Непрерывная лестница, или Почему не стоит баловаться на эскалаторе
15 марта эскалатор отмечает свой день рождения
-
Статья
-
Статья
Куда прячутся ступени чудо-агрегата, с какой скоростью он движется и почему его поручень порой убегает вперёд, а также другие интересные цифры и факты из биографии одного из полезнейших изобретений XIX века, узнала «БелПресса».
От Отиса до Латрэса
День рождения эскалатора ежегодно отмечается 15 марта. И кто бы мог подумать, что изначально его придумали не для того, чтобы он поднимал и спускал людей в метро и торговых центрах, а в качестве развлекательного аттракциона. Более того – первые самодвижущейся лестницы представляли собой гладкие дорожки.
Да-да, самый первый эскалатор был без ступенек. Изобрёл его в середине позапрошлого века американец Натан Эймс. И даже запатентовал свой «аттракцион». Однако заработать на «непрерывной лестнице» мужчина не успел, так как спустя год умер. Однако к концу XIX века идею Эймса подхватил другой предприимчивый янки – Джесси Ренно. Первый «наклонный лифт Рено», установленный в парке Кони-Айленд в Нью-Йорке был призван развлекать туристов.
Оснастить же агрегат ступенями придумал изобретатель, работавший в компании «Отис», – Чарльз Сибергер. Именно в таком виде эскалатор представили в 1900 году на Всемирной Парижской выставке.
Вскоре компания поставила производство самодвижущихся лестниц на поток, и за два следующих десятилетия оснастила прогрессивной новинкой несколько сотен крупных магазинов и других учреждений Америки и Европы.
А вот установить эскалаторы в метро додумались англичане в 1911 году. О новинке в лондонской подземке тут же раструбили все местные газеты, что обеспечило ей небывалый наплыв посетителей. Спустя 20 лет, когда началось строительство московского метрополитена, его тоже захотели оснастить эскалаторами. Но заокеанские дельцы запросили за свою продукцию слишком большие деньги.
Тогда Сталин распорядился наладить производство эскалаторов в СССР. В итоге на первые четыре станции столичного метро были установлены агрегаты отечественного производства, которые сконструировали на заводе «Красный металлист». Однако крупные магазины страны эскалаторами начали оснащать гораздо позже. Первый установили в 1957 году в только что построенном Центральном детском мире в Москве.
Сейчас эскалаторы в нашей стране производят на нескольких предприятиях, таких как «Латрэс», Универсалмаш и Трансмашхолдинг.
В реестре опасных объектов
Метро в Белгороде нет, поэтому эскалаторы в нашем городе водятся только в крупных торговых центрах. И мало кто из белгородцев задумывается о технике безопасности при пользовании эскалатором, нарушение которой может повлечь серьёзные проблемы. Не зря же все эскалаторы внесены в реестр опасных объектов и подконтрольны Ростехнадзору.
Поэтому с техобслуживанием этих агрегатов всё строго – оно по правилам должно проводиться обслуживающей компанией ежемесячно: механик обязан приходить и лично проверять износ деталей и механизмов.
«Длинные штанины, развязавшиеся шнурки на обуви – за всем этим, конечно, нужно следить, когда собираешься воспользоваться эскалатором. Хотя так называемая гребёнка – часть, под которую уезжает ступенька, имеет зубчатое строение, и если она какой‑то предмет зажуёт, исправный эскалатор должен остановиться: сработает датчик безопасности», – поясняет директор компании «БелЛифт» Дмитрий Чурилов.
Многоступенчатая система безопасности эскалатора, по словам Дмитрия Петровича, включает в себя и визуальный контроль за его работой.
Оказывается, для эскалаторов предусмотрена либо система постоянного видеонаблюдения за входными площадками с выводом информации на пульт оператора, у которого должна быть выведена кнопка «стоп»: если вдруг какая‑то заминка, он должен оперативно остановить эскалатор.
Либо у каждого эскалатора должен постоянно стоять дежурный, как в метро, и говорить пассажирам, чтобы те не перевешивались за поручни, ведь от этого в прямом смысле зависит их безопасность, а порой и жизнь.
«Почему по технике безопасности ребёнка на эскалаторе нужно держать за руку? Потому что есть вероятность, что он попадёт в так называемые ножницы – пространство между стенкой рядом с движущимся эскалатором и началом этажа. Если вы засунете туда руку – её может запросто отрезать. Поэтому помните, что зона безопасности эскалатора – поручень и ещё 10–15 сантиметров за него. Сильнее нельзя высовываться из‑за риска травмирования», – предупреждает Дмитрий Чурилов.
Правдивые страшилки
Что касается более распространённой фобии – что эскалатор вдруг резко остановится и его ступеньки сложаться – такого быть не может. В случае остановки агрегат просто превратится в неподвижную лестницу, по которой можно будет подняться или спуститься. Однако по технике безопасности использовать неработающий эскалатор в качестве лестницы нельзя.
«Поэтому, помимо эскалаторов, в здании обязательно должны быть дополнительные эвакуационные лестницы: нельзя его проектировать как основное средство подъёма на этаж», – поясняет Дмитрий Петрович.
Эскалаторы, особенно в метро, проектируются с учётом большого пассажиропотока, хотя грузоподъёмность как таковая в их характеристиках не прописана. Однако и сломаться под весом чрезмерно большого количества людей агрегат может – такие случаи были.
Один из них случился в Москве в феврале 1982 года на станции «Авиамоторная». Тогда в час пик сломалась одна из ступенек эскалатора, которая зацепилась за его нижнюю площадку. В итоге из‑за колоссальной нагрузки на механизм порвались цепи-гребёнки, соединяющие полотно эскалатора с его электродвигателем.
Из‑за большого общего веса пассажиров, находившихся в тот момент на движущейся лестнице (он составлял более 10 тонн), эскалатор поехал со скоростью, в несколько раз превышающей обычную.
Люди падали с ног, и их несло вниз. Некоторые в панике запрыгивали на балюстраду, но она проламывалась под их весом. В одной из самых страшных аварий с эскалатором в истории московского метрополитена погибло восемь человек и пострадало несколько десятков.
А несколько лет назад 30 человек пострадали в результате обрушения эскалатора в римском метро. Произошло это из‑за того, что на него зашло слишком много футбольных фанатов, которые, по свидетельствам очевидцев, ещё и прыгали во время спуска. Эскалатор начал двигаться очень быстро, и люди не успевали с него сходить. Возникла давка…
Если поручень уехал…
К счастью, подобные случаи являются исключениями. Самая частная поломка эскалатора: убегающий вперёд поручень.
«Если вы ездили в метро, но наверняка замечали, что рука иногда уезжает вперёд. Рассинхронизация движения полотна эскалатора и поручня происходит из‑за износа цепей и роликов. Для исправления ситуации их меняют», – поясняет Дмитрий Петрович.
По словам директора компании, обслуживающей лифты и эскалаторы, безопасность пассажиров движущейся лестницы и в целом её работа контролируется большим количеством датчиков, спрятанных под эскалатором – в специальном приямке.
Туда, кстати, складываются и оттуда выезжают ступени агрегата. И там очень много электроники, отвечающей за нашу безопасность.
«Если эскалатор начнёт ехать слишком быстро, сработает особый датчик, и он остановится. Другие датчики отвечают за энергосбережение: если эскалатор не заполнен, он замедляет скорость вплоть до полной остановки – так он экономит энергию. И светофоры там есть, как на перекрёстке: если вход на эскалатор запрещён – горит красный, а если зелёный, то вы можете смело заходить, даже если он не двигается: сработает фотоэлемент, датчик увидит, что человек зашёл, полотно плавно запустится, и вы поедете», – объясняет Дмитрий Петрович.
Кстати, номинальная скорость эскалатора составляет 0,5 метра в секунду, а стандартный угол его наклона – 35 градусов.
Несчастные случаи на эскалаторах происходят чаще всего из‑за беспечности и неправильного поведения пассажиров.
«В основном страдают дети, которые решают покататься на поручнях. Такие случаи обязательно нужно пресекать, ведь ребёнок может упасть и травмироваться. Кроме того, балюстрада из калёного стекла боится всяческих ударов и изломов. Она, конечно, не высыпется, а просто взорвётся», – сетует директор ООО «БелЛифт».
Однако, по его словам, замена её потребует больших затрат.
Интересные факты об эскалаторах
1. Самый длинный эскалатор находится в Гонконге. Построили его в 1994 году. Движущейся лестницей длиной 800 метров ежедневно пользуются десятки тысяч жителей мегаполиса.
2. Самым маленьким эскалатором может похвастаться один из торговых центров японского города Кавасаки. Его высота всего 83 см.
3. Самый старый действующий эскалатор почти сто лет перевозит покупателей нью-йоркского торгового центра Macy’s Herald Square. Старичок с деревянными ступеньками является местной достопримечательностью. И хотя он часто ломается, владельцы магазина всё равно не хотят отправлять его на пенсию.
4. Подводный эскалатор есть на Тайване. На нём во время экскурсии катаются посетители океанского парка Farglory, разглядывая по пути обитателей океана.
5. Уличный эскалатор длиной 383 метра обслуживает жителей одного из районов колумбийского города Медельин, расположенного на склоне горы.
6. Эскалатор для велосипедистов есть в норвежском городе Тронхейм. С его помощью они поднимаются на вершину одного из местных холмов.
7. Самый глубокий эскалатор метро обслуживает пассажиров самой глубокой станции Санкт-Петербурга – «Адмиралтейской». Его длина – 137 метров. Он поднимает пассажиров на высоту более 68 метров.
Тамара Акиньшина