«Мечты о чемпионате Европы не оставляю». Чем живёт белгородский легкоатлет Дубровский
Сергей рассказал «Спортивной смене» о тренировках под обстрелами, питании и тренерской карьере

-
Статья
-
Статья
В январе Сергею Дубровскому исполнилось 30 лет. В начале 2010-х годов тренер и основатель бирючанского клуба «Стайер» Владимир Бычков увидел Сергея случайно и сразу же предложил идти в лёгкую атлетику. Тот отказался, но передумал спустя год. В результате совместных тренировок Дубровский стал мастером спорта и в 2013-м вошёл в состав сборной России. Остаётся там и сейчас.
С килограммом льда на лице. Белгородец пробежал самый холодный марафон в мире
Об изоляции и амуниции
«Конечно, не хватает международных стартов с сильнейшими. Не знаю, как сложится, но мечты о чемпионате Европы не оставляю. Важно соревноваться с теми, кто сильнее тебя. Мы бы могли потянуться за соперниками и свои результаты улучшить. Конкуренцию в спорте ничего не заменит.
В России прекрасные спортсмены, но мы уже друг к другу привыкли. Примерно понимаем, кто на что способен, у кого какая тактика. Поэтому нужны новые вызовы.

Если говорить об амуниции, то никакой изоляции нет. Только цены поднялись, но всё можно купить. Экипировка, которую выдают, может, и стала чуть-чуть хуже, но соревновательные кроссовки и шиповки такие же.
Вся самая прогрессивная обувь из той же Европы попадает к нам буквально через месяц после того, как появляется там. С этим никаких сложностей нет. Вопрос в том, насколько она реально улучшает результаты. Например, карбоновые кроссовки, которые используют марафонцы, действительно дают иные ощущения. Бежишь быстрее и на более низком пульсе. А вот по шиповкам я бы не сказал, что есть какое‑то отличие».
Зажечь может тот, кто горит сам. Белгородка Елена Дуганова вдохновляет окружающих
О тренировках в Белгороде
«Несмотря на сложную обстановку, тренируюсь в основном в Белгороде один, а с другими спортсменами видимся чаще всего на сборах в Кисловодске. В команде все ребята и тренеры спрашивают: «Как там у вас?», переживают, сочувствуют.
Появлялись мысли, чтобы уехать из‑за обстрелов, но я отмёл их. Остался здесь. Так получилось, что когда были самые интенсивные обстрелы, как раз были сборы и нас тут не было. Приняли решение продолжать в Белгороде.
Роман Ефимов: «Не делю людей на профессионалов и любителей»
Часто бывало, что во время тренировок звучит сирена, предупреждающая о ракетной опасности. Если ты в лесу, выбор невелик: или останавливаешься, или продолжаешь бежать. Если на стадионе, тогда уже идёшь в укрытие.
Несмотря на это, с тренировками всё хорошо. В Белгороде раньше занимались на стадионе «Технолога», сейчас хороший стадион сделали рядом с центром адаптивного спорта «Вершина». Зимой занимаюсь в манеже в спорткомплексе Светланы Хоркиной.
Базы в Белгороде достаточно не только для подготовки к чемпионату России, но и к чемпионатам Европы и мира. Тот же манеж в спорткомплексе Хоркиной – отличный! Хотя если говорить обо мне, я предпочитаю бег на открытом стадионе, там у меня и результаты намного выше».

О тренере и тренерстве
«С Владимиром Алексеевичем Бычковым общаемся каждый день, созваниваемся по вечерам, обсуждаем сделанное и задачи на следующий день. Говорим о многом. За годы совместной работы стали больше друг друга понимать и прислушиваться к мнению друг друга.
Сами тренировки сильно изменились. И количество отрезков, и весь тренировочный объём. Мы с тренером набрались опыта, ведь когда я пришёл к нему, он работал с длинными дистанциями, а не со средними на 800 и 1 500 м. Мы вместе учились все эти годы.
ВССА, сон и лёд. Как правильно восстанавливаться после тренировок
В день у меня сейчас две тренировки. Зимой вечерняя основная, так как манеж работает в это время для легкоатлетов. Утром же лёгкая зарядка, 6–8 км бега. Приём пищи. Потом вторая тренировка, более жёсткая. Затем снова еда и отдых. Никаких особенностей в питании нет. Просто стараемся ничего вредного не есть. Белки, жиры и углеводы точно не считаю.
Кроме тренировок, много гуляем. Когда‑то Владимир Алексеевич брал меня на Эльбрус. Сейчас гуляем в Кисловодске на сборах, ходим на горы Большое и Малое седло. Он приучил меня к таким прогулкам. Сейчас обожаю маршруты в родной деревне в Волоконовском районе.
От Москвы до Минска. Как валуйские и волоконовские школьники пробежали больше 850 км
К другим спортсменам со своими советами не лезу. Если кто‑то подойдёт и спросит, не откажу. Но такое бывает редко. После окончания карьеры планирую тренировать. Пока рано об этом говорить, но начинать буду в Белгороде, а дальше как пойдёт. Мой опыт показал, что с тренером должно быть комфортно. На каждого ученика свой тренер. И самое главное – понимать и уважать друг друга».
О футболе
«Когда‑то мечтал заниматься футболом. За футболом по‑прежнему слежу и болею за московский «Локомотив». Сам играю редко. У меня есть младший брат. Вот после сезона обычно с ним выходим мяч погонять. Он приводит друзей, делимся на команды и вперёд.
Когда ты легкоатлет, у тебя есть преимущества и в футболе. Ты вынослив, не так устаёшь, можешь долго бежать и чувствуешь при этом себя нормально. Но вот чего не хватает, так это умений резко переключаться, переходить на челночный бег. У нас всё‑таки более монотонная нагрузка. Тут же приходится резкость включать».

О совете родителям юных легкоатлетов
«Думаю, главное – поддержка детей во всём. Не нужно ждать быстрых результатов. Поначалу у ребёнка может не получаться и довольно долго. Это нормально. Когда он будет взрослеть, окрепнет и при усердии обязательно будет прогрессировать.
В лёгкой атлетике встречаешь и одарённых детей, их сразу видно. Они приходят и начинают выигрывать у тех, кто долго тренируется. Да, такие дети есть, но это редкость. Всё‑таки самое главное – труд, независимо от того, насколько ты одарён».
О своей спортивной судьбе
«Будь у меня второй шанс, не раздумывал бы и сразу согласился с Владимиром Алексеевичем уйти в спорт, как только он мне предложил. Не потерял бы целый год.
Сначала отказался… Не было желания. И только спустя время переосмыслил это решение. Я парень деревенский. Окончил девятый класс, пошёл в училище. К сожалению, там было очень много людей, которые любили выпить, покурить. А я никогда таким не был и мне не хотелось таким становиться. Тогда и понял, что спорт – мой шанс выбиться в люди. И пришёл к тренеру сам.
«После финиша думаешь: «Больше никогда!» Зачем белгородцы участвуют в трейлах
Не знаю, почему у меня хорошо всё получалось. В детстве я уходил гулять и меня весь день не было дома. Гулял и бегал по лесам, полям. И подумал, что если у меня так хорошо получается бегать, обгонять сверстников и старших ребят, совсем даже не тренируясь, значит, нужно заложенное природой развивать. С тех пор не было момента, когда мне захотелось бы завязать со спортом».
О заветной цели
«Каждый день тренируюсь, чтобы улучшать личные рекорды, получать медали на чемпионатах России. Я рад любым медалям, честно. Разрывы между золотом и бронзой бывают очень небольшие, буквально доли секунды.
Главная цель – выполнить норматив мастера спорта международного класса. Я уже много раз был так близко: 20 сотых, 23, 30… Не хватало совсем чуть-чуть. Восстанавливаться особенно тяжело морально и физически, когда ты был на голову сильнее других, но из‑за большого желания выполнить норматив тебя не хватило до финиша.
Мечтаю, чтобы этот рубеж покорился. Бывало, думаешь: «А может вообще не выполню?» Но знаю из опыта, что нельзя бросать начатое на полпути и уж точно нельзя бросать что‑то после неудач. Если работать, всё обязательно получится».
Сергей Шевченко