Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 ноября 2024,  15:41

В трёх измерениях. О чём рассказывает выставка старинных стереофотографий в Белгороде

Экспозиция «Ретро 3D» работает в музее народной культуры

В трёх измерениях. О чём рассказывает выставка старинных стереофотографий в БелгородеСтереоскоп – прибор для просмотра объёмных изображенийФото: Олег Гончаренко
  • Статья
  • Статья

О том, что каждый из наших глаз одну и ту же картинку видит под разным углом, знал ещё Эвклид в 280 году до нашей эры. Он писал, что именно благодаря этому люди воспринимают глубину пространства, видят его объёмным, трёхмерным. То же самое заметили Леонардо да Винчи в 1584 году, Иоганн Кеплер в 1611-м.

Глаза человека можно сравнить с двумя фотоаппаратами, поставленными рядом. Снимки получатся полностью одинаковыми – лишь с лёгким, почти незаметным смещением. В 1833 году англичанин Чарльз Уитстон изобрёл стереоскоп – прибор, через который можно видеть объёмное изображение, используя две исходные картинки со смещением. Началась глобальная эпоха стереоизображений.

Объёмная картинка

Что только не коллекционируют увлечённые люди! От традиционных значков, марок, спичечных коробков, футбольных и театральных программок до неожиданных вещей, вроде птичьих яиц, этикеток от сыра, радиоламп. Ставропольский коллекционер Валерий Кругов увлечён стереофотографией – снимками и техникой для их просмотра.

«Выставку интереснейших экспонатов из его коллекции предоставила нам выставочная компания «Квадрат», – рассказывает замдиректора музея по экспозиционно-выставочной деятельности Елена Цыгулёва. – Это уже наш второй проект с «Квадратом», первым был прошлогодний «Венецианский карнавал», который имел большую популярность».

Елена Цыгулёва Елена Цыгулёва / Фото: Олег Гончаренко

 

Две фотографии со смещением рядом друг с другом называются стереопарой. Её вставляют в стереоскоп, и зритель, глядя через окуляры, видит объёмную картинку. Как по‑настоящему – предметы ближние и дальние. Кажется, протяни руку и возьми что‑нибудь. Этот удивительный 3D-эффект почти век привлекал внимание миллионов людей по всему миру.

«Коллекция Валерия Кругова интересна со многих точек зрения, – продолжает Елена Цыгулёва. – Стереофотография, особенно старинная, – это уникальное совмещение истории, законов оптики и 3D-технологий. С точки зрения истории нас привлекают, конечно, изображения людей, городских и природных пейзажей такими, какими они были в XIX – начале ХХ века. Это прошлое, которое нужно бережно хранить. Выставка наша интерактивная – посетители могут не только посмотреть на экспонаты, но и лично их опробовать, посмотреть в стереоскоп».

Так выглядит стереопара Так выглядит стереопара / Фото: Олег Гончаренко

Вместо телевизора

Во второй половине XIX века стереофотография стала представлять не только научно-технический интерес. Она превратилась в чрезвычайно мощную в масштабах всего мира развлекательную отрасль. Производители стереоскопов массово выпускали элегантные приборы, иметь которые считалось модным. Да и не только модным – взрослые и дети действительно пользовались ими с большим удовольствием, устраивая целые семейные вечера. В год в мире печаталось до 10 млн стереопар с фотографиями на разные темы.

«Чаще всего сюжетами для стереокарточек были виды дальних стран и городов, недоступных для большинства обывателей, которые путешествовали таким образом, не выходя из дома, – рассказывает куратор выставки. – Среди других сюжетов – происшествия, катастрофы, военные события, последствия наводнений и землетрясений, представители разных народов в национальных костюмах, всемирные выставки. В отсутствие телевизоров благодаря стереофото жизненные реалии любого уголка планеты стали доступны в каждой гостиной во всём своём трёхмерном великолепии. Не только в Европе и Америке, но и в России».

Очки с 3D-эффектом Очки с 3D-эффектом / Фото: Олег Гончаренко

 

Второе место по популярности занимали постановочные или смонтированные сценки юмористического, сентиментального, нравоучительного или фантастического характера. Стереоскоп сыграл большую роль в утверждении фотографии в качестве популярного искусства.

«Подобное экспонирование оказывается не только видом развлечения. Непосредственный контакт с образом в трёхмерной проекции позволяет зрителю заново пережить историю», – уверена Елена Цыгулёва.

Увлечение стереоскопами вышло на пик и резко закончилось с началом Первой мировой войны. Мировые потрясения, трагедии и смерти, разрушения и революции изменили тихий, размеренный уклад жизни с разглядыванием фотографий.
Вторая причина – появление новых медиа. На первый план вышел кинематограф, позже – радио и телевидение. Внесли свой вклад даже почтовые открытки, которые появились в начале ХХ века. Виды на них изображались те же самые, а возможность коммуникации с адресатом только добавляла удовольствия.

 

Настольный стереоскоп Настольный стереоскоп / Фото: Олег Гончаренко

 

Впрочем, стереофото не исчезло совсем, существуя тихо-мирно. На выставке в Белгороде представлены образцы советских стереоскопов и слайдов для них, модели стереофотоаппаратов с двумя и тремя объективами.

Анаглиф и особый пластик

Представлены и другие способы создания и рассматривания стереоизображений. Белгородские старожилы с ностальгией вспомнят стереозал в кинотеатре «Русич», где зрители смотрели стереофильмы в картонных очках с красным и синим стёклами. Предметы из фильма словно летали в воздухе посреди зала. Такие очки и изображения для них есть на выставке – каждый может посмотреть. Метод, по которому они соз­даны, называется анаглиф.

«Наконец, мы показываем ещё один способ, уже современный – печать на специальном материале, так называемом лентикулярном пластике, – говорит экскурсовод. – Смотреть на эти изображения можно невооружённым глазом, без красно-синих очков и стереоскопа. Лентикулярный пластик представляет собой линзовый материал, который применяют для печати стереоизображений и других эффектов. С помощью такого пластика создаются трёхмерные и динамические изображения.

Нужно сказать, что 3D-изображение является самым интересным и зрелищным эффектом линзовой графики. Картинка выглядит так реалистично, что зрителю кажется, будто перед ним окно в другое измерение. Для создания такого эффекта все элементы 3D-сцены помещают на отдельные слои. А лентикулярный пластик обрабатывают специальным цифровым методом. Когда изображение проходит обработку через лентикулярную линзу, 3D-эффекты начинают восприниматься невооружённым глазом».

Окунуться в историю с по­мощью 3D-технологий в музее народной культуры можно до 1 декабря.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×