Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 октября 2024,  17:07

В Белгороде завершился II Международный славянский органный фестиваль

В Белгороде завершился II Международный славянский органный фестивальФото: Павел Колядин
  • Новость
  • Новость

Культурный форум, который призван продемонстрировать богатство славянской культуры через призму органной музыки, прошёл во второй раз. Его основной площадкой стала Белгородская государственная филармония.

Программа фестиваля включила в себя восемь концертов. Открыли его 14 сентября, а завершили вчера, 26 октября. Концерт посвятили 160-летию русского композитора Александра Гречанинова. Идейный вдохновитель II Международного славянского органного фестиваля – лауреат международных конкурсов, органист Тимур Халиуллин.

«Цель фестиваля – не отгородиться от мировой музыкальной культуры, а показать, как русская и вообще славянская органная музыка интегрировала в себя лучшие достижения Европы и мира», – напомнил музыкант слушателям.

 

В этом году к форуму присоединились музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Донецка, а также органисты из Испании, Ганы и Таджикистана. Они представили сольные программы, а лауреаты международных конкурсов Александр Хмарный, Фарида Нуруллоева и Спенсер Квао сыграли на заключительном концерте.

Как отметил Халиуллин, обязательным условием для приглашённых музыкантов было включить в свои выступления произведения для органа, написанные композиторами славянских стран. Так что на фестивале звучала не только русская органная музыка, но и белорусская, польская, хорватская, чешская.

 

«Интересно, что до фестиваля внимание к такой музыке было приковано незначительное, и мы первые, кто обратился к такому пласту репертуара, который сегодня удивляет многих любителей органной музыки», – сказал Тимур.

На концерте публика услышала цифровой орган, рояль и клавесин. Одним из аккордов программы стал «Славянский танец» Дворжака, исполненный в 10 рук. За органом был Халиуллин и Нуруллоева, за роялем – Хмарный и заслуженный работник культуры РФ Ирина Соколова, за клавесином – Квао.

 

 

Александр Хмарный – единственный органист в Донецкой государственной филармонии, активно выступающий в российских городах. Этим летом он присоединился к проекту Белгородской филармонии «Арт-резиденция «Молодые – молодым» для исполнителей на клавишных инструментах». Тогда же и получил предложение от Тимура Халиулилина поучаствовать в органном фестивале в Белгороде.

«Такая пропаганда через фестиваль славянской музыки мне показалась интересной», – сказал он.

Также Хмарный дал сольный концерт в органном зале филармонии и получил, по его словам, положительные отзывы белгородцев.

 

 

Органист рассказал, что в Донецке чаще исполняет органную музыку эпохи барокко, при этом, экспериментируя, делает программы, включающие джаз, увертюры из советских кинофильмов. Для заключительного концерта он выбрал Фантазию соль минор Иоганна Готфрида Мютеля, жившего в Риге ученика Баха, и произведение «Аве Мария» авторства донецкого композитора Михаила Шуха.

Фарида Нуруллоева – выпускница и преподаватель Казанской государственной консерватории им. Жиганова, органистка и пианистка. Она играет не только в российских городах, но и даёт концерты и мастер-классы в родном Таджикистане.

«Органист – профессия штучная, и поэтому мы в целом в своём небольшом мире друг друга знаем. Тимур неоднократно приезжал к нам в Казань, мы с ним и в Санкт-Петербурге виделись, и в Москве, и я ему всё время говорила: «Когда ты меня позовёшь в Белгород»? И когда он мне написал и предложил поучаствовать в фестивале, я согласилась. Мне давно было интересно посмотреть цифровой орган, я с большим удовольствием на нём занималась», – рассказала Фарида.

 

По словам органистки, в фестивале её привлекла сама его идея:

«Я привезла с собой, например, сочинение татарских композиторов Рустема Яхина, Данияра Дианова, который вообще пишет музыку интернациональную. Есть большой пласт русской органной музыки, который никем не охвачен. Эта музыка чудесная, написана своеобразным языком, к которому нужно привыкнуть: он требует большего вникания, погружения и прорабатывания».

 

Фарида поделилась, что фестиваль позволил музыкантам пополнить свой творческий репертуар новыми произведениями:

«Мы привозим музыку, которую один играл, а другой никогда не слышал. Берём ноты и потом продолжаем уже каждый в своём городе, а потом и на гастролях эти произведения исполнять. Таким образом, мы можем привлечь внимание к тому, что эта музыка не исполняется, и она зазвучит».

Также к заключительному концерту II Международного славянского органного фестиваля присоединились академический хор под управлением Елены Алексеевой и солисты филармонии.

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×