Ради людей. Как белгородские милиционеры служили общественности в 50-х годах XX века
Для них война не закончилась в 1945-м. Они просто сменили серую солдатскую шинель на синюю – милицейскую
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В год 70-летия Белгородской области и в преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне Союз журналистов Белгородской области и Совет ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск Белгородской области подготовили историко-патриотический проект «Закалённые фронтом на страже нового региона». Он посвящён образованию органов правопорядка Белгородчины, а также людям, стоявшим у истоков формирования общественной безопасности. В серию очерков войдут архивные материалы о громких делах и рассказы о сотрудниках органов внутренних дел, служивших в те годы.
С первых дней образования нашей области белгородские милиционеры принялись самоотверженно и планомерно искоренять преступность. Их вклад в укрепление правопорядка в регионе заслуживает высокой оценки и может стать достойным примером для нынешних полицейских. Потому что те, первые, не только обладали преданностью служебному долгу, но и профессиональным мастерством. Благодаря этому они, при строгом соблюдении социалистической законности, добивались хороших показателей в борьбе с преступностью.
Возврат к честной жизни
На счету белгородских работников милиции тысячи раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, ещё немало возвращённых к честной жизни людей, преступивших закон. Вот такой яркий эпизод. Отдел милиции Белгорода в 1957–1963 годах возглавлял Калин Тимофеевич Правильников. Это был опытный, умелый и заботливый начальник. Он учил, что работник милиции должен быть строгим и справедливым стражем правопорядка, настойчивым и ответственным воспитателем.
Как‑то к нему домой прибежала соседская девочка в слезах: «Помогите, дядя милиционер, папа убивает маму». Когда Правильников рванул на себя дверь квартиры, в его сторону полетел топор. Дебошира скрутил примчавшийся наряд ППС, и его намеривались привлечь к уголовной ответственности. Но каково было бы его жене – инвалиду II группы – оставаться одной с двумя несовершеннолетними детьми?
Калин Тимофеевич взялся за перевоспитание нового «знакомого». Частенько наведывался к нему домой, беседовал, убеждал нерадивого отца, что жизнь без водки куда полноценней, чем в постоянном пьяном угаре. И сумел же убедить. В семье воцарились лад и покой, дочь окончила школу с медалью. Подобные профилактические меры способствовали оздоровлению криминогенной обстановки в городах и сёлах области.
Немало есть примеров опасных трудовых будней работников милиции Белгородчины в 1957–1958 годах и громких дел, которыми им пришлось заниматься.
Обезвредить и наказать
Из архивного документа № 1/231 от 5 июля 1958 года УВД Белгородского облисполкома следует, что работники милиции за отчётный период раскрыли более 200 опасных преступлений и ликвидировали несколько вооружённых групп налётчиков.
Например, удалось обезвредить банду из шести человек под верховодством некоего Скибенко. С 1952 по 1958 год указанная группа преступников совершила 36 дерзких ограблений магазинов, ларьков и закусочных на территории Белгородского, Октябрьского, Гостищевского районов.
Для наглядности приведём фабулу одного из преступлений этой банды. В ночь на 10 февраля 1957 года преступники путём пролома потолка проникли в сельмаг № 1 в селе Стрелецком. Расследованием было установлено, что из магазина в ту ночь похитили только несколько часов «Победа», так как на крик сторожа прибежали люди. Нападавшие, увидев подмогу, скрылись. Работникам милиции потребовалась не одна облава, не одна засада, не один проверенный притон и не одно агентурное внедрение в уголовную среду, чтобы напасть на след бандитов.
Скибенко и его подручного Шутченко вычислили и арестовали вместе с другими участниками банды. При обыске у них изъяли пять единиц огнестрельного оружия. По статье 59–3 УК РСФСР все преступники были привлечены к уголовной ответственности и понесли суровое наказание. Важно отметить: в том, что с бандой было покончено, большая заслуга подполковника милиции Фёдора Максимовича Микулина. За эту успешную операцию приказом начальника УВД Белгородского облисполкома № 039 от 4 июля 1958 года он был поощрён полумесячным окладом.
В Шебекинском районе было обезврежено три воровских группы в количестве восьми человек. За ними оказалось девять краж государственного имущества с предприятий и организаций.
В Старооскольском районе взяли воровскую группу цыган, совершившую 15 краж из частных домовладений граждан на территории Старооскольского и Валуйского районов, а также в Воронежской области.
Служба продолжается
Губкинским городским отделом милиции и работниками областного УВД в феврале 1958 года была разоблачена преступная группа, состоявшая из четырёх человек. Все они занимались подделкой и сбытом квалификационных талонов шофёра первого и второго классов. При обыске у мошенников обнаружили неучтённые бланки этих документов, похищенные в госучреждении, а также чистые свидетельства об окончании курсов автомеханика.
Отличившиеся работники УВД Завидов и Золочевский были награждены министром внутренних дел РСФСР наручными часами. А ведь указанные работники милиции не просто отличились, разоблачив дельцов «чёрного рынка», они внесли свой заметный вклад в безопасность дорожного движения и тем самым, возможно, спасли чью‑то жизнь. Завтра несознательный гражданин купил бы фиктивные права на вождение грузовой машины, а на следующий день совершил бы аварию со смертельным исходом. Это тот самый случай, когда одно преступление порождает другое, да ещё и более тяжкое.
Но какие сведения о Завидове и Золочевском сохранились до наших дней в фондах архива УМВД России по Белгородской области? Имеются полные данные на работника УВД Завидова, участвовавшего в пресечении преступной деятельности группы изготовителей и сбытчиков поддельных талонов.
Всю Великую Отечественную войну гвардии старший сержант Дмитрий Тимофеевич Завидов сражался с немецко-фашистскими захватчиками в воздушно-десантных войсках, неоднократно был ранен. Его отметили государственными наградами.
В приказе о награждении медалью «За отвагу» от 27 ноября 1943 года сказано: «…в боях за деревню Верхняя Каменистая 17.10.1943 года уничтожил одного офицера и восемь гитлеровцев». Десантник воевал смело и яростно.
В августе 1945 года старший сержант Завидов был зачислен слушателем 1-й Московской школы ГУКР НКО «Смерш». В сентябре 1946-го, после её окончания, Дмитрию Тимофеевичу было присвоено воинское звание «младший лейтенант», и он продолжил службу в оперативных и следственных аппаратах управлений МГБ и МВД Пинской области БССР. Завидов всему учился на практике, в каждодневной суровой борьбе с преступностью.
Из воспоминаний Дмитрия Тимофеевича об одном из уголовных дел, которое ему пришлось расследовать в годы службы в органах МГБ: «Разгадать тайну убийства помогла операция, проведённая по уничтожению банды Верного. На её след напала оперативная группа. В завязавшейся перестрелке три бандита были убиты, а их главаря взяли живым. Именно он на допросах рассказал, при каких обстоятельствах были удушены члены районной избирательной комиссии».
С 1954 года Дмитрий Тимофеевич возглавлял различные подразделения УВД Белгородского облисполкома. В звании подполковника милиции в 1976-м был уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья (сказались ранения, полученные на фронте).
Такие, как он, трудились не ради славы, а ради людей.
P. S. Сведений на Золочевского обнаружить не удалось.
Василий Журахов, член Союза журналистов России