«Наше место». Как сибиряки Огородниковы осуществили свою мечту в Новооскольском округе
«Белгородские известия» побывали в гостях у семьи, обосновавшейся в Малом Городище
-
Статья
-
Статья
«Пап, а я перекати-поле видел!» – вернувшись из школы, рассказывает Вадим отцу. «Полетело уже, значит», – улыбается глава семейства Дмитрий. «О, Роза!» – тянется к коровьей морде младшая из Огородниковых, восьмилетняя Снежана.
Смотрю на залитое солнцем пастбище, на возвращающихся из оврага домой вереницей коров и бычков, на аккуратно сложенные у дома рулоны сена и думаю, что в этом и есть счастье – жить на своей земле, любить то, что делаешь, и находить в этом удовольствие.
Новооскольские просторы
Дмитрий Огородников родом из Иркутска, его жена Валентина – из Красноярска. Их дорога в Малое Городище была долгой. Казалось бы, что связывало их, сибиряков, с Черноземьем? Ответ прост: корни. Мама Валентины родом из Воронежской области.
«Она студенткой поехала осваивать Сибирь, а мы назад вернулись», – смеётся Дмитрий.
О том, что привело семью в Белгородскую область, мы разговариваем как‑то между прочим, прогуливаясь по окраине новооскольского села, где обосновались Огородниковы.
«28 августа было ровно 4 года, как мы сюда приехали. До этого 10 лет прожили в Воронежской области в селе, в своём доме, но для хозяйства места особо не было. Скотину мы там завели, сюда перевезли двух беременных тёлок – вот с них наше хозяйство здесь и началось», – рассказывает Дмитрий.
На работу в Новооскольский округ пригласили Валентину. Она по профессии учитель иностранного языка, а сейчас – директор Васильдольской основной школы.
«В селе у тебя есть ощущение внутренней свободы. Ты вышел из дома – и тут всё твоё: и природа, и хозяйство, и огород. И у ребёнка простор должен быть для жизни», – делится своим представлением о жизни вне города Валентина.
Дмитрий продолжает: когда задумались о переезде, рассматривали несколько сельских вариантов. Приехали в Васильдол, посмотрели школу – всё понравилось.
«Показали несколько домов, которые можно было купить. Но нам же ещё и своя территория необходима. В один дом уже и вещи какие‑то в первый приезд доставил, через пять дней должны были тёлок завезти. И вот я приехал, походил по огороду и понял, что нужно ещё больше места, – вспоминает Дмитрий. – Спросил у сопровождающей, есть ли такой вариант, где бы возле дома соседей особо не было. Нашёлся вот этот вариант, приехал, посмотрел – берём, это наше место. Мне как раз такие просторы и нужны были. Тут людей мало, наши ближайшие соседи на расстоянии в 300 метров в одну сторону, 250 метров – в другую».
Так что же заставило их сменить городские удобства в Иркутске на сельскую жизнь?
«Были мысли переехать куда‑то в деревню. Искали сначала в своей области, но там с землёй сложно: ближайшие районы от Иркутска – под ИЖС и по нереальным ценам. А потом мы с женой приехали к её родственникам в воронежскую Россошь. Уезжали оттуда в сентябре в шортах и майках, – рассказывает он. – Через четыре дня приехали в Иркутск – и попали в мороз, в –15 градусов. Всё, что с собой было из одежды потеплее, на себя накинули: такси вызвать не удалось, от вокзала до дома – пять остановок. Тогда и закралась мысль поближе сюда перебраться».
Книжки, Интернет, советы бывалых
«Это наш бык-осеменитель, который теперь спасает положение, – Дмитрий показывает на мирно пасущегося Лупика. – Он глазастый такой, поэтому и назвали Лупиком. Килограммов под 500 в нём есть. Добрый, детвора наша с ним играет».
Лупик в хозяйстве Огородниковых отвечает за интересное положение тёлок и коров. Хозяин стада говорит, что бык помог ему сэкономить порядка 20 тысяч рублей: не пришлось тратиться на искусственное осеменение.
«Мы его в стаде оставляем ещё на несколько лет. Поголовье коров я увеличивать пока не собираюсь, больше ставку делаю на мясное животноводство, – объясняет он. – Вот тут, прямо на пастбище, бычки и будут расти. Мы в том году свою скважину сделали, на сарай полмиллиона рублей я потратил, притом что дуб из леса сами вывозили с разрешения лесников. Без этого такой сарай обошёлся бы в 2,5 млн рублей. Главное – технику приобрести, а на следующий год мы уже и развернёмся».
Удивляюсь: как же они с женой, городские жители, вообще в первый раз к корове подошли?
«Мы сначала не коров завели. В Воронежской области тоже переезжали из села в село. По профессии я железнодорожник, там на работу устроился. Жену в местную школу уговорили перейти работать – так перебрались в другое село, дом купили. Ремонт делали, порядок наводили. И вот там у меня возникла проблема с дорогой на работу. Уволился я, и мы больше хозяйства взяли. А началось всё с того, что ещё в первом селе мы летом завели 60 гусят – и для себя, и родню подкормили. Потом и куры пошли, поросят держали. В Воронежской области первых телят мы взяли».
Учиться тому, как их содержать и как с ними управляться, пришлось, говорит Дмитрий, от и до – и сразу на практике.
«В любое дело надо вначале вникнуть. Если есть носитель знаний – это хорошо. Но обычно бабушки рассказывали, как тяжело держать коров. А сейчас же доильные аппараты есть, всё легко делается. В общем, Интернету спасибо, книжки были, у людей поспрашивали, что и как, – рассказывает он. – Сейчас я уже сам могу такие консультации давать. И по первому-второму месяцам жизни бычков и тёлочек, чтобы они продуктивно развивались, и по рациону на откорме, и по вакцинации, и по родовспоможению. У меня тут, наверное, уже отёлов 15 было. Так что мы всё через силу, но прошли».
Позову – прибегут
Сейчас в хозяйстве Огородниковых 10 бычков, коровы Стаська и её дочь Леська и тёлочки Цыганка и Роза.
Пока мы разговариваем, рогатые бродят по просторному – 5 га – пастбищу. Часть из них забредает в посадку – за деревьями бычков даже не разглядеть. Территория для выпаса огорожена электропастухом – проволокой под напряжением. Такую изгородь Дмитрий начал обустраивать тут давно. Частично в этом помогли деньги, которые семья получила по соцконтракту. Программой «Содействие» он воспользовался дважды.
«В первый раз мы взяли деньги на развитие личного подсобного хозяйства, во второй тоже. Первые деньги пошли на покупку маслобойки, сепаратора, домашней сыроварни, электропастуха, кормов», – рассказывает он.
Конечно, пришлось вложиться в обустройство ограды для пастбища и самому. Но теперь Дмитрий спокоен за собственное стадо на выпасе.
«Тут Стаська где‑то ходит. Если её позвать, она прибежит и остальных за собой приведёт, – говорит Огородников. – А вообще, бычков можно на улице и зимой содержать. Они у меня в первый год тут зимовали прекрасно до середины января, шерстью обросли».
Дмитрий рассказывает, что с хозяйством управляется в основном сам. Он улыбается: дело супруги – вкусно его накормить домашней молочной продукцией:
«Сыр сварить, когда молока полно, творог, масло – это её дело».
Интересуюсь, помогают ли дети?
«Да. Самой старшей, Соне, 13 лет. Средний, Вадим, на 2 года младше. Снежане – 8. Они с мамой с утра в школу уехали. На каникулах мальчонка постоянно со мной был. Мы с ним ездили траву косить – сгребает, помогает. Комбикорм накладывает, замешивает. Если надо попоить быков в сарае – там мы держим тех, кто на откорме, – он за водой следил, чтобы я не отвлекался. И всё это не из‑под палки».
Переходим на язык цифр. Дмитрий рассказывает, что поголовье в его дворе за месяц съедает примерно тонну только комбикорма. Бычков сдают на мясо, как правило, полуторагодовалыми.
«В том году, когда я сарай начал строить, быка сдали за 700 кг общим весом, 380 кг он мясом вытянул», – говорит он.
Мясо Дмитрий реализовывает перекупщикам из Белгородской и Воронежской областей. Раньше сдавал на реализацию и молоко: высокоудойные коровы это позволяли. Сейчас в приоритете – выкормить телят. В этом году Огородников ещё раз получил соцконтракт – 200 тыс. рублей. Деньги пошли на пополнение стада и корм для них.
«Помощь хорошая. Или в кредит залезать, чтобы купить кормов и расшириться, или безвозмездно от государства деньги получить – разница есть. На 120 тысяч рублей купил сена – хватит на зиму и даже с запасом», – говорит фермер.
Будни весёлого молочника
Дмитрий признаётся: расставаться с бычком или коровой, которых буквально держал на руках в первый день жизни, бывает тяжело.
«Мы как‑то ночью вот в этом лесочке отёл принимали у Стаськи. Два часа, а мы бежим по лесу метров 800: я с телёнком на плече, коровка за мной – его облизывает, потом супруга моя с фонарём и телефоном, чтобы дорогу нам подсвечивать», – вспоминает он.
Со стороны кажется, что Дмитрий Огородников, изначально горожанин, теперь знает о сельской жизни всё и даже больше. Он улыбается: односельчане уже прозвали его весёлым молочником.
Будни у него тоже вполне сельские.
«Перестал уже вставать в пять утра. Теперь встаю в полседьмого, воду включаю, чтобы все попили, бычкам в сарае травы раздаю. Пока мы завтракаем, они подъедают, вода набирается. Провожаю семью в школу, перехожу к основной работе: комбикорм намешать, раздать на пастбище, коров завести подоить хотя бы раз в день», – перечисляет он.
Удивляюсь:
— Сами коров доите?
— У нас доильный аппарат, всему можно научиться. Коровы меня ещё облизывают: я у них, как сын, с этим аппаратом. Дальше раздаём телятам молоко. Хорошо пропоить молоком – бычок будет хороший, – отвечает Дмитрий.
Круговерть дел по хозяйству длится до самого деревенского вечера, как нетрудно догадаться.
Интересуюсь, о чём мечтает Дмитрий.
Фермер на секунду задумывается:
«Здоровье у нас есть, тьфу-тьфу. 100 % хочу дом построить, в сарае тёплый контур сделать – мы к этому идём. Закупить всю технику в хозяйстве, чтобы не зависеть от заготовителей и в любой момент самому запасать корм: я же знаю, когда какая трава созревает. В теории со своей техникой семья может до 100 голов стада выкормить».
Оксана Придворева