Как с помощью смолы жительница Белгорода отправит вас на морской берег
Каждый год своей жизни Настя Заикина посвящает определённому делу: год спорта, год творчества
-
Статья
-
Статья
В поисках нового в 2019 году девушка пришла к необычному увлечению: рисованию эпоксидной смолой. Такая техника называется Resin Аrt. В своей небольшой мастерской Настя провела мастер-класс для корреспондента журнала «ОнОнас».
Выбираем цвета
У Насти Заикиной нет художественного образования, её увлечение никак не связано с профессией. Она отучилась на инженера-строителя в «технологе», потом там же получила степень магистра архитектуры. Но недолго поработав по специальности, предпочла веб-дизайн. Теперь со своей командой создаёт сайты, занимается брендированием, ведёт авторский курс по веб-дизайну.
«В детстве мне не разрешали заниматься рисованием: у меня были проблемы со зрением. Родители переживали, что состояние ухудшится», – вспоминает Настя.
Зато теперь её ничто не останавливает. Она прошла несколько мастер-классов в Москве и творит для себя.
«Я рисую только ради удовольствия, – отмечает художница. – У меня нет чёткого плана, если сделаю что‑то – прикольно, нет – ну и ладно. Сложно испортить такую картину: в любом случае получится необычный рисунок. Главное – выбрать сочетающиеся цвета».
С этими словами она указывает на коробку с десятками пузырьков с пигментами и говорит: «Выбирай». Я не была в этом году на море, всё лето вспоминала прошлогоднюю поездку в Абхазию. Поэтому в голове сразу всплыла картинка накатывающей волны, гор с обилием зелени и облаками, которые касаются земли. Это я и решила запечатлеть.
«Есть цвет морской волны, океанический», – Настя помогает определиться с оттенком.
Чувствую себя так, будто сижу у мастера маникюра и он предлагает выбрать оттенок лака. Кроме красивого синего, мы берём изумрудный, зелёный, белый, чёрный и золотой.
Настраиваемся
На обычные пластиковые стаканчики кладём круглый планшет из ДВП диаметром 30 см. Сверху Настя обработала его белой матовой краской – такой обычно красят стены кухни и ванной комнаты. Подставка нужна, чтобы смола стекла на стол, но никуда не делась раньше времени, края планшета оборачиваем скотчем.
«Можно рисовать и на холсте, но под тяжестью смолы он провисает. Необработанное дерево тоже не подходит из‑за пористости, из него воздух поднимается наверх, оставляя на картине пузырьки», – Настя показывает примеры неудачных работ, но в абстрактных линиях, потёках и пятнах краски я не замечаю дефектов, пока она не указывает точно на них.
Эпоксидная смола – легковоспламеняющийся материал, она саморазогревается, если долго находится в большом объёме. Чем выше температура окружающей среды, тем меньше у мастера времени для работы. При температуре воздуха в мастерской около 20 градусов на творчество у нас есть примерно 40 минут с момента замешивания. Смола как бомба замедленного действия. Конечно, взрыва не будет, но она сильно разогреется, расплавит стакан, растечётся, прожжёт стол. Если ёмкость плотная, она даже может задымиться и загореться.
«Ели смола попала на руки, это не опасно, но нужно её стереть, чтобы поры не закупорились и не пошло раздражение, – объясняет Настя, надевая фартук и перчатки. – Я удаляю её специальным разбавителем для чернил. Использовала и обычный растворитель, но у него очень сильный запах».
Взвешиваем
Есть несколько техник работы со смолой. Например, жеод имитирует срез камня. В технике грязного стакана все краски сливают в одну ёмкость и, не смешивая, выливают на полотно. Мы же будем рисовать абстракцию. По словам художницы, это непросто. Управлять смолой можно на 80%, остальное – дело случая.
На специализированных сайтах есть калькуляторы для расчёта объёмов и пропорций смолы. Грубо говоря, она замешивается с отвердителем 2:1. Для нашей картины диаметром 30 см мы отмеряем на кухонных весах 115 г смолы и 58 г отвердителя. Для замешивания берём специальные деревянные палочки, похожие на те, которыми размешивают кофе.
Смешиваем
Настя доверяет мне самую ответственную работу – смешать составляющие, чтобы осталось как можно меньше пузырьков. От этого зависит, как затвердеет смола, а значит – как будет выглядеть рисунок. После размешивания разливаем массу из общей ёмкости в пять стаканчиков, по количеству выбранных цветов. В каждый добавляем несколько капель пигмента и опять перемешиваем. Количество смолы в стаканчиках регулируем по желанию. У меня много синего и совсем мало золотого и чёрного.
«Пигмента должно быть не больше 5 % от разведённой смолы, – уточняет художница, – иначе есть риск, что смоле это не понравится и она не затвердеет».
Наливаем
Я в растерянности стою со стаканчиком синей краски в руках и прокручиваю в голове свой образ: море, горы, облака. Настя торопит меня, из‑за разговоров мы отстали от графика, надо поспешить, пока смола не начала греться.
«Лить нужно от края до края, чтобы было аккуратно», – учит она.
Я переворачиваю стаканчик – синяя вязкая капля стекает на стол, медленно веду рукой над полотном, создавая волнистую полоску. Ощущение, будто делаю что‑то плохое, порчу стол, измазывая всё краской, и сейчас кто‑то войдёт и точно поругает. Но никто не приходит, меня не остановить, и я смелее наношу следующую линию. Наливать смолу волнительно, это не кисточкой водить по холсту. Материал растекается по планшету, пока берёшь следующий стаканчик.
Наклоняем
После расплёскивания краски начинается самое интересное. Пока картина выглядит не очень привлекательно: просто полосы разных цветов и толщины. Накапавшая на стол краска и то красивее смешалась.
«Нужно уравновесить по цвету. Добавь тут белого, проведи здесь полоску чёрного», – советует художница.
Я доливаю остатки краски, а Настя, вооружившись строительным феном, разогревает картину. Под его дуновением цвета смешиваются, но рисунок сохраняется. Само творчество только начинается. Приподнимаю планшет, наклоняю его к себе от себя. Полосы растекаются, наплывают друга на друга и смешиваются. Я слежу, как вырисовывается моё море, горы и облака. Золотой пигмент создаёт эффект блестящего на солнце песка. Волны поднимаются и опускаются. Они успокаиваются, когда я ставлю картину на место. Но и это не всё. Надо убрать с краёв картины скотч. Когда я делаю это, смола переливается с края планшета на стол, море опять волнуется, и картина меняется.
Сушим
Рисунок готов, осталось только добавить краски на края и палочкой придать направление некоторым линиям и завиткам.
«Пыль оседает и схватывается первые три часа после заливки, нужно убрать все пылинки, ворсинки», – говорит Настя.
Следующие 24 часа планшет пролежит горизонтально в её мастерской. Затем ещё пару дней его нужно беречь от любых механических воздействий, держать подальше от солнечных лучей и обогревательных приборов. В первые дни картина ещё мягкая, если на неё нажать, наверняка останется вмятина.
Рисунки из смолы живые и неоднозначные. В том, что я нарисовала, можно разглядеть северное сияние или нашу планету из космоса. Золотой пигмент так отсвечивает, что похож на ночной город из иллюминатора самолёта. Каждый увидит в ней что‑то своё, а я же наслаждаюсь своим персональным морем с золотым песком и высокими скалами позади.
Анастасия Писаревская