Чаще смотрите на небо! Чему белгородский художник учится у природы
23 октября Леонид Пусный отметил 55-летие
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Живописец, художник-оформитель, преподаватель в университете… За минувшие годы он успел попробовать себя в разных амплуа, не боялся резких жизненных поворотов. Но каждая новая страница творчества неизменно обнажает его проницательный взгляд на окружающий мир, стремление вникнуть в глубину и суть вещей.
60 килограммов на себе
В мастерской художника немало портретов. Именно этот жанр стал его коньком и помог вступить в Союз художников в 2001 году. Но к тому времени был пройден большой путь. Началось всё в далёком якутском посёлке Пеледуй, где он жил до 14 лет. Учился в музыкальной школе, играл на баяне, гитаре и клавишных. Делал аранжировки, сочинял мелодии. Его даже приглашали поступать в музыкальное училище в Якутске.
Но он решил, что станет художником. Однажды увидел, как один человек из обычной доски вырезал маску и повесил её на стену. Этот процесс показался интересным. Он и сам стал пробовать вырезать лица и цветы…
В Свердловское училище отправился поступать, не имея за плечами художественной школы и каких‑то базовых знаний об изобразительном искусстве. Однако любил срисовывать из книжек портреты известных поэтов – получалось похоже. Председатель приёмной комиссии взялся позаниматься с ним и подготовить к экзаменам.
При поступлении проблемы возникли только с литературой. Но учитель согласилась поставить ему четвёрку с условием, что студент подтянет знания. Обещание Леонид выполнил – получал по этому предмету одни пятёрки.
После училища была армия, а в 90-м он вслед за родителями переехал в Белгород. Сначала занимался хозяйством в Беломестном, писал этюды. После перебрался в город.
«Вот этот этюдник, кстати, мне позволил приобрести Виктор Блинов (художник, в 1980–1992 годах возглавлявлял региональное отделение Союза художников РСФСР. – Прим. авт.), – показывает Леонид Анатольевич. – Ведь, кроме как в Союзе, в то время такого больше нигде не было. С тех пор он со мной везде – куда только ни ездил, брал с собой».
Поездок за плечами у художника и правда много. Но самой близкой по духу так и осталась природа Урала.
«У меня же и живопись неяркая – не южная, а больше северная. Это исключение, когда я ввожу открытый цвет, – замечает он и указывает на этюд: – Вот это дом лесника. От ближайшего населённого пункта там семь километров. В карту ткнул, куда палец попал – туда и ехал. Я так делал часто. Приезжал в деревни, где людей уже нет, развалины… Зато рыба хорошая. Представьте, таскал с собой этюдник, набитый красками, рюкзак, холсты, чемоданы… Однажды даже всё это взвесил – 60 килограммов! Так вот тащу всё через холмы. А в том местечке, оказывается, лесник живёт. У него лошадь, живность… Половину лета там прожил, писал окрестности… А вот другой этюд. Это уже Северный Урал. 200 километров до ближайшего населённого пункта. На вершине сопки. Температура минус 30. Пошёл и не подумал, что так там холодно. Потом гляжу – краска ведёт себя странно».
Уметь увидеть
Леонид Анатольевич объясняет, что пленэры – отличная учёба для художника.
«Ты воспринимаешь законы природы. И цвет, и состояние меняется. Нужно ухватить быстро. Отобразить пропорции, чтобы на холсте было всё гармонично. Природа нас многому учит, просто надо уметь увидеть», – говорит он.
И замечает, что наблюдать за природой сейчас человек вовсе отвык. Большинство даже не поднимают глаза, чтобы взглянуть на небо.
Излюбленным жанром наряду с пейзажем остаётся портрет.
«Но работать надо постоянно. Вот как у музыкантов? День не поиграл – и пальцы словно деревянные. Так и тут. Раньше портрет и за час мог сделать, уловить суть человека… Доходило до того, что я уже видел его на пустом холсте. Без постоянной практики это уходит», – рассказывает Леонид Анатольевич.
И объясняет, что портрет отражает ощущения художника, его восприятие человека, вытаскивает наружу внутренний мир. Хороший портретист порой может достать на поверхность то, что его герой тщательно скрывает.
«Рисовал разных людей, начиная с бабушки, отца и заканчивая теми, с кем общался. Писал ветеранов, хотел в своё время сделать целый цикл, но в итоге работ получилось немного. Приходил, знакомился, общался. Все они поголовно хорошо мыслили, разговаривали. Подвижные, активные… Началось всё с Героя Советского Союза Григория Тимофеевича Лёвина. Потом были и другие встречи. Кое‑что теперь в музеях, что‑то раздал семьям ветеранов. А портрет Лёвина, кстати, пролежал неоконченным лет 10, а потом до меня дошло, что надо сделать с глазами, со взглядом… И всё получилось», – рассказывает художник.
Рисует он не только портреты, но и обнажённую натуру. Отмечает: раньше это воспринимали по‑другому. Ему не было ещё и 16 лет, когда он стал овладевать нюансами изображения человеческого тела. Художники должны были знать расположение и вид всех костей, мышц с разных ракурсов. Очень быстро он научился воспроизводить это по памяти.
Мощная энергия
Немало времени Леонид Пусный посвятил и оформлению интерьеров. В этом деле, замечает он, учитывается всё: и цветовая гамма, и текстура, и фактура… Иные заказчики стремились воплотить в жизнь свои необычные мечты, не задумываясь, как будут себя чувствовать в пространстве. Леонид Анатольевич объяснял, как интерьер воздействует на человека. Большое значение он придаёт цвету.
«Хоть мы и урбанизировались, всё равно от природы никуда не денемся. Цвет – такая же волна, как и звук. Даже если вы не видите, что на вас надето, всё равно цвет работает, по‑разному воздействует на клетки. Купите, к примеру, синюю простыню и спите на ней, и позвоночник будет исцеляться», – отмечает художник.
Важность цвета он объясняет и студентам на парах по архитектурной колористике. Помимо этого, преподаёт композиционное моделирование, знакомит с основами архитектурного рисунка.
В БГТУ им. В.Г. Шухова Пусный работает почти десять лет. Когда его пригласила туда заведующая кафедрой архитектуры и градостроительства, подумал: почему бы и нет. Хотя ему, человеку, не привыкшему работать в окружении множества людей, поначалу было не очень уютно ловить на себе взгляды множества студентов.
Но со временем ко всему привыкаешь. Так и Леонид Анатольевич уже спокойно наблюдает за ребятами и радуется, когда видит в их глазах искренний интерес к выбранной профессии. А вот пустоту, которая, например, читается во взоре у одной из героинь его картины «Ровесницы», где сошлись представительницы военного и современного поколений, видеть всегда грустно.
«Говорю: компьютер – это ведь только инструмент. А им кажется так легче, кнопки понажимал – и что‑то появилось. Я говорю: надо рисовать, иначе потеряете творческое мышление! Посмотрите на великих архитекторов – они все рисуют – акварель, карандаш…» – отмечает он.
Новым опытом для художника стала роспись стен храма в грайворонской Козинке. С болью он воспринял известие о разрушении церкви в результате атак ВСУ. Но надеется, что с окончанием СВО всё ещё удастся восстановить.
Вообще мир православного искусства, по словам Пусного, особый:
«В каждой иконе много не только духовного, но и умственного труда. Всё очень глубоко. До этого надо ещё дорасти».
Первая икона, попавшая в руки для реставрации, погрузила в себя моментально. Да и в храмах не раз он чувствовал эту мощную энергию. Она характерна не только для икон и церквей, но и многих других произведений искусства:
«У кого‑то дома картина висит, человек, может, раз в месяц на неё глянет, но она даёт именно то, что он хотел. Кому‑то что‑то нравится, кому‑то нет. Дело опять же в энергетике. Во время творческого процесса ты направляешь поток энергии, и только тогда работа живёт, может кого‑то зацепить».
Анна Черкашина