На муравьиной тропе. Как открыть пончиковую и не уйти в минус?
Анна Григорян из Белгорода делится собственным опытом ведения бизнеса с нуля
-
Новость
-
Новость
В марте 2019 года с идеей создания пончиковой Анна Григорян получила грант 150 тысяч рублей от службы занятости на открытие своего дела. Спустя десять месяцев она рассказала «Белгородским известиям», как реализовывала свой бизнес-план.
Почему пончики
«Мысль открыть своё дело была всегда, только я не знала, в какой сфере, – говорит Анна. – По образованию я технолог пищевого производства, долго работала на комбинате мороженого, потом в коммерческом отделе.
Пончики – дело случая. К нам пришли гости и принесли их. Мы попробовали – ничего особенного. Муж сказал: «У тебя же лучше получается!» С этого и началось.
Я стала пристально изучать этот вопрос в Интернете. От подруги узнала о госпрограмме поддержки безработных, она сама по ней несколько лет назад выиграла 60 тыс. рублей. С тех пор у неё своя студия дизайна интерьеров. Я подумала: почему бы и нет?
Мне было не тяжело написать свой бизнес-план. Я всё обдумала и посчитала. Деньги пришли недели через две после конкурса».
Как искала оборудование и помещение
«По условиям программы с момента получения денег у меня 60 дней, чтобы зарегистрировать и запустить бизнес. Я заказала пончиковый аппарат у изготовителя в Москве, дня через три он прибыл по почте. На этом грант закончился, а расходы – нет. Мне пришлось добавить примерно столько же своих денег.
С помещением было гораздо сложнее.
Во‑первых, в Белгороде о-очень дорогая аренда. В торговых центрах 1 кв. м – от 10 тыс. рублей, и это ещё не на первом этаже. Начинающим предпринимателям там делать нечего. Во‑вторых, я должна находиться на муравьиной тропе.
Пончик – продукт не первой необходимости, за ним специально никто подниматься не будет, значит, нужен первый этаж, чтобы поток людей был постоянным, иначе сбыт быстро сойдёт на нет. Ещё нужно, чтобы в помещении была вода.
Я стала следить за сайтами объявлений, подписалась на все обновления, смотрела всё, что предлагали, теперь могу в такси работать. Так я нашла помещение на 12 кв. м за 15 тыс. рублей, первый этаж, рядом точка выдачи интернет-магазина, офисы, школа танцев… Мы обновили стены и установили вытяжку, больше переделывать ничего не пришлось.
Открылись 4 мая. Было очень волнительно, я и сейчас помню своего первого покупателя».
Как привлечь покупателей
«Я рассчитывала, что пойдёт молодёжь, но приходят люди старшего возраста, которые знают, что это такое, и малышня – им просто интересно.
Молодёжь часто путает пончики с донатсами – это разные продукты. Донатсы готовятся из импортной смеси: разводишь водой и выпекаешь в формах. Пончик – продукт, жаренный во фритюре, у него нет начинки. Классика – пончики с сахарной пудрой, но я предлагаю также с шоколадным и фруктовым сиропами.
Первых посетителей я угощала, чтобы они поняли, что за продукт. Я и сейчас угощаю, если понравится – купят, нет – никто не обязывает. Есть и постоянные покупатели, это приятно.
На количество покупателей за день влияют разные факторы: подготовка к школе, праздники – этого я в бизнес-плане, увы, не учла».
Как отбить аренду
«Я сама разработала рецепт дрожжевого теста. Замешиваю свежее на каждую партию, чтобы оно не перекисло, но при этом подошло. Тесто живое, каждый пончик получается разный, поэтому я продаю их на вес: 100 г – 35 рублей (это 2–3 пончика).
Первое время наготавливала впрок, выкладывала в коробочки, посыпала, поливала. Но у пончика очень короткая жизнь: не в смысле срока годности, а потому что он хорош с пылу с жару, а полежав несколько часов, становится хуже.
Изначальная идея только пончиковая, но я лишь в начале пути. Одни пончики аренду не окупят. А я не имею права закрыть деятельность в ближайшие три года, иначе придётся вернуть грантовые деньги.
Поэтому поставила витрины и холодильники с сопутствующими товарами: печенье, пирожные, напитки, азиатская еда и приправы. Пончики и сопутствующие товары продаются примерно поровну.
Пока я в минус не уходила. Во многом потому, что сама тут кружусь, если бы был продавец, наверное, по некоторым месяцам выходила бы в ноль. Устаю, конечно, но это приятная усталость».
Ошибки
«Делать выводы можно не раньше чем через год после начала бизнеса. Но мне нравится то, чем я занимаюсь. Очень пригодился опыт в производстве и в отделе продаж: я умею и производить, и разговаривать с людьми.
Сейчас понимаю, что на момент открытия не хватило знаний по наружной рекламе, онлайн-кассе, вывозу мусора. Всё это я узнавала только в процессе, пришлось делать много лишних движений.
Необходимо такое место, куда приходишь и говоришь: «Я открываюсь, что мне нужно?» И тебе рассказывают, с кем заключить договор, куда и за чем обращаться.
Открыть свой бизнес другим я бы посоветовала, но не пончиковую – здесь я сама справлюсь».
Ирина Дудка