Почему на рынках Белгородской области мало местных овощей
Кто в регионе выращивает продукты из «борщевого набора», как их реализуют и как власти собираются увеличивать их производство
-
Статья
-
Статья
Сейчас в Белгородской области выращивают 87 тыс. тонн овощей из «борщевого набора». Это 66 % от того, что нужно жителям области. При этом обеспеченность капустой составляет 77 %, морковью – 48 %, свёклой – 53 %, репчатым луком – 83 %. Власти хотят увеличить производство овощей в 3 раза.
Есть план
Поля в регионе преимущественно в пользовании агрохолдингов и засеяны кормовыми и масленичными культурами, поэтому потребность в овощах могли бы закрыть фермеры и сельские жители. Для этого уже готова и утверждена губернатором дорожная карта.
Основной стимул любого производителя – гарантированный сбыт. Местные власти начали с того, что составили списки фермеров и сельчан, готовых продавать излишки урожая, и определились с кооперативами, которые готовы их закупать и хранить. Из 200 кооперативов, зарегистрированных в регионе, овощами занимаются 12.
Принцип давно отработан: в советское время излишки урожая принимали заготконторы, в постсоветское – потребкооперативы. Урожай, собранный по месту, дешевле привезённого издалека и свежее. Одни быстро сдали, другие купили свежее и недорого, и все довольны.
Есть нюансы
Пенсионеры Надежда и Валерий Васильевы живут в Кукуевке Валуйского округа. Валерий Михайлович считает, что земля не должна пустовать, и потому их огород в 50 соток каждый год наполовину засажен злаками для птицы из подсобного хозяйства, а остальное – «борщевым набором».
— Картошку, морковь, свёклу, лук, капусту сдаём потребкооперативу «Бизнесцентр», давно с ним работаем, – говорит Надежда Михайловна. – Своего транспорта нет, чтобы на рынок возить, а они со двора забирают и тут же рассчитываются. Удобно. Раньше многие им сдавали, потому что давали хорошую цену, а в этом году…
— Морковь, лук, свёклу – по 9 рублей за килограмм принимают, ну что это? – поддерживает супругу Валерий Михайлович.
— При советской власти заготконтора лук принимала по 50 копеек за 1 кг. На эти деньги три буханки хлеба можно было купить, а на 9 рублей я что куплю?
— Вы там скажите, чтобы цены повысили, и люди начнут сажать. Войдите в наше положение: трудимся с самой весны, и раз – всё за бесценок отдали! – просят пенсионеры.
Другая жительница Кукуевки – Нина Ломакина – говорит, что огород помог ей выучить дочь в университете. Нина работает библиотекарем, а дочка учится в Алексеевке.
«Хоть и на бюджете, но всё равно расходы на квартиру и на продукты большие, а я одна, поэтому всё сажаю. И в кооператив сдаю, и сама на рынке стою. В этом году под 300 вёдер картошки накопала – часть в кооператив сдала, часть на рынке в Валуйках распродала, – рассказывает она. – С кооперативом, конечно, легче. На рынке подороже можно сбыть, но не факт, что распродашь, а бензин и время потратишь. Тут всё сдал – и деньги сразу. Месяц назад картошку по 22 рубля продала, за свёклу 5 тысяч получила, моркови много сдала. Выгоднее всего выращивать картошку: у меня она всегда урожайная. У нас в селе многие огороды не забросили».
Несколько лет назад Нина записывала все расходы и доходы – вышло, что 100 тыс. рублей за сезон заработала, сейчас подсчёты уже не ведёт.
Почему такие цены
Руководители кооператива «Бизнесцентр» тоже не рады уровню цен. За пять лет работы кооператив набрал сотню основных и ассоциированных членов, наладил связи с производителями овощей по всей области и заработал репутацию надёжного закупщика. Кооператив сдаёт продукцию в школы, больницы и другие социальные учреждения и тоже связан контрактами.
«В августе люди активно сдавали, потому что цена держалась. Мы закупили 300 тонн овощей. Сейчас те, кто попридержал продукцию, уже не хотят сдавать, и это понятно: на рынке картошка по 40 рублей, а мы принимаем по 9. Что люди могут заработать?» – вздыхает председатель Наталья Фоминова и тихо добавляет, что не знает, как доработать до конца года.
Принципы ценообразования объясняет коммерческий директор кооператива Дмитрий Звягин:
«Мы продаём в соцучреждения картошку по 13 рублей за килограмм. Из них на 3 рубля – расходы на развоз и 1 рубль – на налоги и зарплату. Даже закупая её по 9 рублей, мы еле в ноль выходим. Если бы реализация у нас была хотя бы по 40 рублей, мы бы закупали по 35. Но цены нам утверждает сначала комиссия, и затем глава района, а комиссия не собиралась давно».
Он говорит, что сбыт есть, а желающих продавать по таким ценам – нет. Рост цен на овощи Дмитрий Звягин объясняет пандемией и нехваткой рабочей силы, которая образовалась в нынешнем году. Если раньше собрать мешок моркови стоило 20 рублей, сейчас – 80. Но контракты уже заключены, цены оговорены, и изменить ничего нельзя.
Устанавливает комиссия
В Чернянском районе овощи закупает кооператив «Овощная грядка», он специализируется на капусте. За пять лет работы вышли на объём заготовки 2 тыс. тонн: 1,5 выращивают сами и 500 кг закупают у населения.
«В этом году у населения закупили 5 тонн овощей, – рассказывает председатель кооператива Нина Пахомова. – Договариваемся с сельскими администрациями Чернянского района, приезжаем в село и за один день забираем овощи. Капусту – по 14 рублей за килограмм, картофель – 13, лук – 15, морковь – 16, свёкла – 13. Особых требований к овощам нет, главное – чтобы не мелкие и не гнилые, а лук закупаем и мелкий: его продаём для выгонки зелени».
Кооператив поставляет овощи в социальные учреждения и распродаёт на рынке.
Нина Пахомова тоже признаёт, что розничные цены на рынке существенно выше, но не каждый располагает временем, транспортом и силами туда ездить.
«Цена в любом случае договорная, – прокомментировала ситуацию глава департамента АПК Юлия Щедрина «БелПрессе». – Что касается социальных объектов, то есть комиссия по регулированию тарифов и цен, которая их устанавливает. Сложно сказать, какая будет цена на следующий период, потому что это не в нашей компетенции. Мы только подаём данные о ценах по рынку».
Закупка картофеля в бюджетную сферу по 40 рублей, по словам замгубернатора, маловероятна, но и разориться кооперативам, которые несут социальную ответственность и экономят бюджетные средства, тоже не дадут.
Пробный год
И областные, и местные власти признают, что пока система закупки овощей до конца не отработана. К примеру, ещё нет понимания о ценах и объёмах. Те, кто сдаёт излишки урожая в кооперативы, как Васильевы, по весне действуют интуитивно и о закупочных ценах узнают только осенью. Такую нежелательную стихийность можно устранить, заранее заключая контракты.
«Всё это в дорожной карте предусмотрено, в противном случае не будет плана производства, – говорит Юлия Щедрина. – На договорной основе и будут работать члены кооператива, поэтому сейчас наша задача – вовлечь ЛПХ в кооперативы, а затем ставить плановые объёмы и помогать их выполнять, обеспечивая семенами и помогая в других вопросах».
На данном этапе задача местной власти – определиться с кооперативами и провести информационную кампанию среди населения, чтобы понять, кто и что выращивает и готов сдавать урожай кооперативам.
«Органы местного самоуправления изыскивают возможности всё большего вовлечении граждан. Считаю, что в следующем году это будет возможно, учитывая площадь земельных участков у граждан. Огороды сейчас зарастают, но в новых условиях это будет взаимовыгодное сотрудничество», – уверен замглавы Чернянского района, начальник управления имущественных и земельных отношений Анатолий Елфимов.
Всего в районе зарегистрировано семь кооперативов, из них овощной продукцией занимаются два. У «Овощной грядки» есть овощехранилища и транспорт, этим объясняется его включение в дорожную карту. В следующем году и второй кооператив планирует закончить строительство хранилища и тоже будет закупать овощи у населения.
По словам Юлии Щедриной, глубоко проанализировав ситуацию, руководство Белгородской области определилось с резервами: к 2025 году объёмы производства овощей открытого грунта в малых формах хозяйствования вырастут не менее чем в три раза.
Тогда у белгородцев в борще из привозного будет только абхазская лаврушка.
Ирина Дудка