Рождение волшебства. Как создают сказку кукольник и бутафор белгородского театра кукол
21 марта в России отмечают День кукольника
-
Статья
-
Статья
Театр кукол – место особое. Даже приводя сюда своих детей или внуков, мы каждый раз ненадолго возвращаемся в детство. И пусть лишь на какой‑то час, но мы точно знаем, что куклы – живые, сказочный мир, созданный на сцене, – реален, а добро всегда побеждает зло.
И как когда‑то давным-давно сказка начиналась в пахнущей стружкой каморке папы Карло, так и театр кукол сегодня начинается в мастерской двух волшебников.
Уютный подвальчик
Чтобы попасть в столярный цех театра кукол, нужно спуститься по крутой лестнице в подвал и преодолеть несколько узких коридоров. О том, что мастерская близко, подсказывает ни с чем не сравнимый древесный запах опилок и стружки. Ещё один поворот, и ты оказываешься в просторном зале с высоченными потолками, в котором царит настоящий творческий беспорядок. А над широким столом с инструментами, чертежами, фрагментами будущих декораций склонились хозяева этой мастерской.
Андрей Ныш – заведующий столярной мастерской – служит в театре вот уже 11 лет. Он отвечает за все декорации и бутафорию, работает абсолютно с любыми материалами и придумывает, как воплотить самые смелые замыслы художника-постановщика.
Александр Хижняков – мастер по куклам, заведующий театрально-производственной мастерской – в театре 22 года. В его ловких руках рождаются и штоковые марионетки на длинных спицах, и перчаточные, и тростевые, и паркетные куклы. Все они буквально оживают благодаря его мастерству, начинают двигать ручками и ножками, поворачивать голову и учатся кланяться своим маленьким зрителям.
Всё волшебство рождения кукол и декораций к спектаклям начинается именно в этом уютном подвальчике.
Когда кукла оживает
«Я любил театр с детства, – рассказывает Александр Хижняков. – Сколько себя помню, всегда что‑то мастерил, какие‑то сабли сам себе вырезал, автоматы, пистолеты. Руки уже тогда знали, что делать. А потом как‑то посмотрел передачу о театре, которую вёл Зиновий Гердт, и меня это очень впечатлило. Уже став старше, ходил мимо нашего кукольного театра и думал, а почему бы не зайти и не спросить, может, нужен человек. И так совпало, что человек действительно оказался нужен. С тех пор я здесь и служу».
Напарника поддерживает и Андрей Ныш, подчёркивая, что совсем не просто так в театре принято говорить «служу», а не «работаю».
«Здесь нужно быть фанатом своего дела, – говорит Андрей Александрович. – Это призвание. В театре не получится отрабатывать с 9 до 18:00 и уходить домой. Я даже дома частенько сижу у телевизора, что‑то делаю, а голова в мастерской. Думаю, как лучше воплотить ту или иную идею, сделать так, чтобы рыбы летали, например».
Тем временем Александр Вячеславович продолжает колдовать над небольшой куклой – симпатичной розовой хрюшкой.
Это одна из штоковых марионеток, которую он делает для спектакля «Кошкин дом».
Премьера постановки ждёт маленьких зрителей уже в апреле, а работы много.
Всего для этого спектакля, по задумке художника-постановщика, нужно изготовить 100 кукол.
«Кукла живая, пока её актёр держит в руках, – размышляет Александр Хижняков. – Но и мастер-кукольник в каком‑то смысле вдыхает в неё жизнь. Как я её сделаю, такой она и будет. И если я свою работу выполню без души, то и кукла может плохо работать, не слушаться. Процесс этот требует основательности».
А Андрей Ныш добавляет:
«В среднем подготовка к новому спектаклю занимает около трёх месяцев, – рассказывает он. – Мы получаем чертежи от художника-постановщика с детальным описанием декораций, кукол, бутафории и начинаем трудиться. Но это процесс творческий, и потому часто уже по ходу что‑то меняем, чтобы было удобнее актёрам на сцене. Когда всё сделано, куклы и декорации отдаём в другой цех, где их одевают, расписывают. А потом уже актёры знакомятся с куклами».
От задумки к решению
Скучно в этой мастерской не бывает никогда. А всё потому, что путь от идеи до её воплощения для мастера каждый раз разный. В такие моменты и рождается то самое волшебство, которое делает спектакли сказочными.
«Вот представьте, говорит нам режиссёр: хочу, чтобы этот персонаж, например, парил под потолком и летел по залу, – с улыбкой рассказывает мастер-кукольник. – Сам он не представляет, как это технически сделать. И спрашивает: это возможно? А я, почесав голову, отвечаю: ну да. А дальше приходится придумывать, как же это сделать».
Как признаются оба мастера, для создания хитроумных механизмов в ход идут порой и подручные средства. Так, например, в мастерской ждут своего часа старые зонтики, люстры, лыжи и даже велосипед. Его принёс в подвальчик один из актёров – вдруг пригодится. И он действительно пригодился: велосипедную цепь и звёздочки уже использовали для создания сложных механизмов.
Импровизировать и осваивать новые технологии мастерам приходится постоянно. То утяжелять новогодние ёлочки цементным основанием, чтобы они не падали, то резать алюминий, пенопласт и фанеру, то создавать кукол из дерева и изучать мастерство краснодеревщика, то гнуть северных медведей из проволоки и обтягивать целлофаном, чтобы издалека напоминало лёд. И эта совместная фантазия рождает порой настоящие чудеса.
«Так мы и создаём сказки в своей мастерской, – улыбается Андрей Ныш. – Выращиваем подснежники для капризной принцессы, зачаровываем посохи магрибских колдунов, заставляем летать чаек через весь зал».
И как бы сложно иногда ни приходилось (хотя мастера с таким опытом трудностей не боятся), всё это для того, чтобы подарить детям сказку. А юные зрители любят свой театр особой любовью.
«Помню, был у нас мальчик, – вспоминает Александр Хижняков. – Он вообще ходил к нам каждое воскресенье. Бабушка ему говорила, ну мы же уже видели этот спектакль. А он, ничего, мол, ещё посмотрим. Ради этого мы и стараемся».
Кукольное братство
Однако пределами своей мастерской Хижняков и Ныш никогда не ограничиваются. Говорят, важно развиваться в своём деле, получать новый опыт. И особенно радуются, когда в Белгороде проходят фестивали театров кукол. В такие насыщенные дни есть возможность не только подсмотреть что‑то новое у коллег, но и самим поделиться ценным опытом.
«Фестивали – это большущий опыт, – говорит Андрей Александрович. – Каждый раз на сцене выставляется новый город. Во время просмотра отмечаешь, что заинтересовало. После спектакля – тихонечко за сцену и пошёл смотреть: ага, это они вот так сделали, здесь вот так прикрутили, так припаяли, а здесь мы даже лучше можем».
А Александр Вячеславович замечает, что в фестивальные дни в их мастерской тоже очень людно.
«К нам постоянно заходят гости, – говорит он. – Спрашивают, какие у нас инструменты, материалы. На каком оборудовании мы работаем. Это не конкуренция, это такое кукольное братство. Ведь задачи у нас у всех одинаковые».
Они живые
Пока мы беседуем, я продолжаю рассматривать мастерскую. Замечаю на полке старенькую куклу Буратино – бравый мальчишка слегка присыпан древесной пылью, но выглядит колоритно. Кто же ещё может быть хранителем театральной столярки!
«Сделанных кукол и декорации хранить нужно тоже по определённым правилам, – рассказывает Александр Хижняков. – Например, для штоковых марионеток нужны специальные подставки из дерева, для других шьют специальные чехлы. Между спектаклями они лежат на складе декораций».
И снова мы пробираемся по тесным коридорам, чтобы попасть в ещё один просторный зал. Здесь в больших деревянных ящиках на двух этажах хранятся не только куклы, но и бутафория ко всем идущим в театре спектаклям. И мастера, увидев фрагменты декораций, которые в коробки не поместились, вспоминают названия постановок: «Иван-царевич и Серый волк», «Сказка синего моря», «Белый пароход». Александр Хижняков с улыбкой отмечает, что если напрячься, то можно припомнить и всех кукол, что он сделал за 22 года работы в театре.
Проходим мимо грузового лифта, с помощью которого нужные коробки поднимают прямо на сцену. Тут же стоит маленький погрузчик и железные лестницы, чтобы удобнее было доставать коробки со второго этажа. А над нами слышны отчётливые звуки шагов и голоса, на сцене сейчас репетиция.
«Бывает, конечно, что некоторые спектакли списывают, – рассказывает в завершение Александр Хижняков. – Но куклы никуда после этого не деваются. Какие‑то декорации и кукол мы дарим детским театральным коллективам Белгородской области или отдаём в распоряжение нашей детской инклюзивной театральной студии. Ну а самые памятные выставляем в нашем музее, где собрана вся история нашего кукольного театра».
Кто знает, может, ходят мальчишки и девчонки среди музейных экспонатов, разглядывают старых кукол и мечтают сами смастерить маленького Петрушку или вырезать фигурку петушка, чтобы устроить сказочное представление. И у них не возникает сомнений, что все кукольные обитатели этого замечательного театра, конечно, живые. Ведь в нём служат настоящие волшебники.
Анастасия Состина