Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 сентября 2022,  15:31

В Белгороде проходит I Международный славянский органный фестиваль

В Белгороде проходит I Международный славянский органный фестивальТимур ХалиуллинФото: Владимир Юрченко
  • Новость
  • Новость

В его программе значатся 6 концертов.

Фестиваль открылся 16 сентября в Белгородской филармонии.

Автор идеи фестиваля – органист Тимур Халиуллин – считает его беспрецедентным событием, так как, по его мнению, это первый в истории мировой музыки проект с акцентом на русские традиции исполнительства на органе и карильоне. Ранее никогда славянская органная музыка не была представлена в таком объёме на специальном фестивале.

Другая задача фестиваля – преломить в обществе отношение к органу как к атрибуту сугубо западноевропейской, католической культуры.

«Мы хотим привлечь внимание общественности к новым русским инструментам – органу и карильону, обширному репертуару, основу которого составляют сочинения славянских композиторов разных эпох, а также к славянской и, более всего, к отечественной исполнительской школе, к нашим органистам, импровизаторам, композиторам, – отметил Тимур Халиуллин. – Рояль, клавесин и многие другие инструменты пришли к нам из Европы и стали нашими национальными инструментами. Так же, как и теперь орган».

С 16 сентября по 27 октября в филармонии пройдут шесть фестивальных концертов. Выступают четыре приглашённых органиста: заслуженный артист России Даниэль Зарецкий (Санкт-Петербург), лауреат международных конкурсов Алексей Шмитов (Москва), Елена Привалова (Россия/Латвия) и Юрий Габрусь из Белоруссии. Кроме них, участвуют коллективы и солисты белгородской филармонии во главе с самим Тимуром Халиуллиным.

 

 

«Белорусская музыка не так часто исполняется [на органе], и многие вещи я учил специально под этот фестиваль, – рассказал Юрий Габрусь. – Меня об этом попросил Тимур Халиуллин – привязать свою программу к славянской тематике».

В программе сочинения Владимира Одоевского, Александра Гречанинова, Дмитрия Шостаковича, Михаила Таривердиева, Сергея Слонимского. В день открытия состоялась мировая премьера сочинения «Реверансы» белгородского композитора Николая Бирюкова.

«Реверансы» – это концерт для органа и струнных в трёх поклонах, написанный летом 2022 года, то есть самое свежее, самое новое сочинение, – рассказал Николай Бирюков. – Оно написано специально к славянскому фестивалю по инициативе нашего прекрасного виртуоза-органиста Тимура Халиуллина. Несколько лет он ко мне подходил и просил написать что‑нибудь для органа и струнных, потому что в мире насчитывается только пять концертов для органа».

Синоним к слову «реверанс» – «поклон». Концерт Бирюкова состоит из трёх частей-поклонов: «Поклон Модесту Мусоргскому», «Поклон Анатолию Лядову», «Поклон Игорю Стравинскому». Эти композиторы, по словам их белгородского последователя, оказали сильное влияние на его творчество.

 

 

«Но в то же время здесь [у меня] нет ни одной цитаты. Это просто мой поклон трём великим русским композиторам. И свидетельство того, что нужно продолжать традиции русской музыки на современном этапе. Второго подобного произведения в музыке нет. Это, можно сказать, эксклюзив, и здесь, на фестивале, состоялась мировая премьера», – считает Бирюков. 

В аннотации к «Реверансам», которую написал Тимур Халиуллин, отмечается, что «Поклон Мусоргскому» отсылает слушателя к кругу разудалых образов оперы «Борис Годунов» и фантастическим образам из «Картинок с выставки».

«Вторая часть – «Поклон Лядову» – абсолютно импрессионистическая картина, – отметил Халиуллин. – Именно этот стиль был присущ творчеству автора «Кикиморы» и «Волшебного озера». «Поклон Стравинскому» – мощнейший сгусток пульсирующей энергии. Эта часть «Реверансов» несёт в себе скрытые аллюзии на «Весну Священную» и «Свадебку», но более всего – на «Петрушку» Игоря Стравинского».

Полная программа фестиваля – на сайте филармонии.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×