Молоко со вкусом мороженого. Как вейделевские фермеры выращивают англо-нубийских коз
«Белгородские известия» побывали в хозяйстве Марины и Виктора Галкиных
-
Статья
-
Статья
Англо-нубийские козы в хозяйстве Марины и Виктора появились в 2020 году. Купить поголовье и построить помещение помог выигранный грант «Агростартап» нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Общительные и любопытные
Англо-нубийские козы считаются универсальным рогатым скотом: они имеют хорошие показатели продуктивности по мясу и молоку. Но прежде чем завести стадо, фермеры три года решались и готовились: читали о породе, встречались с другими козоводами, ездили на выставки животных и завели «учебную» козу. Кроме коз, у Галкиных две большие теплицы. Они выращивают рассаду цветов и овощей. В хозяйстве есть куры, гуси и даже пара павлинов, которые, по словам фермеров, приносят только радость.
Пока мы идём по просторному и светлому строению, любопытные козы высовывают мордочки через кормушки, вытягивают шеи над оградой, чтобы ближе меня рассмотреть и познакомиться.
Я разговариваю с Мариной в загоне, а в это время одна вислоухая козочка проверяет мои карманы, вторая уже расстёгивает липучку на сапоге. Две другие внимательно наблюдают за происходящим. И лишь одна, не выдержав, бросается обниматься и кладёт передние копыта мне на плечи. Такое ощущение, будто я оказалась в контактном зоопарке: козы сами идут и ластятся, упираются лбом в руку и подсовывают мордочку, незаметно пожёвывая ремень от фотоаппарата.
«У них есть собачьи повадки, они любят контакт с человеком, – Марина ругает их, как нашкодивших детей, улыбается и легонько расталкивает, освобождая мне дорогу к выходу. – Наши козы очень общительные и отличаются своей привязанностью к человеку».
Навожу камеру на маленькую козочку, а хозяйка меня останавливает:
«Ой, подождите. Сейчас я нос ей вытру».
Такого отношения к домашним животным я ещё не встречала. Галкины возятся с молодняком как с родными детьми.
«Они все с разными характерами, – добавляет муж Виктор. – Например, когда уколы делаем, одна сознание теряет при виде шприца, другая мёртвой прикидывается, а третья и глазом не моргнёт».
Чистокровные и дорогие
В хозяйстве у Галкиных 20 коз и 2 козла. Все разновозрастные, эта порода живёт больше десяти лет. Сарай и загоны, кормушки для животных фермеры сделали сами, смотрели в Интернете и спрашивали у других козоводов, как нужно. У коз тут и водопровод свой, для автоматической поилки. На деревянных оградах цветными мелками написаны номера бирок, даты рождения и имена: Соло, Сьюзн, Галиаф, Санча, Голди. С этими именами их купили и привезли из Московской области.
«Эти животные племенные, поэтому их долго искали. В России проблемно найти чистокровных, хоть породу и выводят у нас уже 15 лет, – рассказывает первый заместитель начальника управления АПК, природопользования и развития сельских территорий администрации Вейделевского района Галина Панина. – Опасно покупать на сайте объявлений, потому что много нечистокровных».
У Галкиных стопроцентные англо-нубийские козы, есть все документы, перед покупкой проверяли хозяйство. Но не только поэтому редко встречаются фермы таких коз: отпугивает людей и цена. Одна особь стоит около 120 тыс. рублей, четырёхмесячную козочку продают за 150 и 200 тыс. По словам фермеров, до 100 тыс. хорошую козу не купишь.
Идеально для сыровара
Эта порода многоплодная и приводит потомство два раза в год. Англо-нубийские козы очень теплолюбивые, ведь их родиной считают Северо-Восточную Африку, они не любят сырость и сквозняк. Но порода устойчива к болезням. Им нужно светлое помещение с вентиляцией и температурой примерно 14–16 градусов.
«В Африке этих коз используют для охраны территории, они не любят чужих и начинают кричать, могут забить, – рассказывает Марина. – Они стадные животные, им комфортно вместе быть. А человек для них как вожак. Когда за забор выпускаю пастись, выходят и стоят неподалёку, оглядываются, ждут меня. Я иду, а они за мной».
Кормят коз три раза в день. В обед дают сено и воду, утром и вечером гранулированный специальный корм и сено.
«Особых хлопот животные не доставляют, за ними не нужен 24-часовой уход, – уверяет Марина. – Они очень любят американский клён, который в регионе уничтожают. Осенью козы вычистили огород от остатков капусты. Нам удобно держать их: отходы после тепличных растений идут им на корм».
В хозяйстве сейчас одна дойная коза. Она даёт в среднем 3–4 литра в день. В будущем фермеры планируют продавать козлят и молоко. Но поначалу будут оставлять себе новорождённых козлят, чтобы увеличить поголовье. Жирность молока англо-нубийской козы доходит до 8 %, оно служит идеальным сырьём для производства сыра. Об этой отрасли уже задумываются и Галкины.
«Если козу держат ради молока, то можно раздоить и до 6 литров, потенциал у них большой. А если хочешь получать молоко и молодняк, нужно остановиться на 3 литрах, – объясняет Галкина. – У нас уже есть список желающих на молоко. Оно густое и совершенно без запаха, в отличие от обычного козьего, а на вкус напоминает несладкое мороженое».
Анастасия Писаревская