Село сказало нет. Как белгородцы в 1993 году голосовали за Конституцию
26 лет назад Россия получила новую Конституцию, по которой живёт по сей день
-
Статья
-
Статья
«БелПресса» рассказывает, каким было общественное мнение в момент принятия новой Конституции и почему большинство жителей Белгородской области тогда проголосовали против.
Две Конституции
В начале 1990-х вошедшая в эпоху крутых перемен страна жила фактически по советской Конституции 1978 года, из которой в марте 1990-го исключили статью о руководящей роли Коммунистической партии Советского Союза.
В июне 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. С этого момента началась подготовка к написанию совершенно новой Конституции. Для этого создали Конституционную комиссию, которую возглавил председатель Верховного Совета и будущий президент страны Борис Ельцин.
Формирование Основного закона страны шло одновременно с разгоравшимся ещё с конца 1992 года конституционным кризисом. С одной стороны был Борис Ельцин уже в статусе президента, глава правительства Виктор Черномырдин, с другой – вице-президент Александр Руцкой, глава Верховного Совета Руслан Хасбулатов.
Ни одна из сторон по мере нарастания кризиса не отрицала, что новая Конституция нужна России, однако по сути у конфликтовавших ветвей власти были свои, довольно разные версии нового закона.
В мае 1993 года Белгородский областной совет народных депутатов (предшественник областной Думы) выступил с официальным заявлением:
«Областной совет считает неприемлемым создание «двух Конституций», неоправданное форсирование сроков обсуждения по столь серьёзному для судеб России важнейшему документу – Конституции Российской Федерации. Признаёт опасным для демократии и правового государства любые неконституционные пути принятия основного закона государства».
Две стороны конфликта
На тот момент и областной совет народных депутатов под руководством Михаила Бесхмельницына, и глава администрации Белгородской области Виктор Берестовой фактически поддерживали сторону Руцкого и Верховного Совета.
4 августа 1993 года в Белгороде на заседании, посвящённом 50-летию Победы в битве на Курской дуге, председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов заявил, что его сторонники готовы «сесть за общий стол» и достигнуть компромисса со стороной президента Ельцина.
6 августа и вице-президент Александр Руцкой провёл в Белгороде встречу с жителями в ДК «Энергомаш», в которой открыто раскритиковал действия президента.
21 сентября 1993 года Борис Ельцин издал указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», фактически прекратив деятельность Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. В этом же указе говорилось и о грядущих выборах Государственной Думы – первых в истории постсоветской России.
Действия Бориса Ельцина привели к так называемому октябрьскому путчу и последующему расстрелу Белого дома. Уже 23 сентября малый совет областного Совета депутатов опубликовал в «Белгородской правде» заявление, в котором депутаты становятся на сторону Верховного Совета в разгорающемся конфликте.
Развернувшиеся по трагическому сценарию события в Москве тем временем привели к гибели 158 человек. 7 белгородских депутатов областного совета выступили с призывом проявлять благоразумие и принять всем органам власти участие в подготовке к голосованию по новой Конституции и выборам в Госдуму.
Мэр Белгорода Юрий Селивёрстов провёл пресс-конференцию, на которой назвал действия обеих ветвей власти «не до конца законными». Хотя мэрия и городской совет склонялись к позиции президента.
«Нельзя допустить, чтобы события, происходящие в Москве, докатились до нашего города, имели продолжение на Белгородчине», – констатировал он тогда.
Новый вектор
Поддержка стороны Хасбулатова – Руцкого стоила поста главе администрации Белгородской области Виктору Берестовому. 11 октября Борис Ельцин назначил главой региона Евгения Савченко. При этом новый губернатор уже 12 октября собрал всех депутатов и заявил, что никого не собирается преследовать за взгляды и понимает, что в области много приверженцев обеих сторон.
13 ноября «Белгородская правда» опубликовала текст Конституции Российской Федерации. Именно за неё должны были проголосовать россияне на всенародном голосовании. Любопытно, что власти ушли от названия «референдум», так как в этом случае по российским законам для одобрения Конституция должна была набрать больше половины от всех избирателей. А на всенародном голосовании достаточно было набрать более 50 % не от всех избирателей, а от тех, кто пришёл на голосование.
9 декабря, в канун голосования, в «Белгородской правде» вышло Обращение к избирателям Белгородской области, под которым стояли подписи 13 человек, в том числе нового губернатора Евгения Савченко, руководителей крупных предприятий региона и нескольких рабочих. Авторы обращения призывали прийти на избирательные участки и выступить за новую Конституцию:
«Неоспоримое достоинство новой Конституции Российской Федерации в том, что она объявляет и утверждает носителем суверенитета и единственным источником власти в России её многонациональный народ. В соответствии с новой Конституцией главная обязанность власти – соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина нашей страны».
Оказалась жизнеспособной
Вспоминая те события, на тот момент мэр Белгорода, а сейчас депутат областной Думы Юрий Селивёрстов говорил, что поддержка Конституции была во многом связана с опасениями за будущее страны. Многие политики ощущали надвигающуюся угрозу:
«Конституция принималась в условиях жесточайшего политического кризиса, связанного практически с вооружённым противостоянием исполнительной и представительной власти. На тот момент были ликвидированы фактически все представительные органы власти на территории РФ. Было понятно, что продолжаться так долго не может, кризис может приобрести более страшные и радикальные формы. Поэтому решение о вынесении проекта Конституции на референдум, может быть, несколько скоропалительная подготовка редакции этого проекта были вызваны такой сложнейшей политической обстановкой».
12 декабря 1993 года в голосовании о проекте Конституции РФ приняли участие 66,8 % избирателей Белгородской области. Главный закон страны получил поддержку менее 45 % жителей. При этом крупнейшие города области проголосовали за: в Старом Осколе Конституция поучила голоса 60 % избирателей, в Белгороде – 50,9 %.
Позиция белгородцев, тем не менее, на судьбу Конституции не повлияла. По данным Центризбиркома, за документ отдали свои голоса 58,43 % избирателей по стране. При этом явка на голосовании составила менее 55 % и реально за Конституцию проголосовали чуть более 32 % от всех россиян.
«Белгородская область всегда относилась к категории консервативных – в хорошем смысле – регионов. Любые решения, которые принимаются, у нас традиционно оцениваются критически. Поэтому и результат, особенно на сельских территориях, был иной, чем в целом по Российской Федерации. Тем не менее белгородцы, как законопослушные граждане, после того как проект обрёл полноценную юридическую силу, выстраивали свои действия, формировали органы власти в соответствии с новой Конституцией. Да и наша областная Дума была избрана в марте 1994 года уже в рамках новой Конституции РФ», – рассказал «БелПрессе» Юрий Селивёрстов.
Несмотря ни на что, даже сформированная в спешке Конституция, по мнению парламентария, оказалась жизнеспособной.
«Прошло уже 26 лет, и в неё были внесены минимальные изменения. Конечно, есть проблемы, не все статьи работают в полной мере, но Конституция как основной закон страны себя оправдала», – заключил депутат.
Сергей Шевченко