Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 июня 2024,  18:00

Музыкант для народа. Как Евгений Мартишин песнями поддерживает белгородцев

Артист выступает на улицах Белгорода уже больше семи лет

Музыкант для народа. Как Евгений Мартишин песнями поддерживает белгородцевЕвгений МартишинФото: Ксения Мироненко
  • Статья
  • Статья

В это трудное для нашего города время он не оставил свою профессию и продолжает исполнять песни возле Солнечных часов. «БелПресса» пообщалась с музыкантом о его творчестве.

— Евгений, вы профессиональный музыкант, расскажите про своё образование?

— Моё образование началось в музыкально-оркестровой студии, в детском оркестре русских народных инструментов Дома пионеров города Алма-Аты. Мне тогда было всего 6 лет, даже из‑за баяна было не видно, только один лоб торчал. Азы начал осваивать с простых незамысловатых инструментов, которые может освоить любой ребёнок. В первую очередь мне дали бубен, дощечку, на которых я выбивал ритм скачущей лошадки.

Позже мне доверили домру альтовую, а потом и домру малую. Через некоторое время я начал играть на балалайке и уже в последние годы обучения сидел на партии третьего баяна. Именно баян был лидирующим инструментом в оркестре, потому что наш руководитель сам был потомственным баянистом.

 

Музыкант для народа. Как Евгений Мартишин песнями поддерживает белгородцев - Изображение Фото: Ксения Мироненко

 

После переезда в Белгород я продолжил обучение в музыкальной школе № 1, которая находилась на улице Попова. Позже я окончил музыкальный колледж имени Дегтярёва, а потом стал выпускником БГИИК по классу баяна. Можно сказать, что с баяном я иду по жизни.

— Какую роль песня играет в вашей жизни?

— Я неплохо обучался сольфеджио, но в хоре с детских лет не пел. Песня вошла в мою жизнь во время обучения в музыкальном колледже, на тот момент мне было 15 лет. В хор я попал совершенно случайно. На дирижёрско-хоровом отделении был недобор юношей, поэтому за небольшое материальное вознаграждение в хор начали привлекать ребят из других отделений. Вместе со своими однокурсниками-народниками я тоже пришёл на занятия, многие студенты через несколько месяцев отсеялись, а я остался.

Так во время обучения в колледже и институте я продолжал петь в академическом хоре музыкального колледжа, которым руководил заслуженный работник культуры РФ Александр Головин. Любовь к пению осталась со мной на всю жизнь. Я участвую в самодеятельных ансамблях, пою в церковном хоре и вот уже несколько лет активно практикую уличное пение.

— Как возникла идея выступать на улице?

— Все мы ходим через подземные переходы, через центр города и видим там музыкантов, которые поют или играют на каких‑либо инструментах. Я неоднократно видел мальчишек из музыкальной школы, которые сидели с трубами и играли. Помню, часто выступал мужчина на инвалидной коляске, его звали странник Ваня, он пел песни под минусовки около Солнечных часов. Так мне и пришла идея тоже пойти петь на улицу. Подумал: чем я хуже вот этих мальчишек, которые только проходят азы игры на инструменте, а уже выступают? Вот и решил практиковать потихоньку.

Моё первое выступление было летом 2017 года на Гражданском проспекте в сквере Дружбы, рядом с музеем народной культуры. Потом я ходил играть на стометровку, выступал возле Солнечных часов. У меня уже были знакомые музыканты, которые тоже «стритовали» (музицировали на улице – прим. авт.), мне было на кого равняться и с кем делиться своим опытом. Через время я стал давать концерты и в парке Победы. Постепенно стал зарабатывать себе небольшие деньги.

 

Музыкант для народа. Как Евгений Мартишин песнями поддерживает белгородцев - Изображение Фото: Ксения Мироненко

 

— Расскажите, как дальше развивалась ваша карьера уличного музыканта?

— В начале своих творческих выступлений на улице я даже не пел, а только играл на баяне разные известные мелодии. После нескольких концертов решил попробовать исполнять песни. Сначала пел более-менее известные композиции, которые знал после работы в самодеятельных коллективах, часто в своём репертуаре использовал русские народные песни.

Со временем из всего того массива мелодий, которые у меня были, я выделил для себя несколько основных направлений: о русской песне, о России, Родине, Отчизне, композиции о Белгороде, песни о гармони, баяне, аккордеоне. Кроме этого, я исполняю казачьи песни и, конечно, песни военных лет. В свою программу стараюсь включать интересные и редкие мелодии, которые не звучат каждый раз в концертах.

Всё время ищу новые песни для своего репертуара. Просматриваю видеоматериалы и аудиозаписи на интересующую тематику, посещаю научную библиотеку и библиотеку музыкального колледжа. Много общаюсь со своими коллегами-музыкантами, они делятся со мной разными композициями. Поэтому сейчас у меня довольно‑таки богатый репертуар – около 2 тыс. песен.

— Чем обусловлен выбор патриотического направления в творчестве?

— На самом деле мало кто такое исполняет, ведь проще петь что‑нибудь попсовое, известное, то, что всегда у людей на слуху, тем более на эти песни есть готовые минусовки. Я не иду по этому пути, считаю, что патриотическая тематика – это на все времена. В любой, даже в самый тяжёлый день песни о России, о Белгороде всегда будут актуальны и уместны.

Ещё я популяризирую свой инструмент – баян. Хочется показывать его людям, чтобы не только по телевизору видели, но и могли смотреть и слышать вживую. Особенно интересен он детям. Потом смотришь, а кто‑нибудь своего ребёнка приведёт учиться играть на баяне.

— Какие задачи вы для себя ставите перед выступлением?

— Я стараюсь нести людям нашу отечественную культуру, очень хочу, чтобы русские песни запали им в душу, оказали влияние на их восприятие жизни. Сейчас в своих выступлениях я обращаюсь к жителям города с такими словами: «Держитесь, белгородцы, крепитесь и не падайте духом. Вместе мы выстоим, вместе мы сила и вместе мы победим. Мы русские, а русские не сдаются!»

 

Музыкант для народа. Как Евгений Мартишин песнями поддерживает белгородцев - Изображение Фото: Ксения Мироненко

 

В песнях о России я призываю людей всем сердцем любить свою страну, свою Родину. Когда пою о Белгороде, прошу беречь наш цветущий, поющий и гостеприимный город. Я не отношусь к той категории музыкантов, которые играют песни, а в перерыве стоят и молчат, наоборот, стараюсь включать в свои выступления некоторые элементы интерактива. Часто обращаюсь к публике, рассказываю об истории и содержании песни. Своей музыкой я стараюсь не только заработать деньги, но и в первую очередь поддержать людей, поднять им настроение.

— Какие эмоции испытываете во время исполнения песен?

— Я выхожу выступать и беру с собой пачку песен в файле, примерно 40–50 композиций, у каждой из которых свой характер и настроение. Я прекрасно понимаю, что у меня только один баян, нет духового инструмента, нет гуслей или балалайки, но я всегда стараюсь придавать свой особый характер звучания каждой песне. Например, «День Победы» – один марш, если же «Вставай, страна огромная», то это совершенно другой марш, прямо противоположные эмоции.

Не всегда удаётся по 50 раз перестраиваться в течение концертной программы, но большинство проходящих мимо людей обращаются ко мне со словами благодарности, а не делают замечания. Значит, людям нравится исполнение и они разделяют мою позицию. Важно, что эти песни близки им по духу и настроению, что они цепляют за душу.

— Можете вспомнить какие‑то интересные реакции на ваши выступления?

— Помню, весной прошлого года молодая пара подарила мне маленький букетик ландышей. Не знаю, что у них было за настроение, может быть, хорошее или, наоборот, плохое, но мне всё равно было очень приятно. Каждый благодарит по‑своему, кто‑то грецкие орехи в чехол положит, кто‑то семечки, а кто‑то и сигареты. Редко бывает, но даже цветы дарят. Самое приятное – это наивная и искренняя реакция детей. Когда они приносят даже не цветы, а просто какой‑нибудь листочек с дерева кладут в чехол – как могут благодарят за выступление. Для меня важна каждая реакция, значит, всё это я делаю не зря.

Что касается именно словесной благодарности. Помню, был такой случай: все знают, что сотрудники правоохранительных органов не особо жалуют уличных музыкантов, но в прошлом году я получил от них положительный отклик. 1 июля был рейд по уличным музыкантам, и ко мне подошёл патруль: парень и две девушки. Они проверили мои документы и стали уходить, но одна из девушек остановилась и сказала, что я красиво пою.

 

Музыкант для народа. Как Евгений Мартишин песнями поддерживает белгородцев - Изображение Фото: Елена Журавлёва

 

Потом, выступая в разных частях города, я неоднократно встречал эту девушку, мы кивком головы приветствовали друг друга. Приятно, что есть человек, которому небезразлично моё творчество, у которого есть эмоциональный отклик. По этому поводу я даже написал песню, о такой нашей нечаянной встрече. Не каждый артист своим благодарным слушателям посвящает песни, но вот у меня такое случилось.

— Несмотря на непростую обстановку в городе, вы всё равно выходите на улицу, чтобы петь и поддерживать горожан. Что побуждает вас к этому действию?

— Знаете, есть музыканты – народные, заслуженные артисты, есть артисты из народа, самодеятельные, а есть ещё артисты для народа, именно к ним я себя и причисляю. Пока в Белгороде звучит музыка, пока на улицах поют песни на нашем родном, русском языке, город будет жить. Ведь именно в песнях живёт душа народа. Своими выступлениями я стараюсь поднять белгородцам настроение, как‑то ободрить людей, чтобы они не унывали. Музыка помогает перенести все тяготы нашей прифронтовой жизни, преодолеть горе. В своём творчестве я следую такому принципу: «Пока в России поёт хоть одна гармонь, одолеть нас никто не сможет» (цитата Валерия Сёмина – прим.).

 

Музыкант для народа. Как Евгений Мартишин песнями поддерживает белгородцев - Изображение Фото: Ксения Мироненко

 

Недавно ко мне на Солнечных часах подошла девушка и спросила, не боюсь ли я выступать под обстрелами. Я ей сказал, что, наверное, в какой‑то мере являюсь фаталистом. Ракетная опасность может застать человека в любом месте. В тот роковой день, 30 декабря, я тоже выступал на Солнечных часах, в самом центре города, но потом уступил место своему коллеге. Буквально через полчаса начался обстрел, осколки прилетели в паркинг и находящееся рядом здание «Потапыча».

Люди поддерживают мои выступления, а значит, я попал в точку, моё творчество им небезразлично. Белгородцам нужны мои песни. Можно сказать, что воюю на культурно-идеологическом фронте. И в этой борьбе я придерживаюсь цитаты из фильма «В бой идут одни «старики»:

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»

Беседовала Ксения Мироненко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×