В Белгороде обсудили проблемы сбыта фермерской продукции
7 апреля в областном центре прошёл всероссийский форум «Организация системы сбыта продукции субъектов МСП в агропромышленном комплексе»
-
Статья
-
Статья
«Это отличная площадка для выработки действий, которая позволит совместными усилиями бизнеса и власти решить болевые вопросы, – сказал, приветствуя участников форума, глава региона Вячеслав Гладков. – Наша задача – чтобы люди жили лучше, несмотря на внешние факторы и временные трудности».
Ничего личного, просто бизнес
Фермеры и прочие малые производители постоянно и на разных уровнях поднимают проблему взаимодействия (точнее его отсутствия) с торговыми сетями. Аргументы о важности развития местного производства и занятости на селе для крупных продавцов не аргументы. Дадите объёмы, постоянство и качество – приходите. Разбираться, почему у фермера в январе нет клубники или огурцов выросло меньше, чем надо, сетям не интересно да и некогда: их задача – расти и зарабатывать.
В отличие от сообщества разнокалиберных сельских производителей монстры продуктовой торговли твёрдо и согласованно держат свои позиции. Что и позволяет им расти, привлекая внимание производителей любого масштаба.
В 2011 году десять крупнейших розничных продуктовых торговых сетей занимали 17 % российского рынка, в 2016-м – уже 25 %. За I полугодие 2020 года их доля приблизилась к 38 %.В структуре всего оборота розничной торговли в Белгородской области в 2019 году сети занимали 25,2 %.
Чем больше сеть, тем сложнее договориться: уж слишком неравны изначальные условия, и пока это хорошо получилось только у больших компаний.
«Товары крупных белгородских производителей на полке занимают 20–25 %. Это хорошо, но теперь надо такую же стратегию реализовать для мелких средних предпринимателей, фермеров и ЛПХ», – сказал на форуме начальник областного департамента экономического развития Олег Абрамов.
Не только бизнес, но и личное
В области почти 6 тыс. хозяйств, в том числе 217 кооперативов. В прошлом году они произвели 1,5 млн тонн сельхозпродукции на 21 млрд рублей. Как отметил Вячеслав Гладков, это «большой отряд тружеников села», которые умеют брать на себя ответственность:
«Благодаря им, мы и село сохраняем, и есть ощущение, что они являются не только экономическими, но и социальными драйверами».
Основой для роста стала программа «Семейные фермы Белогорья». Финансовая, административная, ресурсная и консультационная поддержка позволили с 2007 по 2020 год вовлечь в программу 55 тыс. сельских жителей. И логичным продолжение программы стало объединение фермеров и ЛПХ в кооперативы. Главные каналы сбыта для них – рынки и ярмарки.
«По поручению Вячеслава Гладкова подготовлен план их поддержки, включающий ярмарки и торгово-закупочные сессии с федеральными и региональными сетями. Мы продлеваем льготную оплату торговых мест и программу «30/30», т. е. 30 % мест на рынках и ярмарках со скидкой 30 %. Это значит, что 1 500 мест предоставляется на льготных условиях», – перечислил меры поддержки Олег Абрамов.
Вячеслав Гладков добавил, только в 2021 году запланировано провести не менее 3 тыс. ярмарок с участием фермерских и личных подсобных хозяйств, причём не только из Белгородской области, но и из соседних регионов.
Помимо ярмарок, фермеры и кооперативы развивают собственные сети торговли. По всей области уже есть 835 постоянных торговых точек для реализации собственной продукции и 821 торговая точка участников программы «Семейные фермы Белогорья», из которых 114 магазинов и палаток обеспечивают продукцией сельхозпотребкооперативы.
Попробуй – полюбишь
Кроме традиционных форм продвижения, рассматривают и новые форматы – туризм и вывод брендовой продукции на электронные торговые площадки.
«Высоким потенциалом для продвижения фермерской продукции обладают гастрономический, рекреационный и аграрный туризм», – отметила начальник департамента АПК и воспроизводства окружающей среды Юлия Щедрина.
По её словам, в 2021 году эти виды туризма будут развивать в том числе и при помощи господдержки:
«Продолжится работа по формированию брендов территорий «Наше лучшее сельское», запланированы гастрономические шоу «Попробуй – полюбишь», а также программы поддержки ремесленников в сёлах. Готовим к выходу в интернет торговлю через маркетплейсы и торговые площадки».
Чтобы покупали продукцию онлайн, не глядя, она должна быть узнаваема, на это работает бренд. Потенциал и важность собственного бренда показал первый национальный конкурс Минсельхоза «Вкусы России». От Белгородской области на победу претендовали известные «Борисовский сыр», «Корочанские арбузы», «Сурковский чеснок», «Городищенский хлеб», «Корочанские яблоки», «Белгородский органический томат» и «Белгородские чаи».
Все они достаточно известны, чтобы продаваться за пределами области и даже страны.
Ирина Дудка