Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 февраля 2018, 17:40
 Елена Мирошниченко 8117

Маленький агрессор. Что делать, если ребёнок плохо себя ведёт

Педагог-психолог – о том, как правильно бороться с детской агрессией

Маленький агрессор. Что делать, если ребёнок плохо себя ведёт Фото: Павел Колядин (архив)
  • Елена Мирошниченко
  • Статья

В детском саду вы слушаете претензии родителей других детей, которых ваш ребёнок обижает. Во дворе он постоянно пытается ударить кого‑то или отнять игрушку. Дома в ответ на замечания бросает в вас детали конструктора. Почему ребёнок становится таким и как с этим бороться?

Ищем причину

«Жёсткое воспитание в этой ситуации помочь не может», – говорит педагог-психолог разуменского детского сада № 27, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса профмастерства «Педагог-психолог России – 2017» Галина Кохан.

Психологи уверены: малыш – это белый лист бумаги. Что взрослые своим поведением и поступками нарисовали – такой рисунок характера и получают.

В случае когда родители конфликтуют или отношения в семье построены на крике и неуважении друг к другу, агрессивное поведение ребёнка понятно. Зачем договариваться со сверстником, идти на уступки, когда можно отобрать, ударить и получить желаемое?

«Взрослые для маленьких детей – незыблемый авторитет, образец для подражания. Они просто повторяют то, что видят каждый день», – замечает педагог.

Но если ребёнка постоянно учат быть хорошим и вежливым, а агрессия из него так и бьёт через край?

«Всё зависит от того, как учат, – продолжает Галина Юрьевна. – Если его часто наказывают, ругают, критикуют, могут отшлёпать, то он научится скрывать гнев в присутствии родителей. Но в другой ситуации агрессию проявит, свою обиду выместит».

Агрессивных детей с пониженной самооценкой встречал каждый. Это именно они стараются ударить исподтишка, разрушить построенный другими детьми песчаный замок, незаметно сломать игрушку. Но что удивительно: если ребёнку, наоборот, постоянно угождают, снисходительно относятся к его отрицательным поступкам, делают вид, что их не замечают, – это тоже ведёт к росту агрессивности. Ведь у малыша должны быть чёткие оценки, что такое хорошо, а что такое плохо. Это создаёт ощущение безопасности. А если этого ощущения нет, то возникает страх, который становится основой агрессивности.

 

Галина Кохан.
Галина Кохан.
Фото Вадима Заблоцкого

Узнаём мир

«Причиной агрессивности детей психологи считают и то, что взрослые мешают им заниматься исследовательской деятельностью», – рассказывает Кохан.

Малыш растёт, и ему всё интересно. Надо всюду залезть, пощупать, попробовать на вкус. Мудрые родители постараются сделать дом безопасным, оградив от вредных для здоровья вещей и дав маленькому исследователю максимально возможную свободу. Другие сажают его в манеж, огораживают исследование мира детской комнатой с игрушками, на улице криками: «Сюда не ходи, сюда тоже!» – постоянно возвращают его в безопасную песочницу.

«Ребёнок подрос, а природная потребность в исследовании у него не удовлетворена. И когда у него появляется эта возможность позже назначенного времени, здесь он начинает действовать, проявляя элементы агрессии, дабы увидеть результат и реакцию на то или иное своё действие», – говорит педагог.

Ребёнок ударил другого малыша лопаткой, пнул ногой кошку, но не потому, что он такой злой: ему интересна их реакция. Он не в состоянии оценить последствия своих поступков, и всё из‑за тех лишних запретов, которые у него были.

Разбираем конфликты

В нашей жизни бывает немало ситуаций, когда сильные эмоции, в том числе и агрессия, возникают совершенно естественно. Как ещё реагировать на обиду? И тогда мы оправдываем своего ребёнка: вряд ли кому хочется, чтобы он был мягкотелым и пассивным.

«С самого раннего детства человека надо учить справляться с негативными эмоциями и выражать их в социально приемлемой форме, – говорит Галина Юрьевна. – Надо учить его отделять переживание от поведения. Чувствовать гнев, раздражение – это естественно. Кричать, ломать, раздавать тумаки – это плохо, так как наносит вред другим людям».

Обязательно подробно разбирайте с детьми конфликтные ситуации, чтобы они могли понять причину своих эмоций. Старайтесь, чтобы ребёнок научился проговаривать свои чувства, ведь уже тогда доля негатива будет уходить. Поинтересуйтесь: «Ты сердишься, потому что тебе хочется покататься на чужом самокате, а Ваня не хочет тебе его давать?» Далее надо совместно принять какое‑то верное решение: «Нельзя отнимать самокат: он чужой. Но, может, мы попросим его одолжить нам на несколько минут, а взамен дадим ему твою машинку?»

«Ребёнка обязательно надо учить договариваться со сверстниками», – утверждает Галина Кохан.

Выплёскиваем гнев

«На своём опыте я вижу, что детей с агрессивным поведением с каждым годом становится всё больше, – говорит Галина Кохан. – Эти дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому наша задача заключается в оказании им посильной и своевременной помощи».

А для этого в разуменском детском саду № 27 применяется игровая терапия, во время которой ребёнок может выплеснуть свой гнев в приемлемой форме. А если эти игры на протяжении нескольких лет доказали свою действенность в дошкольном учреждении, почему бы вам не использовать их дома?

Мешочек криков

Если ребёнок возмущён, взволнован, разозлён – словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Скажите ему, что пока у него в руках этот мешочек, он может кричать и визжать в него сколько угодно. Но когда он отпустит мешочек, то должен будет разговаривать с окружающими спокойным голосом.

Весело ругаемся

Предложите детям называть друг друга не обидными словами. Для этого заранее обговорите условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, животных – в общем, на что хватит фантазии. Как показывает практика, всё заканчивается весёлым смехом.

Два барана

Главное в этом упражнении следить, чтобы «бараны» не расшибли лбы. Приговаривая «Рано-рано два барана повстречались на мосту», участники игры, широко расставив ноги, склонив туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга, хорошо при этом и бекать. Задача – не сдвигаться с места как можно дольше. Это упражнение снимает излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.

Уходи, злость

Дети или вы с ребёнком ложитесь на ковёр по кругу. Между вами подушка. Закрыв глаза, со всей силы бейте ногами по полу, а руками – по подушке, громко крича: «Злость, уходи». Через три минуты лягте в позу «звезды», широко расставив ноги и руки. Хорошо бы в это время послушать спокойную музыку.

Выбиваем пыль

Ребёнку даётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя её руками, хорошенько подушку «почистить».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×