Полноформатная «Клюква». Фолк-группа из Прохоровки выпустила альбом в Германии
В группе «Старица» всего два человека – супруги Олег и Наталья Солдаткины. В их репертуаре – музыка в жанре электрофолк
-
Статья
-
Статья
«Старица» использует для аранжировок народные песни Белгородской и соседних областей, записанные фольклористами полвека назад. Благодаря музыкантам традиционные русские песнопения звучат по‑современному – с электрогитарой, ударными, в электронной обработке.
22 января у них выходит дебютный полноформатный альбом «Клюква». Правда, продаваться и крутиться на радиостанциях он будет, увы, не в России, а в Германии.
Точка отсчёта
Проект «Старица» родился два года назад, когда Олег и Наталья побывали на фестивале «Таврида-Арт» в Крыму. На тот момент у них за плечами была учёба в Белгородском институте искусств и культуры и фактически одна, самая первая песня под названием «Против тестева двора».
«Эта песня из села Завгороднее Сумской области Украины, – рассказывает Наталья. – Там рядом есть ещё одно село – Линово. И оба они своего рода островки русской культуры в соседнем государстве. Переселенцы сохранили и традиционный уклад жизни, и песни исполняли только на русском языке».
С этой композиции и началась «Старица». Яркая, ритмичная, с мелодичным многоголосием, звучащей жалейкой и рок-ударными. Уже через год один из организаторов фестиваля – Дарьяна Антипова – пригласила прохоровских музыкантов выступить на народной смене «Таврида-Арт 2019» с целым получасовым сетом. И, чтобы как следует подготовиться, ребята всерьёз взялись за творчество.
Муки выбора
Приходилось совмещать работу и музыку. Днём трудились в Прохоровской детской школе искусств: Наталья – преподавателем фольклорных дисциплин, а Олег – концертмейстером. А вечерами писали песни в импровизированной домашней студии. Самым сложным оказалось отобрать подходящий материал.
Сегодня в архивах Белгородского центра народного творчества хранится огромное количество аутентичных аудиозаписей, сделанных около полувека назад. Всё благодаря профессору Московской консерватории Вячеславу Щурову, который вместе со студентами объездил десятки сёл Белгородской области и собрал богатейший фольклорный материал. Из этого многообразия и пришлось выбирать.
«За прослушивание дисков и отбор песен отвечаю я, – говорит Наталья. – Самое трудное – найти такую, которую можно красиво обработать и не выйти при этом за рамки традиции, сохранить звучание».
Дальше к процессу подключается Олег. Он занимается аранжировкой, записывая гитарные партии, ударные и другие живые и электронные инструменты.
«Поначалу я вообще не очень понимал подобную музыку, – признаётся Олег. – Я всегда слушал тяжёлый металл, рок, даже хип-хоп. Моё знакомство с традиционной музыкой началось с обучения в институте, а примером качественной обработки фольклорного материала всегда была группа «Иван Купала».
Название для проекта нашлось случайно.
У слова «старица» оказалось вполне подходящее значение – это высохшее русло реки. Своего рода символ уходящей народной песенной традиции, которую Олег и Наталья стремятся возродить, вдохнуть в неё новую жизнь.
Некоммерческий проект
Практически за неделю ребята подготовили программу из восьми песен, с которой и выступили на фестивале в Крыму. Из 25 коллективов, представленных на кастинге, отобрали наиболее ярких исполнителей. В том числе и «Старицу», которая получила сертификат на 150 тысяч рублей для поездки и выступления на фестивале «Купальская сказка». Правда, пандемия нарушила эти планы. А потому ребята взялись за написание полноценного альбома.
Сначала «Старица» выпустила мини-альбом, который участники группы выложили на своей странице во «ВКонтакте». Чуть позже несколько песен коллектива попали в сборник русской фолк-музыки, выпущенный в Германии. Так ребята познакомились со звукозаписывающей компанией, которая выпускает альбомы исполнителей, работающих в жанре фолк и world music (музыка народов мира). А треки группы «Старица» оказались в ротации на европейских радиостанциях. И до сих пор прохоровские музыканты получают очень хорошие отзывы от слушателей и критиков из‑за рубежа.
На вопрос, почему электрофолком Черноземья заинтересовалась именно Германия, Олег отвечает:
«Всё на самом деле просто. В России нет ни одного лейбла, то есть музыкальной компании, которая занималась бы продюсированием и выпуском фолк-музыки».
Почему так сложилось в стране, которая имеет такое богатое и разнообразное фольклорное наследие, не совсем понятно. Но факт остаётся фактом. Группы, работающие в этом жанре, как правило, ищут свою аудиторию за рубежом. И речь не только о выпуске альбомов, но и о концертной деятельности, выступлениях на фестивалях.
«Мы прекрасно понимаем, что «Старица» – это не совсем коммерческий проект, – подчёркивает Наталья. – Мы делаем это потому, что нам хочется, и потому, что мы можем это делать. А заработать на нашей музыке даже не пытаемся».
Олег подхватывает мысль:
«Возможно, проблема в том, что отечественная аудитория не готова платить за музыку. Мол, эти сочинители что‑то там поют, придумывают – развлекаются, а значит и тратиться не надо, если можно послушать бесплатно. А за рубежом понимают: создавать музыку – серьёзная работа. И чтобы сделать что‑то хорошее, нужно потратить время и ресурсы».
Не развесистая и не марсианская
Тем не менее 22 января у «Старицы» выходит долгожданный альбом из 12 треков под названием «Клюква». В него вошла очень разная музыка. Есть здесь и мелодичная, но при этом мощно звучащая колыбельная села Плёхово Курской области, и алексеевская плясовая из села Подсереднее, и роковая обработка лирической песни из села Завгороднее Сумской области, и новогодняя песня «Святки», в которой использовано по сути три разных источника: щедровка Курской области, канонический текст святочных песен и даже гадание.
«Мы старались выбирать разнообразный материал, – делится Олег. – Чтобы слушалось всё это легко и не утомляло. Потому что мы прекрасно понимаем специфику русской народной музыки».
Название «Клюква» выбрано не случайно. Сами ребята считают его провокацией: с одной стороны: «развесистая клюква» – стереотипное представление иностранцев о России («балалайка, водка, шапка-ушанка»). С другой стороны: «марсианская клюква» – это искажённое понимание народной культуры, сложившееся в советское время (фольклорные ансамбли с артистками в коротких платьях и нарочито больших кокошниках и исполнение «Калинки-малинки», которая на самом деле не является даже народной).
24 января «Старица» планирует устроить онлайн-презентацию альбома, так как из‑за пандемии провести живой концерт не получается. Однако ребята не отчаиваются и строят планы на будущее: отыскать барабанщика и ещё одну вокалистку для живых выступлений, попытать счастья на крупных фолк-фестивалях и записать новые песни.
«Если при этом наша музыка окажется в чьём‑то плейлисте – значит, мы не зря трудились», – уверена Наталья.
Альбом «Клюква» вышел тиражом 1 000 экземпляров. Продаваться он будет в музыкальных магазинах Германии, а также на различных площадках в интернете.
В конце 2020 года ребятам в Прохоровку пришла небольшая посылка, а в ней – несколько новеньких дисков «Клюквы». Но Олег и Наталья прекрасно понимают, что продать даже небольшое количество дисков в России они не смогут. А потому просто раздадут альбом друзьям и родственникам и продолжат возрождать забытые песенные традиции. Просто потому, что им нравится. Просто потому, что они могут.
Анастасия Состина