24 ступени, или Куда ведёт закулисье Белгородского театра кукол
По ту сторону зрительного зала побывала «БелПресса»
-
Статья
-
Статья
Идея организовать увлекательные арт-прогулки по местам, скрытых от зрителей, сидящих в зале, возникла у работников театра кукол несколько лет назад. На первую в этом году экскурсию пришли учащиеся школы и педагогического колледжа, а встречала их ведущий методист театра Екатерина Роднина.
Лестница в сказку
«Сейчас у нас впереди важное испытание – пройти 24 ступени, которые ведут из обыденности в сказку. Держитесь за перила и загадывайте желание, отправляемся в путешествие!» – предупредила она.
Дорога в завораживающий мир закулисья начинается с удивительной предыстории. Путь театра кукол от его основания к сегодняшнему дню был долог и тернист. Возникший как студия при драмтеатре в 1962 году, через 4 года он отделился, но творческий коллектив переезжал из здание в здание, пока в 1974-м не получил собственное. Теперь, посмотрев на фотографии помещений тех времён, едва ли вы узнаете в них нынешние интерьеры.
«Мы ушли на капитальный ремонт в 2006 году, и он продолжался до 2008-го. Тогда же появилась наша гордость, ставшая брендом, – Куклоград! Карусель создана по подобию железных часов на фасаде Театра кукол Образцова в Москве, но уже обрела не меньшую известность», – пояснила Родина.
Секреты подмостков
Следующая остановка на подступах к потаённым коридорам и актёрским комнатам – зрительный зал. Сидения рассчитаны на 162 человека, а их ряды выстроены под наклоном, чтобы каждый гость смог увидеть происходящее на сцене. Однако в ширмовых спектаклях кое‑что должно оставаться скрытым от взглядов, поэтому в зале отсутствуют балконы, обыкновенно имеющиеся в драматических театрах.
На сцене за декорациями находятся сложные системы осветительных приборов: ручные и автоматические.
«Театр шагает вперёд! Раньше надо было прибегать на площадку каждый раз, если какой‑то фонарь не попадает на нужный участок, а сейчас прямо на репетиции его можно направлять дистанционно с телефона, не выходя из рубки», – рассказал актёр Павел Роднин.
Положение кулис регулируется к каждому спектаклю индивидуально, и для представлений за редким исключением используются полотна чёрного цвета.
«Актёры надевают чёрные одежды, иногда даже маски, и при определённом свете их вообще не видно», – объяснил Павел.
За карманами по обе стороны разместились механизмы управления штанкетами, инструментарий монтировщиков, пульт помощника режиссёра. Оттуда пролегают коридоры к актёрским комнатам и ездит лифт на склад декораций.
От Петрушки до Пьеро
В музее кукол экскурсантов поджидал заслуженный артист Вячеслав Семейченко. Перво-наперво он представит Петрушку – перчаточную куклу, использовавшуюся в балаганных зрелищах ещё много веков назад. В арсенале белгородского театра его усовершенствованная версия с вставленным в голову гапитом – эластичной трубочкой, предающей бóльшую подвижность.
«Петрушка исполняет сатирические куплеты, показывает шуточные миниатюры, а может участвовать в спектаклях о войне, поднимая дух бойцам. Его традиционная маска – большой нос и, самое главное, позитивная улыбка!» – рассказал Вячеслав Леонидович.
Владеть тростевой куклой будущих актёров учат в студенчестве. В её механизме усложнённый гапит, а в ручках – трости для управления. Каждая такая кукла изготавливается индивидуально для конкретного исполнителя в производственных цехах театра.
«Художник создаёт куклу, и потом она становятся похожей на актёра, исполняющего роль этого персонажа. Артист приходит в цеха, когда кукла ещё не готова, но уже есть основа. Он подгоняет под себя машинку, примеряет на руку, обсуждает нюансы образа с художником», – рассказал Семейченко.
Действуя от лица персонажа из‑за ширмы, высокие исполнители проводят часы на полусогнутых ногах, в то время как те, кому недостаёт сантиметров до края перегородки, обувают котурны. Ростовой куклой приходится руководить сразу нескольким людям одновременно, прячась под её костюмом, но работать открыто на сцене не менее сложно.
С востребованными в спектаклях планшетными куклами, стоящими на полу или специальной подставке, актёры применяют живой план.
«Если заглянете к нам за ширму, то увидите совсем другой спектакль. Мы проигрываем его через себя в куклу: и жестикулируем, и передаём эмоции мимикой. Но, когда выходим на сцену живьём, важно, чтобы зритель приковал внимание к кукле, а не смотрел на нас, поэтому мы опускаем голову или надеваем маску», – раскрыл секреты ремесла Вячеслав Семейченко.
Искусного мастерства требует в обращении марионетка – кукла сложной конструкции со множеством функций, у которой голова и конечности приводятся в движение протянутыми нитями. Вождению марионетки не обучают в большинстве вузов, и работу с ней артисты кропотливо осваивают в театре.
Кулуары театра
Приватная зона начинается с небольшой комнаты для отдыха и эпизодических репетиций актёров. Помещение выполняет задачу и перевалочной базы: в нём декорации со склада сменяют друг друга каждый раз, как отгремел один спектакль и готовится к показу следующий.
«Далее мы попадаем в святая святых – на этаж актёров. Это длинный коридор, где расположены четыре комнаты. Распределение как в школе: начальные и старшие классы, то есть девочки помоложе и постарше отдельно, то же самое с мальчиками. В гримёрке у каждого артиста свой столик», – рассказала Екатерина Роднина.
Пройдя световые балконы, экскурсионная группа попала в рубку режиссёра по свету, откуда управляются динамичные световые приборы. Если исполнитель на сцене щурится от бьющего света в лицо, значит, он занял правильное положение.
«С помощью светового пульта мы записываем программы, то есть рабочее положение осветительных приборов под конкретный спектакль. Мы направляем фонарики в определённой последовательности и делим на несколько положений. И по реплике либо действию переключаем световую картину», – раскрыл предназначение оборудования осветитель Андрей Полушкин.
В соседней аудитории нас встретила звукорежиссёр Наталья Сиухина, которая отвечает за музыкальное сопровождение представлений и работу микрофонов. В её ведение попадает и заветная красная кнопка, запускающая карусель Куклограда.
«Мы используем подвесные микрофоны, чтобы получить какой‑то спецэффект. Например, в спектакле «Аистёнок и пугало» Вячеслав Леонидович говорит в микрофон, озвучивая роль Ветра, и его только слышно и никак не видно. А мы накидываем голосу красивое преобразование, – рассказала звукорежиссёр. – Ещё делаем страховочные записи песен к музыкальным спектаклям, но они редко используются: артисты поют вживую».
Мастерская чудес
Целый этаж здания отведён под производственные цеха: бутафорский, пошивочный и художественный. Здесь над созданием кукол и декораций корпят четыре профессионала с особыми умениями.
«Один художник-бутафор увлечена скульптурой, она замечательно рисует, потрясающий график! У другого мастера душа лежит к изготовлению головных уборов, она делает прекрасные шляпы, знает все методики и раскрои», – пояснил художник-постановщик Николай Щебеньков.
Начиная работу над лицом будущей куколки, специалисты берутся за мягкий и податливый скульптурный пластилин, который, застыв, станет твёрдым и пригодным для следующего этапа – гипсовой отливки. Получившийся негатив выклеивают папье-маше в 8–12 слоёв, сохраняя черты до мельчайших деталей.
«Голова получается достаточно жёсткой и прочной, потому что для папье-маше не просто варится мука с водой, туда добавляется немножко столярки, всяких присыпочек. Потом мы вклеиваем туда механику, вкручиваем шурупы – всё это должно держаться», – рассказал Николай.
Анатомически точно вытачивает кукольные тельца, ювелирно вырезает кисти и пальчики столяр-краснодеревщик. Вместе с ним в мастерской ладят и другие сотрудники – конструкторы и механики.
Весной театр кукол запускает цикл лекций и мастер-классов, который позволит теснее познакомиться с занятием каждого специалиста: можно будет провести час, взаимодействуя с куклами, детально погрузиться в работу осветителя и звукорежиссёра или попробовать себя в изготовлении декораций.
Арт-прогулки «Весь мир – театр» проводятся не менее двух раз в месяц, ближайшая состоится 10 февраля в 15:30. Билет можно приобрести онлайн или воспользоваться Пушкинской картой.
Юлия Манохина