Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 ноября 2024,  13:18
 177

Природная гармония. Ракитянская рукодельница мечтает возродить в регионе золотное шитьё

Народный мастер рассказала «Белгородской правде» о свей профессии и работе в студии «Рукодельница»

Природная гармония. Ракитянская рукодельница мечтает возродить в регионе золотное шитьёИнна ШершневаФото: Валерия Шатько
  • Статья
  • Статья

Редко встретишь у городского жителя настоящую любовь к деревне, к сельскому укладу. А вот Инна Шершнева, родившаяся и выросшая в Белгороде, не просто сохранила в себе это чувство, но и всю жизнь посвятила изучению народных промыслов, традиций и ремёсел.

Бабушкина внучка

Корни нашей героини уходят в село Трефиловка Ракитянского района. Здесь родилась и жила её бабушка – Евдокия Кошаренко, к которой она с удовольствием ездила на всё лето да и в другие месяцы. От бабушки, признаётся Инна Николаевна, пришёл и интерес к рукоделию:

«Евдокия Дмитриевна была очень интересной рассказчицей, прекрасной певуньей и талантливой мастерицей. Я счастливый человек, потому что росла и развивалась под её влиянием. Бабушка заложила в меня всё – рассказывала, как жили в селе, как сеяли коноплю, как потом её убирали, мочили, трепали, чесали и уж после ткали, пряли. Показывала, как раньше стирали – мы с ней на практике это всё делали: несли бельё на ручей, брали кладочку – это такая досточка, пральник – деревянный валок для выбивания белья во время стирки. Ей было интересно вспоминать, а мне втройне интереснее всё это узнавать. Оттуда у меня пошла любовь ко всему народному – своему и настоящему. И там же, наверное, родилась моя мечта – жить в деревне».

 

Инна Шершнева вспоминает, что практически не видела бабушку сидевшей сложа руки, она всегда что‑то мастерила. Учила и внучку делать обычные игрушки и специальные – из ваты на ёлку. А когда любимое чадушко подросло, стала готовить из неё настоящую деревенскую невесту: научила траву косить, коромыслом воду носить. И за что бы ни бралась, всё с песнями, сказками да прибаутками:

«Я уже тогда поняла, что в старину люди умели скрашивать достаточно тяжёлый крестьянский труд песнями и общением. Сколько между делом я с бабушкой выучила песен – не сосчитать! Иногда мне кажется, я не в своё время родилась. Мне нравится всё это – прошлое, старина. То, что делали раньше в деревне, я умею делать сейчас своими руками. Бабушка мне показала, как вышивать крестиком, гладью, как делать цветовые переходы, класть правильно стежок. А бабушку всему этому научил её отец – Дмитрий Гавриленко».

Дмитрий Кириллович – прадед Инны Николаевны, прошёл три войны, получил ранения, но находил в себе силы работать в колхозе. Односельчане знали его как отменного плотника, который строил дома. Но преуспел не только в этом деле – был, как говорят в деревне, рукастым на всё.

«И петь бабушку тоже научил он, – вспоминает Инна Шершнева. – Она рассказывала: отец стружит что‑то рубанком, а я, маленькая, в стружечках сижу, играю, так он наказывает: ты, говорит, вот так пой – первым голосом, а я – вот так, и подпевал вторым. Голос у бабушки был изумительный. Во время войны, ей тогда лет 14 было, голосок окреп и стал ещё чище и красивее, так бойцы постоянно просили: Дуня, спой. И она пела все известные фронтовые песни – «На позицию девушка провожала бойца», «Синий платочек» и множество других».

Особый заряд

Годами позже Евдокия Дмитриевна научилась играть на аккордеоне, а ещё выступала в знаменитом ансамбле «Родные напевы». На многих репетициях в уголочке сидела и внучка. Неудивительно, что сегодня Инна Шершнева руководит народным фольклорным ансамблем «Посиделки» села Введенская Готня. В 2002 году она собрала таких же энтузиастов-жителей, кропотливо восстановила песни родного села и разучила их с коллективом. И всё же главным смыслом и радостью, по собственному признанию, осталось рукоделие:

«Тяга ко всему народному, к традиционному, у меня с детства, всю жизнь я осваивала самые разные ремёсла. Я как‑то посчитала, что владею 11 направлениями. Среди них – кружевоплетение, ткачество, набойка, куклоделие, вышивка, золотное шитьё, гобелен и другие. Интересно, что это всё соединяется, сходится в народном костюме. И вот однажды я решила сделать кукол в традиционных костюмах сёл Ракитянского района. Общалась с жителями, искала информацию в музеях, книгах, в Интернете».

 

Инна Николаевна нашла и записала подлинный свадебный обряд своего района. И создала композицию из игровых коллекционных кукол «Введенская свадьба».

«Раньше‑то свадьба проходила три дня, – поясняет народный мастер. – Это было целое действо, где каждый чётко знал, когда и куда входит, что делает, как и какие атрибуты держит. Всё это я постаралась воплотить в куклах, чтобы сохранить память о старинном обряде. Сделала всё максимально подробно и прописала как сценарий. Теперь, когда в Дом ремёсел приходят дети, я могу с ними всё проиграть и рассказать. Ребятишкам очень нравится процесс оживления персонажей, и так, конечно, лучше запоминается. А ещё я часто думаю, что в школе дети изучают по программе греческую мифологию. А кто же будет знать славянских богов? Вот на своих мастер-классах я показываю и рассказываю про них и про наши обереги. И впервые они слышат от меня имена Стрибог, Даждьбог, узнают, кто такой Полевик. И ведь это не просто тряпичные куклы – каждая из них несёт в себе особый заряд и большой пласт информации».

Куриные орнаменты

И ещё одним старинным промыслом владеет народный мастер Инна Шершнева – это золотное шитьё. Освоить его помогли курсы, организованные Белгородским центром народного творчества. Именно там мастерица из Торжка – исторической родины ремесла – показала основы и приёмы древней вышивки.

«Есть золотное шитьё церковное, а есть светское, – говорит мастерица. – Я в основном, конечно, светским занимаюсь. Это ремесло старинное, но мне нравится создавать с ним современные аксессуары – сумочку, футляр для очков и часов, косметичку. С помощью него я декорирую пасхальные яйца, новогодние игрушки, вышиваю платья, сарафаны».

 

С использованием золотного шитья Инна Николаевна создала копию женского головного убора, что хранится в Ракитянском краеведческом музее. Его сотрудники, не раз приглашавшие мастерицу для проведения мастер-классов, показали ей коровинский чепец и разрешили переснять выкройку.

«Головные уборы были большой редкостью – не каждая семья могла позволить себе иметь эту роскошь, – поясняет рукодельница. – На свадьбу его брали в аренду: дескать, я тебе принесу гуся, а ты мне дай кокошник на один день. Интересны и узоры на них. В наших местах часто встречаются куриные орнаменты – курьи лапы, изображение кур, даже павлиний хвост – всё говорит о том, что раньше мы относились к Курской губернии. И когда я всё это пытаюсь повторить, то думаю: как же крестьянки вышивали – у них ведь не было возможности сверстать дизайн на компьютере, посмотреть, как это будет выглядеть. Просто в них самих природная гармония была заложена».

Сейчас народный мастер Инна Шершнева возглавляет студию «Рукодельница» в Ракитянском доме ремёсел и ведёт три кружка – по бисеру, ткачеству и вышивке. А ещё мечтает, чтобы золотное шитьё возродилось в Белгородской области, поэтому в следующем году по предложению Белгородского центра народного творчества она организует там школу по обучению этому старинному ремеслу.

Арина Беседина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×