Не нотация, а диалог. Как научить ребёнка безопасному поведению без родительского контроля
Эксперт «Белгородских известий» – детский психолог Нина Шкилёва
-
Статья
-
Статья
Три месяца летних каникул оборачиваются порой головной болью для родителей школьников всех возрастов. Взрослые пытаются максимально сократить количество свободного времени у своих детей, отправить чадо в школьный или детский оздоровительный лагерь, отвезти бабушкам или дедушкам. Лишь бы ребёнок не шатался по улицам в сомнительных компаниях и не влип в историю.
Рассказывайте и слушайте
«Летом школьники чаще остаются без опеки взрослых, получая при этом важные навыки и опыт самостоятельности, – говорит специалист. – Поэтому родителям важно обсуждать с детьми вопросы безопасности. Эффективность таких разговоров зависит не только от того, какие фразы мы скажем, но и от готовности ребёнка эту информацию воспринять, а также от уровня доверия в семье».
Как подчёркивает Нина Шкилёва, в таком разговоре важно не испугать, не запретить, не прочесть нотацию, а рассказать о реальности и составить для ребёнка (и для себя) план безопасности. А также дать своему чаду уверенность, что взрослый в любой момент выслушает, поможет и поддержит. Ребёнку важно понимать, что он всегда может обратиться к родителям за помощью или советом. Тогда даже в трудной ситуации ребёнку будет легче самостоятельно принять верное решение.
«Важно, чтобы разговоры о безопасности велись в форме диалога, – говорит психолог. – Ребёнок должен сам активно участвовать в беседе, высказывать своё мнение, рассуждать и понимать, что он наравне со взрослыми вырабатывает эти правила поведения. Тогда ваше чадо не воспримет это как нотацию, для него эти правила будут ценными. Можно разобрать с ребёнком несколько ключевых ситуаций».
Если пристаёт незнакомый человек
Как отмечает психолог, в данном случае важно объяснить детям, что опасные люди не выглядят как злодеи из мультфильмов. Они могут казаться милыми и добрыми, просить о помощи, представляться друзьями родителей.
«Нужно донести до своего чада простую мысль: взрослый никогда не станет просить помощи у незнакомого ребёнка, – комментирует Нина Шкилёва. – Поэтому идти с ним куда‑то, садиться в машину, заходить в подъезд категорически нельзя».
Одна из гарантий безопасности здесь – способность не слушаться и говорить чёткое «нет». Воспитанным и послушным детям сложнее отказать взрослому. Если ребёнка пытаются увести, важно уметь громко кричать, сопротивляться и привлекать внимание.
Если застрял в лифте
Здесь, как отмечает специалист, правильно было бы научить ребёнка приёмам снятия тревоги через дыхание. К слову, этот совет является универсальным и может помочь не только в этой ситуации.
«Расслабляющее дыхание, снимающее тревогу, – это навык, который можно тренировать, – говорит психолог. – Нужно тренироваться спокойно вдыхать и медленно выдыхать. Делать это регулярно, в привычной обстановке. Тогда навык закрепится. Как раз в застрявшем лифте это может пригодиться, чтобы избежать паники».
Важно также донести до ребёнка, что лифт – это механизм, который иногда (очень редко!) ломается, но есть понятный способ, как его починить. Тут нужно объяснить, как вызвать диспетчера с помощью кнопки и что ему сказать.
Если потерялся
Специалист рекомендует для начала помочь ребёнку выучить наизусть свой домашний адрес и номера мобильных телефонов родителей.
«Ещё стоит обязательно научить, к кому в такой ситуации нужно обращаться за помощью в первую очередь, – говорит Нина Шкилёва. – Это, как правило, люди в форме. Не обязательно полицейские, это могут быть продавцы в магазине, водители автобуса и так далее. В некоторых крупных торговых сетях сотрудники специально обучены помогать тем, кто потерялся».
Психолог советует отдельно обговорить конкретные ситуации, связанные с самостоятельными маршрутами ребёнка: что ты будешь делать, если выйдешь не на той остановке или запутаешься в переулках, возвращаясь домой с кружка?
Если сверстники предлагают опасные игры
Почти всегда дети ощущают, что та или иная игра, те или иные действия могут быть опасными. Но часто не могут отказаться от участия, потому что находятся в компании сверстников или ребят постарше, которые могут провоцировать, «брать на слабо». А иногда просто срабатывает стадный инстинкт.
«Тут придётся обсудить с ребёнком, что это могут быть за игры и в чём их опасность, – советует психолог. – Например, купаться в речке в опасном месте без взрослых, залезть на стройку и так далее. Предупреждён – значит вооружён. И это снова вопрос доверия между ребёнком и родителем. Здесь самое главное правило: скажи нет – уйди – расскажи. То есть ребёнок должен уверенно отказаться от участия, покинуть эту группу детей и рассказать взрослым».
Как подчёркивает Нина Шкилёва, чтобы это правило работало, родителям самим важно научиться спокойно и без эмоций разговаривать со своим ребёнком. Без крика, обвинений, унижений. При этом фразы из разряда «чтоб я у тебя этого больше не видел», «чтоб больше такого не было», используемые родителями, обычно приводят к тому, что ребёнок остаётся в одиночестве и противостоять опасности не может.
Если страшно ехать в детский лагерь
Как правило, детей, особенно младших школьников, страшат незнакомая обстановка, новые люди, с которыми придётся некоторое время жить бок о бок, как‑то находить общий язык, и отсутствие родителей рядом.
«Здесь важно проговорить с ребёнком, что ничего страшно не случится, если он решит вернуться домой, – рекомендует психолог. – Он должен понимать, что никто его не будет заставлять остаться, стыдить за желание вернуться, обвинять в чём‑то или смеяться над ним. И ещё обязательно объяснить ребёнку, что родители постоянно находятся на связи и он может в любой момент позвонить, поделиться своими переживаниями и обратиться к ним, если нужна будет помощь».
Специалист советует также накануне отъезда в лагерь проговорить с ребёнком его умения, достижения, сильные стороны, способность находить друзей. Подбодрить, дать поддержку и опору.
Если бабушки и дедушки дают больше свободы, чем родители
Практически всегда старшее поколение в семье уже не воспитывает внуков, а балует. Поэтому, когда ребёнка привозят на лето к бабушке и дедушке, он получает намного больше свободы, чем с родителями. Его могут постоянно кормить сладким, разрешать фастфуд или снеки, позволять без ограничений смотреть мультфильмы, когда дома это, например, жёстко контролировалось.Обычно в такой ситуации ребёнок с радостью соглашается на все поблажки, не понимая при этом, что для него это не всегда хорошо. Если разговоры с бабушками и дедушками не помогают, тогда в такой ситуации важно научить чадо противостоять соблазнам и говорить чёткое «нет».
«Если в семье правила жёсткие, ребёнок от них устал, а вдобавок ещё и не понимает причины запретов и ограничений, то он с большой охотой начнёт делать всё, что раньше запрещалось, не осознавая последствий, – говорит психолог. – Тут родителями важно выстроить доверительные отношения с детьми, важно обсуждать. Если есть какие‑то запреты, то для них должна быть веская причина, понятная ребёнку».
Например, если зрение плохое, то из‑за просмотра телевизора оно может ещё больше ухудшиться. Если есть только сладкое – заболит живот и испортятся зубы. И так далее. Кроме того, психолог подчёркивает, что родители должны научиться спокойно реагировать на ошибки своих детей.
«Самая показательная реакция – это когда ребёнок потерял, например, телефон и наотрез отказывается возвращаться домой, потому что «мама убьёт», – говорит Нина Шкилёва. – Это значит, что доверия в такой семье мало, а отношения строятся скорее на страхе. Такому ребёнку будет сложнее противостоять каким‑то опасностям во внешнем мире».
Анастасия Состина