Деликатный подход. Какой будет новая экспозиция диорамы в Белгороде
Конкурс на обустройство музейного пространства выиграла питерская компания «Архитектура музея»
-
Статья
-
Статья
О концепции новой экспозиции «БелПрессе» рассказала Юлия Алюшина – руководитель компании, выигравшей конкурс на лучшую идею проекта.
Заново, но лучше
В конце февраля 2021 года глава региона Вячеслав Гладков заявил, что диорама «Курская битва. Белгородское направление» должна стать одним из лучших музеев в стране. К этому моменту реконструкция в здании на улице Попова шла полным ходом: уже завершили инженерные работы, обновили основные коммуникации.
Гладков подчеркнул, что необходимо реконструировать весь комплекс: на общую цель должны играть музейная площадь, сквер, набережная. Он поручил изучить передовой опыт и привлечь к разработке проекта ведущих специалистов. Самое важное, по мнению главы региона, – создать центр притяжения для людей всех возрастов.
«Без нового технологического подхода мы ничего не добьёмся. Нужно сделать такой объект, такой музей, аналогов которому в стране нет. Мы строим на десятилетия», – подчеркнул Гладков.
Его точку зрения поддержал и мэр Белгорода Юрий Галдун:
«Реконструкцию диорамы и центрального парка обсуждали долго и на разных площадках. Вячеслав Владимирович убедил – предлагаемые проекты рядовые. Необходимы новые креативные идеи. Объявляем конкурс. Так будет лучше. Добьёмся того, что будут сделаны неординарные объекты. Всё заново, но лучше».
Не смещая акцента
Одной из тех, кого глава региона назвал ведущими специалистами в области создания музеев, является руководитель санкт-петербургской компании «Архитектура музея» Юлия Алюшина. Её работа хорошо знакома белгородцам: именно Алюшина проектировала музей бронетанковой техники в Прохоровке.
Когда в марте 2021 года Белгород объявил конкурс на лучшую идею реконструкции экспозиции диорамы, в нём участвовали несколько крупных архитектурных компаний, специализирующихся на музеях. Среди участников была и «Архитектура музея».
По словам Алюшиной, к этому времени проект интерьеров (главный художник по интерьерам – Анна Зарубина) был уже согласован и находился в процессе реализации, но общая концепция экспозиции не отвечала амбициозным задачам, которые были обозначены руководством области.
«Перед нами стояла задача найти соответствующие тематике музея мультимедийные и сценарные решения, не смещая акцент с великолепного полотна диорамы. Изначально мы видели этот проект не только современным, но и деликатным. Все решения должны быть уместными для музея, на котором выросло целое поколение белгородцев», – рассказывает Юлия Алюшина
Участникам конкурса дали месяц на разработку концепции, и уже в апреле проекты представили Вячеславу Гладкову и рабочей группе, курировавшей объект. После рассмотрения заявок победителем признали концепцию «Архитектуры музея».
«Конкурсной комиссии больше всего понравилась концепция, представленная Юлией Алюшиной, – рассказал «БелПрессе» начальник управления культуры Белгородской области Константин Курганский. – Из всех представленных на конкурс вариантов именно эта концепция больше других соответствовала тематике музея-диорамы».
На одной волне
Юлия Алюшина признаётся, что её команда не думала о том, выиграет или проиграет: художникам и архитекторам было просто не до этого. Один месяц – это очень небольшой срок для столь значительного объекта.
«Мы видели, как трепетно относятся сотрудники и директор диорамы к своей работе, как переживают за результат. Я чувствовала, что мы на одной волне, и у нас буквально с первых дней появилось желание обсуждать с ними абсолютно всё, что касается экспозиции, – рассказывает Алюшина. – Я спрашивала: «А что если само полотно диорамы не будет видно посетителям в первые минуты?» Предложила идею: пусть экспозицию объединит виртуальная волна огня, которая поведёт посетителя по музею».
По словам Юлии, они не делают секретов из своих идей и сотрудники музея были первыми критиками:
«Поскольку я уже участвовала в создании музеев комплекса «Прохоровское поле», то хорошо представляю, какие ожидания есть у ветеранов, у жителей города и области относительно военно-патриотических центров, особенно такого значимого, как диорама».
Как пояснила Алюшина, концепция выстраивается вокруг полотна диорамы. Главная идея новой экспозиции в том, что оно должно открываться зрителю не сразу. Посетителя готовят к тому, чтобы увидеть это произведение искусства, чтобы оно предстало перед ним максимально эффектно. Эта идея будет реализована с помощью подвижных перегородок.
«Очень важно представить историю создания диорамы. Мы хотим добиться этого с помощью мультимедийного оборудования, витрин, которые также открываются в нужный момент, – рассказывает Алюшина. – В нашем проекте эпизоды диорамы оживают, персонажи картины при помощи виртуальных гидов рассказывают свои истории».
В новой экспозиции запланированы пять медиасценариев, дополненные обстановочные сцены, воспоминания, Книга Памяти. Поскольку площадь для размещения экспонатов в музее ограничена, художники разработали концепцию скрытой экспозиции: часть предметного ряда появляется только в нужный момент, по ходу сценария.
«Изначально посетитель не видит предметы рядом со смотровой площадкой. Это работает на создание правильного маршрута и корректного знакомства с тематикой музея, – объясняет Юлия Алюшина. – Аналогов скрытой экспозиции в России нет: это сложная кинетическая инсталляция, синхронизированная с общим сценарием музея. Только на её детальную разработку и реализацию необходимо несколько месяцев. Надеюсь, у нашей компании получится реализовать этот удивительный элемент и создать новую экспозицию музея».
Видео предоставила руководитель компании «Архитектура музея» Юлия Алюшина
Закрыв глаза
— Как происходит создание экспозиции? – интересуюсь я. – Вот у вас есть условия, предложенные заказчиком. Что происходит дальше? Вы устраиваете мозговой штурм? Беседуете с работниками музея?
— Я просто пытаюсь представить себя в роли посетителя. Прихожу на стройку, где никого нет, закрываю глаза и вижу экспозицию как наяву, – делится секретами профессии Юлия Алюшина. – Впереди огромная работа по проектированию, организации, торгам, сметам, строительству. Но для меня началом являются эти несколько первых минут на стройке, когда я одна и пытаюсь почувствовать и представить экспозицию, которая должна найти отклик в сердце каждого посетителя.
Сейчас идея, представленная конкурсной комиссии специалистами ООО «Архитектура музея», официально согласована. Следующий шаг – разработка проектно-сметной документации.
Как отмечает Алюшина, новая экспозиция музея очень сложная – с кинетическими инсталляциями, подвижными элементами, несколькими сценариями, с дополненной реальностью. Поэтому реализация проекта потребует участия большой группы квалифицированных инженеров, сценаристов по экспозиции, архитекторов и сценаристов. Эта работа займёт несколько месяцев.
Вадим Кумейко