коллеги, друзья, ты не один.
Работал на разных направлениях. Сначала раскрывали кражи дорогостоящего автотранспорта. Раньше это было очень актуально. Преступники тогда похищали дорогие автомобили, чтобы продать их. Интересно было. Первое своё крупное дело до сих пор помню. Тогда у нас в Белгородской области за короткое время угнали два внедорожника: Toyota Land Cruiser 200 и Lexus 450. Действовала преступная группа. Её участники познакомились в местах лишения свободы и разработали план по угону и продаже машин. Использовали самое современное оборудование. Приезжали в разные регионы, с помощью специальной аппаратуры вскрывали и заводили машины, перегоняли их в другое место, а потом переправляли на Украину и там продавали.
У нас создали межрегиональную группу, работали вместе с коллегами из Самары. В итоге вычислили и изобличили всех. После задержания преступников часть машин удалось вернуть владельцам.
Вообще, у нас говорят, что в уголовном розыске не бывает случайных людей. Так и есть. Да, работа трудная, опасная, но если человек проработал в УГРО три года, он уже отсюда не уйдёт, потому что это становится образом жизни. Наверное, во многом благодаря мотивации. У каждого сотрудника она высокая.
К примеру, была в 2016 году история: в Старом Осколе мошенники дистанционно похитили у пожилых супругов 600 тыс. рублей. Когда дедушка понял, что стал жертвой обмана, у него случился сердечный приступ, через три дня он умер. Естественно, после таких случаев каждый оперативник уголовного розыска максимально заряжен на результат и старается всеми силами раскрыть такие преступления и сделать всё, чтобы преступники предстали перед судом. Бывает, работаем сутками, но прекрасно понимаем, ради чего это делаем».
О безопасности
«Ещё одно интересное направление – квартирные кражи. Тогда, в 2016 году, это было частым явлением. Сейчас, к счастью, такие преступления сходят на нет и становятся ситуативными. Но ещё 8–10 лет назад у нас в регионе действовали квалифицированные домушники. Как правило, такие преступники уже были неоднократно судимы, они освобождались из мест лишения свободы и вновь принимались за старое. Мы по несколько раз одних и тех же бандитов ловили. Отсидит – и вновь квартиры грабить.
Действовали они очень осторожно и умело, но всё равно мы ловили их. Были и забавные случаи, конечно. Однажды домушник обворовал квартиру и забыл в ней свой паспорт. Ещё один случай изумил всех: вор забрался в квартиру в Белгороде, нашёл там алкоголь, выпил и заснул. Так его и нашли вернувшиеся с работы хозяева.
Сталкиваться приходится с разным контингентом. Одни оказывают сопротивление, другие часто имеют при себе оружие: и ножи, и огнестрельное. Потому при задержании мы всегда настроены максимально серьёзно. Это и наша безопасность, и безопасность окружающих. Не всегда, к примеру, можно задержать подозреваемого дома. Приходится действовать где‑то на улице, в общественном месте. И сработать надо чётко, быстро, чтобы подозреваемый не успел среагировать. Был у нас случай, когда по горячим следам задерживали вора-домушника. Подскочили, вытащили его из машины, надели наручники. Потом под сиденьем у него нашли заряженный пистолет. Но мы настолько быстро в тот момент действовали, что он даже не успел им воспользоваться.
С наркоманами приходится работать, а они вообще непредсказуемы. Преступник всегда на адреналине, готов ко всему, и что у него в голове, мы предугадать не можем. При необходимости прибегаем к силовой поддержке Росгвардии».
О засадах и задержаниях
«В 2018 году произошёл резкий рост дистанционных преступлений, и меня назначили заместителем начальника отдела по этому направлению. Через два года нас вывели из отдела имущественных преступлений и создали профильное подразделение: отдел по раскрытию хищений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Уже три года занимаемся как раскрытием, так и организацией работы территориальных органов по данному направлению. Работа очень интересная, требует постоянного развития. Преступники тоже не стоят на месте. Меняются технологии, способы совершения преступлений, и ты должен знать все тонкости и нюансы. К примеру, есть такое явление – подмена телефонных номеров. Чтобы понимать, как преступники используют эту технологию, мы должны сами её знать в совершенстве. Или, например, уметь взламывать сайты. Не зря же говорят: чтобы поймать преступника, нужно думать, как он.
Вообще, сотрудник уголовного розыска профессия ещё и творческая. Мы общаемся и с потерпевшим, и со свидетелями, и с подозреваемым. Нужно быть немножко психологом, чтобы найти нужные слова и суметь выведать максимально большое число фактов. А потом ещё и убедить преступника сотрудничать со следствием. Плюс нам нужно быть хорошими актёрами, так как часто преступники нас уже знают, и для слежки или засадных мероприятий приходится менять внешность, уметь быть незаметным.
Засады – это отдельная тема. Иногда и сутки в засаде сидим. Буквально две недели назад нужно было задержать подозреваемого. Вычислили, где он живёт, приехали туда в пять часов утра. А вышел он только в одиннадцать часов дня. Но терпение принесло свои плоды – задержание прошло успешно, быстро и никто не пострадал.
Но мы не только ловим преступников, но и профилактическую работу проводим постоянно: общаемся со студентами, со школьниками, рассказываем про информационную и банковскую безопасность людям. А ещё, учитывая опыт работы, предлагаем, как можно изменить и улучшить закон. МВД предлагает законодательные инициативы, и очень приятно, что госдума эти инициативы поддерживает. В прошлом году, к примеру, были внесены изменения в закон «О банковской деятельности» и в закон «О связи».
Так и работаем. Защищаем общество и хотим, чтобы мир был лучше».
Записал Алексей Стопичев