Как проверяют молоко перед его отправкой на завод
Корреспондент «Белгородских известий» побывала на молокосборном пункте
-
Статья
-
Статья
Прежде чем попасть на переработку и стать маслом, сметаной или сыром, коровье молоко проходит многоступенчатую ветеринарную проверку, которая гарантирует безопасность и качество продукта.
Как происходит эта процедура и почему лаборантам молокосборных пунктов приходится не только анализировать физику и химию молока, но и кипятить, нюхать и даже пробовать его на вкус, рассказали и показали в Красной Яруге.
Для брянского сыра
Чтобы попасть в цех приёмки молока, приходится облачиться в белый халат. А ещё нам измеряют температуру и обрабатывают руки антисептиком.
Экскурсию проводит директор перерабатывающего предприятия Анатолий Рубаненко. Он поясняет: до перестройки здесь был колхозный молокоприёмный пункт. Потом сельхозпредприятие кануло в Лету, а вот его структура благодаря поручению экс-губернатора Евгения Савченко получила новую жизнь. Восстановлению способствовал Белгородский хладокомбинат. С 1998 года пункт начал закупать молоко у населения.
«Это были смутные времена, когда люди не получали зарплату, поэтому возможность заработать на сдаче молока дала толчок к развитию молочного животноводства на селе», – поясняет Анатолий Иванович.
Сейчас сюда везут молоко фермерские и личные подсобные хозяйства не только Краснояружского, но и ближайших к нему Ракитянского района и Грайворонского округа. А летом при наличии излишков продукции к ним присоединяются молокосдатчики из Ивни и Борисовки.
«На сегодняшний день среднесуточная приёмка молока – 10 тонн. Максимальная была – 45 тонн при производственной мощности 15. Но это когда мы внедрили современные системы охлаждения, которые позволили увеличить производственную мощность предприятия», – говорит Рубаненко.
Блестящие металлические танки французского производства мирно соседствуют с ярко-жёлтыми советскими. Последние, кстати, вовсе не выглядят отжившими свой век: они так же исправно работают. Видно, что за ними следят не меньше, чем за дорогостоящим иностранным оборудованием.
В штате предприятия сейчас 17 человек, некоторые работают здесь по 20 лет – почти с самого второго открытия молокосборного пункта.
«Конечно, хотелось бы, чтобы молока было больше: мощности позволяют. Но сейчас дела с молочным животноводством на селе обстоят не очень», – сетует Анатолий Иванович.
Виной тому – ужесточение требований технического регламента к качеству молока: теперь в хозяйстве требуют иметь хорошо подготовленных ветеринарных специалистов. Да и пандемия подкузьмила: закредитованные фермеры подолгу не могли получить деньги за свою продукцию: все платежи тормознулись. Молокосборный пункт выручили старые связи с Белгородским хладокомбинатом: подвинув других поставщиков, предприятие организовало закладку 60 тонн масла на предприятие. Только благодаря этому, как говорит Рубаненко, и прорвались. А вообще собранное краснояружским молокосборным пунктом молоко отправляется аж за 500 км – в город Стародуб Брянской области.
«С этим предприятием мы сотрудничаем с 2012 года. Стародубский завод считается одним из крупнейших в Европе, он делает знаменитые стародубские сыры», – поясняет Анатолий Иванович.
На вкус и цвет
А вот как раз и машина с завода за молоком подъехала. Огромную цистерну продезинфицировали и опломбировали.
«Я проверяю акт на дезинфекцию и сверяю номера автотранспорта, который там указан», – поясняет ветинспектор Оксана Викторовна.
Дальше пломба с прицепной цистерны снимается, в неё загружается продукт, и машина уезжает с ним на завод. Но перед этим всё молоко, поступающее на молокосборный пункт, должны проверить в сырьевой лаборатории. Оно проходит очистку, охлаждается и загоняется в огромные танки.
Из общего танка-охладителя лаборант берёт пробу молока для исследования – ветеринарно-санитарной экспертизы.
«Сначала измеряем температуру молока градусником – оно у нас охлаждается до +3 градусов», – поясняет лаборант Марина Николаевна и, проделав эту нехитрую операцию, помещает пробу в умный прибор – анализатор молока.
Тот через пару минут выдаёт цифры: жирность, плотность, белок, СОМО (сухой молочный остаток).
Анализ на соматические клетки очень важен. Если содержание эпителия и лейкоцитов в пробе выше нормы, это говорит о том, что корова больна маститом и её молоко нельзя пускать в реализацию.
«Так мы проверяем каждую партию молока от каждого сдатчика: исследуем не только на соматические клетки, но и на антибиотики», – поясняет ветврач межрайонной ветстанции по Ракитянскому и Краснояружскому районам Анна Цыбань.
Между тем лаборант выносит свой вердикт:
«Молоко соответствует ГОСТу».
И диктует ветврачу данные, которые выдал анализатор молока. Та по старинке записывает их ручкой в специальный журнал. А потом Марина Николаевна с улыбкой уточняет:
«Нюхать будем?»
Оказывается, продукт ещё надо оценить на запах, вкус и цвет. Но для этого его необходимо подогреть. Лаборант ставит стакан на электроплитку, и спустя пару минут оно готово к новому этапу тестирования.
«Только нагрев молоко, можно определить, имеет ли оно посторонние запахи и нет ли в нём ненужного кормового привкуса. Ведь корова могла съесть полынь, и тогда продукт будет горчить», – поясняет Анна Николаевна.
Молоко, которое пускается в реализацию, должно быть однородным по консистенции, белого или слабо-жёлтого (почти кремового) цвета, не должно иметь осадка, примесей, посторонних запахов и привкусов.
С этой партией, кажется, всё в порядке. Лаборант даёт команду на скачивание молока в цистерну. Тем временем одна из её коллег вносит информацию об отбывающем продукте в компьютер. А это значит, что вскоре белгородское молоко, совершив многокилометровое путешествие до завода, станет известным брянским сыром.
Тамара Акиньшина