Доверительный разговор о семье. Чем арт-медиация отличается от обычной музейной экскурсии
Об этом «Белгородская правда» узнала у научного сотрудника художественного музея Владимира Половнёва
-
Статья
-
Статья
Представьте, вы пришли в музей, но не просто ходите по залам и слушаете экскурсовода, а активно беседуете с ним, делитесь эмоциями и переживаниями от увиденного, рассказываете какие‑то личные вещи… Фантастика? Нет, реальность. Подобный формат знакомства с искусством внедряется в России с 2014 года.
Сейчас его апробирует и Белгородский художественный музей.
Крючочки переживаний
Арт-медиация зародилась в США в 60-х годах прошлого века. Позже она стала распространяться по Европе, а в 2014-м появилась и в России. Первоначально арт-медиацию стали развивать в Русском музее в Санкт-Петербурге и Уральской индустриальной биеннале. Однако благодаря обучающим курсам она постепенно распространяется по стране.
«В 2018 году к нам приезжала группа музейных специалистов, проводивших различные занятия для повышения квалификации. Среди таких занятий было и краткое знакомство с арт-медиацией. Я этим направлением заинтересовался, и, когда в прошлом году объявили курсы, наш директор предоставила мне возможность съездить туда поучиться», – рассказывает научный сотрудник отдела развития художественного музея Владимир Половнёв.
Обучение он проходил в Русском музее Санкт-Петербурга у искусствоведа, арт-медиатора Алексея Бойко. Сам Бойко определяет арт-медиацию как доверительную беседу о насущном в художественном пространстве музея.
«Участвовать в познании искусства через свои переживания намного интереснее для человека, чем просто слушать рассказ экскурсовода. Арт-медиация совмещает в себе три составляющие: экскурсию (в меньшей степени), культурологию и психологию. Происходит своеобразная арт-терапия», – продолжает рассказ Половнёв.
Созерцая произведения искусства и отвечая на вопросы арт-медиатора, посетитель музея цепляется за крючочки своих переживаний и выносит всё это на обсуждение. Разговор должен получиться откровенным. Каждый ли готов к такому? Наверное, нет. Но в арт-медиации большое внимание уделяют психологической безопасности. Сразу обговаривают, что всё обсуждаемое останется в рамках музейного пространства. Каждый может говорить всё, что думает, но должен уважать свободу другого члена группы поступать так же.
Гранат в руке
Группа для арт-медиации обычно включает от 7 до 15 человек. У медиатора, конечно, есть план. Но большую роль играет импровизация. Ведь сложно заранее предугадать реакции людей и куда зайдёт разговор. Владимиру в этом деле помогает не только опыт музейного работника, но и психологическое образование.
Чтобы успешно запустить такой формат в работу, он апробирует его на своих коллегах – сотрудниках художественного музея. В прошлом году они стали участниками арт-медиации на тему «Любовь и разлука». Нынешняя посвящена семье и подготовлена ещё несколько месяцев назад, но оперативная обстановка не позволила летом и осенью пригласить на неё посетителей. Реализовать план решили в конце года.
Первыми участниками по традиции стали музейные работники. В назначенный час они собираются в зале постоянной экспозиции на втором этаже и с интересом поглядывают на Владимира. Он тем временем предлагает им найти от одной до трёх ассоциаций к слову «семья». Ответы разные: «взаимопонимание», «любовь», «труд», «обязанности», «ответственность», «суета» и даже «мир в мире».
Затем арт-медиатор просит каждого участника группы выбрать из экспозиции картину, которая больше всех соответствует его личным представлениям о семье. Определившись, музейщики перемещаются по залам и начинают объяснять свой выбор.
Сначала они останавливаются у картины Мэндбаяр Тумурбаатар «Три поколения». На ней бабушка, мама и дочка.
«Я визуально примеряю эту картину на свою семью. У меня замечательная мама, которая меня воспитала, а я в свою очередь родила и воспитала дочь», – объясняет одна из сотрудниц (мы тоже соблюдём правила арт-медиации и не будет называть их имена – прим. авт.).
Другая сотрудница признаётся:
«А для меня эта картина ближе всех, потому что здесь отражается взаимодействие поколений. Всегда мечтала жить одной большой семьёй, где бы подрастали внуки и правнуки… Но в нашем современном мире это не совсем реально. Молодёжь не хочет жить с нами».
Новый вопрос о смысле и посыле картины вызывает бурную дискуссию.
«Общество феминизировано! Мужчину отодвинули. Женщина теперь может всё», – звучит первое мнение.
И в противовес ему – другое:
«Ну нет, совершенно наоборот! У женщин и мужчин в семье разные задачи, разные роли. Тут как раз рассматривается передача женской мудрости и женского тепла. Они делают что‑то вместе и ждут папу, дедушку, брата. Одинокими не выглядят».
Интересна и символика картины – на столе три граната в разных состояниях. Они символизируют каждую из героинь картины. Ещё один непочатый гранат держит в руках мама, что позволяет предположить, что она носит под сердцем ребёнка.
Счастье рядом
Совсем по‑другому семейная тема обыгрывается в картине Евгения Поленова «Утро», на которой художник изобразил жену и ребёнка.
«Она светлая, оптимистичная, написана с любовью. Главный здесь символ – весна. Как время года, как состояние души. Весна семейной жизни. Изображён бытовой момент, но видно, как эта повседневность важна и дорога для Поленова. Просто видеть счастье в том, что жена и ребёнок рядом. Когда даже повседневный быт в радость, семья будет крепкой», – сходятся во мнении музейщики.
Это произведение искусства опять становится поводом для серьёзного размышления.
«Рождение ребёнка меняет жизнь семьи. А какие события стали переломным моментом в вашей семье и как вы с ними справились?» – задаёт новый вопрос Владимир.
От жизненных испытаний тема разговора перемещается в сторону типичных семейных конфликтов. Чуть позже у картины Николая Соломина «Привезли невесту» сотрудники размышляют о том, насколько важно официально регистрировать брак, а у полотна Сергея и Алексея Ткачёвых «Отец» – о том, что имеет решающее значение в воспитании детей:
«Здесь мужчина закладывает фундамент жизни для будущих детей – это новый просторный дом. Всё здесь просто, но с любовью и надёжно. Он устал, но воткнул топор в дерево и уделил внимание ребёнку – взял на руки, обнял. Важно, чтобы родители проявляли свою любовь. Если мы будем думать только о материальном благополучии детей, то никогда в старости не получим от них тепла и нежности. Многие сетуют: «Почему мои дети выросли такими? Я трудился на двух работах, а и им всё мало». Вот тут как раз мы видим, что даже минутка любви и внимания имеет огромное значение».
Разговор о семье в искусстве и жизни длился полтора часа. У картин участники арт-медиации успели обсудить немало важных вопросов. В конце Владимир предложил коллегам нарисовать семью. Рисунки получились абсолютно разными: мама, папа и ребёнок, подсолнух, семейный очаг, восход и закат…
И правда, каждый видит мир по‑своему. А формат арт-медиации позволяет лучше понять и произведения искусства, и самого себя. Темы её, как и цель, могут быть разными. Да и одни и те же вопросы совершенно по‑разному будут восприняты различной аудиторией.
Первые арт-медиации для посетителей планируют провести уже в этом декабре. Их участниками, скорее всего, станут школьники и студенты.
Анна Черкашина