Как валуйский молодёжный театр ставит спектакль о жизни незрячих
О работе над постановкой, в основе которой лежат реальные истории, рассказывают «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Молодёжному «Театру странных детей» из Валуек четыре года. Всё это время он держится на энтузиазме своего режиссёра Михаила Макрищева, который увлекает местную молодёжь сценой, придумывает остросоциальные постановки и ищет средства на воплощение своих идей.
В прошлом году «Театр странных детей» выиграл очередной президентский грант на новую постановку — вербатим-спектакль «Чувства» о жизни незрячих. В её основе — реальные истории валучайн, потерявших зрение. Чтобы получилось как в жизни, актёры и режиссёр очень плотно общаются с незрячими из местного общества слепых: записывают видеоинтервью, учатся у них ходить с тростью, пользоваться говорящими гаджетами и погружаться в мир звуков и ощущений.
Как говорит рижиссёр, это очень непросто, но необходимо, чтобы научить общество замечать, уважать и поддерживать таких людей.
От идеи до гранта
Мысль о необычном спектакле появилась у Михаила Макрищева спонтанно. Прошлым летом труппу театра пригласили в валуйский филиал библиотеки для слепых им. В. Я. Ерошенко. Говорили о разном, обсуждали возможности тифлокомментирования спектаклей для незрячих, и тут у Миши родилась идея — дать возможность людям, которые потеряли зрение, рассказать свои истории так, чтобы их услышали.
«Я всегда выступаю за то, чтобы делать личные постановки, — говорит режиссёр театра. — А тут, казалось бы, какое у меня отношение к незрячим, что общего. Тогда на встрече вдруг понял, что всю жизнь я провёл рядом с ними. В Валуйках и интернат есть, и предприятие, где работают слепые люди, я видел их довольно часто на улицах. Но как‑то всегда обходил стороной. И такая сегрегация в обществе, она есть. Захотелось это исправить».
Идею горячо поддержали и в специализированной библиотеке, и в местном обществе слепых.
«Как только Миша предложил сделать спектакль, я для себя решила, что необходимо приложить все усилия для осуществления этой задумки, — рассказывает председатель местной организации Всероссийского общества слепых Елена Сыпкова. —Потому что мы, конечно, стараемся рассказывать о жизни незрячих обществу, но людям, как правило, это скучно и непонятно. А через живую постановку, через наши истории это действительно может зацепить, поменять отношение».
Заручившись поддержкой валуйского общества слепых и Центра молодёжных инициатив, Михаил Макрищев оформил свою идею в грантовую заявку. А спустя несколько месяцев узнал, что «Театр странных детей» выиграл 500 тыс. рублей на воплощение его идеи.
Что такое вербатим
Жанр будущей постановки был выбран без долгих размышлений. Однозначно вербатим, говорит режиссёр и поясняет:
«Это своего рода документальный театр. Мы не берём за основу готовую пьесу, а фактически создаём её вместе с героями. Приезжаем к незрячим, и они рассказывают нам истории своей жизни. Записываем их на видео, наблюдаем за поведением героев. Эта техника предполагает полное копирование образов рассказчиков. Но мы решили отказаться от абсолютного переноса, сохранив лишь какие‑то самые яркие жесты, движения. Чтобы это не выглядело комично».
О том, что работа эта трудная и ответственная, говорит и актриса театра Татьяна Коноваленко.
«Тут очень важно не сделать пародию, что довольно часто получается, когда начинаешь осваивать технику вербатима, — делится она. — Незрячего человека скопировать сложно, потому что не было в жизни такого опыта, я не переживала подобных ощущений, эмоций. Нужно быть очень внимательной, много пробовать, повторять, чтобы передать эти ощущения зрителю».
На регулярные встречи со своими героями актёры и режиссёр театра собираются в библиотеке для слепых. Как признаётся
Елена Сыпкова, поначалу она очень переживала, что незрячие люди отнесутся к идее с недоверием, не захотят открываться и делиться своими историями на камеру. Но в итоге подопечные валуйского общества слепых решили, что делают нужное дело. И теперь, как только молодёжный театр приходит на очередную встречу, герои настолько увлекаются, что остановить их бывает сложно.
«По три часа сидим, — смеётся Елена Александровна. — Уже и день рабочий давно закончился, и всем домой нужно, но расходиться никто не хочет. Настолько тёплая и дружеская атмосфера у нас сложилась».
Жизнелюбие и позитив
Сейчас над спектаклем вместе с театром постоянно работают девять незрячих героев. Это люди разных возрастов и профессий, у каждого свой опыт и интересы. Но практически всех их роднит поразительное жизнелюбие и чувство юмора.
«Сейчас у нас уже есть 17 историй, — рассказывает Миша Макрищев. — Но на первую встречу я ехал с тяжёлым сердцем. Думал, что люди начнут жаловаться, будет тяжкая такая атмосфера, как в артхаусном кино. А они оказались позитивными. Истории, если вдуматься, довольно печальные, рассказывают с улыбкой и даже самоиронией. Стараются жить полной жизнью, путешествуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Меня это очень вдохновляет».
На каждой такой встрече молодёжь задаёт незрячим всё новые и новые вопросы. И, как отмечает Елена Сыпкова, они порой настолько глубокие, что взаимно обогащают и тех, и других.
«Они спрашивают, например, чему мы в жизни научились из‑за потери зрения, — уточняет Елена Александровна. — Начинаем и сами задумываться: а ведь действительно, умели бы мы какие‑то вещи, если бы сохранили зрение. Или задают вопрос: какому инвалиду легче — который слеп от рождения или который потерял зрение в старшем возрасте. Или, например, какие чувства испытываем. А мы и не можем сразу ответить, начинаем думать. И это важные мысли для нас».
Каждую встречу ребята записывают на видео, чтобы пересматривать, писать сценарий, улавливать черты героев. Уже сейчас набралось несколько часов материала. И единственное, о чём сожалеет Михаил Макрищев, что не всё войдёт в двухчасовой спектакль. Но, с другой стороны, он уверен в одном: самое главное — зацепить зрителя, тогда он поймает волну и уже сам поинтересуется жизнью незрячих после спектакля.
Меняем реальность
У «Театра странных детей» начались ещё более плотные репетиции, в которых принимают участие и незрячие. Они учат ребят правильно ходить с тростью, обращаться со специальными гаджетами, приложениями в смартфоне. Кстати, часть выигранного гранта пойдёт на закупку особого реквизита: те же трости, брайлевский прибор и прочие бытовые приспособления вроде определителя цвета или дозатора мыла, которые используют незрячие люди в обычной жизни. Ещё часть средств уйдёт на зарплатный фонд актёрам.
«Это важно, потому что, с одной стороны, это мотивирует. Ведь у нас очень плотный график репетиций, мы встречаемся пять раз в неделю вечерами и работаем по три часа. А с другой стороны, это даёт гарантию, что мы доведём проект до конца», – говорит режиссёр.
Артисты уезжают часто. Хотя для режиссёра любительского театра — это лишь ещё один повод для гордости. Очень многие ребята, игравшие в «Театре странных детей», выбирают творческие профессии и поступают в профильные вузы на актёров и режиссёров. Кто в Воронеж, кто в Екатеринбург, кто в Орёл и Нижний Новгород.
«Вы знаете, Валуйки — это очень маленький городок, и не многие здесь вообще понимают то, что мы делаем, — говорит Михаил Макрищев. Когда я начинал, даже молодёжь мне говорила, что театр — это для стариков. Но мы потихоньку меняем реальность. И лично мне бы хотелось, чтобы наш любительский театр стал государственным и те люди, которые в свои 17 уехали учиться на актёров и режиссёров в другие города, возвращались сюда работать. И тогда такие проекты, как спектакль «Чувства», будут не единичными».
Премьера спектакля «Чувства» намечена на апрель и пройдёт в Валуйках. Но важно, очень важно, чтобы истории о жизни незрячих услышали не только здесь. Отчаянно хочется, чтобы этот проект затронул каждого.
Анастасия Состина