Что делать, если застрял в лифте, и почему не стоит паниковать
Инструкцию на этот случай и истории белгородцев, которых пришлось вызволять из кабины лифта, подготовили «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Сегодня лифтёры всей России могут отмечать свой профессиональный (хотя и не получивший пока официального статуса) праздник – день работников лифтового хозяйства. 1 февраля 1949 года вышло в свет постановление Совета Министров СССР «Об организации производства лифтов».
«Нажать кнопку вызова – войти в кабину – нажать кнопку нужного этажа – выйти» – жители многоэтажек выполняют эти операции на автомате, даже не задумываясь о том, какой сложный процесс запускается при этом. Пока однажды алгоритм не даёт сбой.
Ольга Петровна, 52 года, Губкин:
«Много лет назад я жила на втором этаже в общежитии-малосемейке, а потому лифтом особо не пользовалась. А однажды пришлось – и застряла. Поднималась я тогда к знакомой на восьмой этаж, в доме выключили воду, а у неё была. И вот я в халате и тапочках, по‑домашнему, с чайником в руках еду вверх, как вдруг лифт останавливается. Застрял он где‑то между третьим и четвёртым этажами. Я растерялась. Думаю: даже квартиру не закрыла! Потом стала вспоминать, выключила ли плиту, не работает ли утюг. В панике начала давить на все кнопки подряд. Отозвалась диспетчер, сказала: сейчас, мол, приедет мастер. Минут 45 ждала. Как на грех, в туалет захотелось, и замёрзла очень – зимой дело было. Все надписи на стенах перечитала, пока там находилась. Помню: почему‑то боялась, что вот сейчас приедет этот мастер и будет меня ругать, что лифт сломала. А ещё такая мысль в голову пришла: а хватит ли в кабине воздуха?
Наконец мастер приехал, открыл дверь лифта – он чуть ниже порога застрял. Дал мне руку, я вышла и сразу направилась домой, никакая вода мне уже не нужна была.
С тех пор там, где могу пройти пешком, не пользуюсь лифтом и одна в него не захожу».
Анна, 31 год, Белгород:
«В лифтах я застревала не раз. Впервые, когда мне было лет 10. Испугалась? Да нет, было весело: мы ехали тогда с бабушкой и соседкой и очень мило поболтали, пока лифтёр нас не вызволил из кабины. А вот когда в следующие разы застревала одна, было уже не так комфортно. Однажды лифт остановился между этажами, и пришлось ждать минут 15, пока его механически не подтащили к ближайшему этажу. Потом мне подали руку и помогли выбраться из кабины. Помню, я тогда из лифта позвонила маме, а она вызвала спасателей. Но, когда они приехали, меня уже благополучно достали.
Заметила, что, будучи помладше, спокойнее это воспринимала. А сейчас как‑то страшно находиться в замкнутом пространстве. Весёлого в этой ситуации для меня точно мало».
Елена Ивановна, 60 лет:
«В 1987 году меня, молодую девушку, которая и лифтов‑то в своей провинции не видела, послали в Москву, на учёбу в высшую комсомольскую школу. Лифт в здании был большой и постоянно застревал, потому что в него много иностранных студентов набивалось. И вот я пропустила одну такую большую компанию и после неё зашла в лифт одна. И он застрял. Помню, что просто в панику впала. Наверное, ещё и потому, что была на четвёртом месяце беременности – гормоны повлияли. Мне показалось, что я сейчас задохнусь. Минут 40 в этом лифте сидела, дышала через решёточку, которая наверху кабины, – из неё воздух поступал. Потом открыли дверь и через щель меня как‑то вытащили. Я оттуда кому‑то на руки упала. Помню, эти иностранные студенты хлопали, радовались, что меня освободили.
Всё оставшееся до конца учёбы время на лифте я больше не ездила, ходила пешком на седьмой этаж. Потом, кстати, не раз застревала и относилась к этому уже спокойно».
Татьяна Алексеевна, 40 лет:
«Ой, а у меня сын-первоклассник как‑то в лифте застрял. Воспитывали в нём самостоятельность и первый раз разрешили дойти домой из школы одному. Он в домофон позвонил: «Мам, я сам на лифте доеду». Ну, сам и сам – пусть! Столько раз ведь с нами ездил. Пять минут проходит – нет ребёнка. Открываю входную дверь и слышу его крик. Орёт просто не своим голосом. У меня сердце чуть не остановилось, думаю, что случилось?! Оказалось, в лифте застрял. Точнее, он даже с места не тронулся. Ребёнок зашёл в кабину, нажал кнопку, дверь закрылась и… лифт не поехал. Вдобавок свет выключился. Благо, у сына был телефон: включил на нём фонарик, нашёл кнопку вызова диспетчера – я через дверь объяснила, как она выглядит, – и нажал. Диспетчер дверь сразу открыла, и мне на руки из кабины вывалился зарёванный, испуганный ребёнок. Он потом долго в лифте ездить боялся, даже с нами. Как нам объяснили, у сына маленький вес, поэтому лифт решил, что внутри никого нет, и не поехал».
Как организована безопасность лифта
Мы поговорили об этом с директором ООО «БелЛифт» Дмитрием Чуриловым.
— Дмитрий Петрович, лифт – опасная штука?
— Да, по законодательству он отнесён к опасным объектам и подлежит страхованию владельцем. Но, учитывая то количество устройств безопасности, которое находится на лифте, для пользователя он совершенно безопасен, при должном техническом обслуживании и внимании со стороны специализированной организации и владельца.
— И как часто лифты проверяют?
— По закону не реже одного раза в год должны проводить техническое освидетельствование лифта. Во время него проверяют все узлы, устройства безопасности и режимы работы лифта, предусмотренные заводом-изготовителем, и дают оценку и заключение о его пригодности для дальнейшего пользования. Если признают пригодным, то срок эксплуатации продлевают ещё на год. А если выявят какие‑то серьёзные проблемы, тогда работу лифта приостанавливают до устранения проблем. Мелкие замечания исправляют на месте.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об устройствах безопасности лифта.
— Во‑первых, это канаты. Все думают, он один, но на самом деле их три и больше – в зависимости от грузоподъёмности лифта. Например, у обычного пассажирского с грузоподъёмностью 400 кг – три, а у тех, что мы установили в «Белгород-Арене», с грузоподъёмностью 1,6 тонны – семь или даже девять. Эти тросы стальные, у них много прядей, и по закону, если хотя бы одна из них лопнула, трос подлежит замене. Даже если оборвётся один канат, лифт просто остановится, но угрозы жизни и здоровью человека в кабине не будет. Чисто теоретически лифт даже на одном канате не упадёт.
— А ещё я слышала, у лифтов есть ловушки…
— Да, ещё есть ловители. Даже если произойдёт полный обрыв канатов, ловители удержат лифт на месте. Точнее, падение начнётся, но, когда кабина наберёт предельно возможную скорость, ловители сработают и лифт остановится.
Плюс ещё есть масса блокировок. Пока лифт всю цепочку не соберёт, не проверит – не поедет. Например, зашли вы в кабину, нажали кнопку, а лифт никуда не поехал – значит, что‑то неисправно, и поэтому лифт не начал движение.
— Но вандалов ведь сейчас хватает. Они внутри кабины могут что‑то повредить или в машинное отделение проникнуть…
— Это в советских лифтах были пластиковые кнопки, панели и потолки, хулиганы их жгли. Но сейчас, по требованиям ГОСТа, лифты делают вандалозащищёнными: в них металлические кнопки и панели, на полу износостойкий линолеум, они пожарозащищённые. Поэтому для того, чтобы сломать лифт, хулигану надо очень постараться. Даже если разобьют или выковыряют кнопку, он продолжит работать. А все машинные отделения у нас под замком и на сигнализации. Если человек туда проникнет, мы это увидим и сможем направить наряд полиции или выключить лифт удалённо, чтобы подвижные части механизма не причинили никому вред.
— Перегруз лифта критичен?
— Да, лебёдка и электродвигатель рассчитаны на определённую грузоподъёмность. Если мы говорим о лифтах в жилых домах, то они выдерживают 400 килограммов – это пять человек. Если больше – сработает перегруз, и лифт никуда не поедет, потому что поймёт, что не вытянет. Это тоже одно из устройств блокировки.
— Минимальный вес, который везёт лифт, есть?
— В старых советских лифтах был так называемый подпольный контакт. Если в кабину заходил человек с весом меньше 15 кг, этот контакт не замыкался, лифт не ехал. Но в современных такого нет,он и пустой уедет. Там стоят электронные грузовзвесы.
— Дмитрий Петрович, давайте пройдёмся по главным страхам застрявших в лифте. Там точно не задохнёшься, пока будешь ждать помощь?
— Нет, не задохнёшься. В старых лифтах вверху и внизу в кабине есть вентиляционные решётки, а в новых – вентиляционные отверстия прямо на панели. А ещё по желанию заказчика их могут комплектовать принудительной системой вентиляции.
— А голову, руку или ногу дверью лифта может зажать?
— Нет, при попадании какого‑то предмета в дверь сработает реверс – и она откроется. В современных лифтах есть фотоэлементы, которые не дадут двери закрыться. А вообще, если она уже закрывается, но вы видите, что какой‑то человек спешит к лифту, лучше нажмите кнопку открытия дверей – это такие разводные стрелочки – и дверь сама откроется, никого не прижав.
— Через какое время человека, застрявшего в лифте, должны освободить?
— По закону в течение получаса мы должны освободить человека из кабины, а за сутки – устранить неисправность и запустить лифт в работу. Если лифт застрял, нажмите кнопку вызова диспетчера на панели. Он работает круглосуточно и всегда на связи. Назовёте причину, мы увидим адрес и направим аварийную бригаду. В штате у нас более 100 человек. Это и электромеханики, и диспетчеры, и лифтёры, и прорабы, и аварийная служба – две машины по городу круглосуточно дежурят. Но разброс лифтов большой, мы около 1 000 по области обслуживаем, поэтому есть центральный диспетчерский пункт, который видит весь город, плюс по городу шесть участков разбросаны – там тоже диспетчеры. И в Майском механик всегда дежурит, потому что удалённость большая и норматив по эвакуации человека за 30 минут можно не выполнить, если ехать из Белгорода.
Подготовила Тамара Акиньшина