С килограммом льда на лице. Белгородец пробежал самый холодный марафон в мире
Журнал «Спортивная смена» поговорил с Марком Кузьминовым – путешественником из Белгорода с 10-летним стажем
-
Статья
-
Статья
В начале декабря 2023 года он отправился автостопом на Чукотку, а по пути решил заглянуть на марафон «Полюс Холода» и преодолел 42 км без подготовки меньше чем за 6 часов.
Держать себя в форме
— Марк, расскажите о себе. Чем занимаетесь?
— У меня есть небольшой телеграм-канал по продаже вещей для туризма, походов в горы и любых других активностей.
Один из главных принципов – я не делаю рекламу. Полностью полагаюсь на сарафанное радио и рекомендации. Каждый клиент делится своим опытом и рассказывает друзьям о моём онлайн-магазине.
В своих экспедициях я тоже использую одежду и снаряжение из магазина. Многие вещи испытаны в самых экстремальных условиях: от жаркого Крыма до холодного Оймякона, где температура опускается до минус 60 градусов.
— Занимаетесь спортом?
— В детстве занимался футболом, потом ушёл в акробатику, оттуда – в тхэквондо и кикбоксинг. Но никогда не хотел, чтобы спорт стал моей работой. Просто нравился активный образ жизни.
В 14 лет я забросил спорт, а вернулся к нему лишь в 22, когда решил кардинально изменить себя. Начал ходил в тренажёрку, потом мог на полгода забыть о ней, например, из‑за путешествий. Так или иначе всегда стараюсь хотя бы базово поддерживать себя в форме, но без фанатичной дисциплины. Весной мне исполнится 26.
Автостопом на север
— Вы путешествуете автостопом. Почему выбрали такой способ?
— Это началось почти 10 лет назад. Хотелось посмотреть другие города, встретиться с людьми, с которыми общался через интернет. Увидел однажды какой то пост во «ВКонтакте» о путешествии автостопом и решил попробовать.
Собрал рюкзак, вышел на трассу, поднял руку и спустя 10 минут уже ехал в соседний Курск. Поняв, что это легко и интересно, я стал частенько так путешествовать. Свобода в чистом виде: ты, дорога и больше ничего.
Путешествие автостопом – уникальная возможность познакомиться с самыми разными людьми. Меня подвозили, например, работяги из солнечного зарубежья, которые ради своей семьи работают по 18 часов в сутки. Однажды гендиректор завода КамАЗ подобрал нас между Казанью и Набережными Челнами. Подарил блокнот, ручку и зажигалку с символикой завода.
— Чем вас привлекла Чукотка?
— Увидел где‑то на «Ютьюбе» сюжет про береговых чукчей, эскимосов и другие народности, населявшие эти далёкие земли. Сразу понял, что хочу там побывать. Места уникальнейшие и пока не осквернённые человеком.
Дорог нет, добраться можно авиатранспортом или по зимнику «Арктика». Когда замерзает река Колыма, становится возможен такой вариант. Он безумно опасный, долгий и требует серьёзной подготовки во всём, начиная от снаряжения и техники, заканчивая внутренним настроем. Если поедешь один и сломается машина, без поддержки других водителей можно запросто замёрзнуть в этих краях.
На сотни километров вокруг нет никаких населённых пунктов, нормально ловит лишь спутниковый телефон, а температура воздуха может опускаться зимой до минус 65.
«Вселенная позаботится»
— Сколько вы уже в пути?
— Выехал 9 декабря (на момент написания текста Марк находился в дороге 51 день – прим. ред.). Сейчас я в Магадане, сюда приехал после Оймякона, и решил, что раз уж буду здесь, на трассе «Колыма», грех не проехать так называемую дорогу на костях.
Её начали строить в 1932 году узники ГУЛАГа. Во время строительства погибли десятки тысяч людей, именно поэтому её так назвали. Это ледяной путь длиной более двух тысяч километров. Начинается в Якутске и заканчивается в Магадане.
— Какая главная сложность такого путешествия?
— Летом хорошо: всегда можно переночевать в палатке на улице, либо поймать машину даже ночью.
А вот зима – уже для лютых экстремалов. Должен быть большой опыт, чтобы даже самые экстренные ситуации не смогли вывести тебя. Холодная голова и безэмоциональность – ключ к успеху. Но это не для всех.
Если человек постоянно задаётся вопросами «А как это сделать?», «Сколько нужно денег?», значит, у него нет искреннего желания путешествовать. Я ездил абсолютно без денег за две тысячи километров, и знаю многих людей, кто так делал. У всех всё было хорошо. Вселенная и люди позаботятся о вас. В России потрясающие люди, готовые всегда прийти на помощь. Поверьте, я знаю, о чем говорю.
За 10 лет я проехал порядка 150 тысяч километров от Выборга до Владивостока. Если ты по жизни хороший человек, который сам помогает другим, будь уверен, тебя никогда нигде не бросят.
Всё или ничего
— Вы изначально планировали участвовать в забеге?
— Нет. Приехал в Оймякон и узнал, что через неделю состоится забег. Захотел поучаствовать. Регистрацию уже давно закрыли, поэтому я решил просто договориться с организаторами на месте, пробежать самый холодный марафон мира и отправиться дальше на Чукотку.
Так и получилось. Приехал в посёлок Томтор, меня отправили в местную администрацию и там уже помогли связаться с организаторами забега. Меня, как и других участников, которые не смогли остановиться в гостинице или гостевом доме, бесплатно разместили в школьном спортзале.
— Что собой представлял марафон?
— Это был пятый марафон «Полюс Холода». Две дистанции: полумарафон – 21,5 км и марафон – 42 км. Сначала хотел пробежать 21,5 км, но потом решил: всё или ничего – и настроился на марафон.
Знал, что специально сюда никогда не поеду ради марафона, но раз уж оказался здесь, не мог упустить такую возможность.
— Вы раньше бегали на длинные дистанции?
— Это мой первый марафон. Бегал периодически по 7–8 км. А один раз даже пробежал 30 км. Это было на 30-летний юбилей товарища. Сначала была лютая тусовка, спали мы всего два часа, а потом бежали. Опыт интересный, пробежали мы тогда тридцатку за 3 часа 7 минут.
А сейчас моя постоянная активность, физическая форма и самое главное характер должны были помочь мне пробежать 42 км. Если не на физических возможностях, то на силе духа. Чем сложнее, тем интереснее.
— Как‑то готовились к забегу?
— Я находился в компании уникальных людей, что дало мне невероятный заряд. Было много женщин от 50 до 75 лет, которые собирались бежать этот марафон. Представьте: человеку 75 лет и он бегает там, где многие побоялись бы просто выйти на улицу.
У меня появилась невероятная мотивация разделить трассу с такими людьми. Среди них были серьёзные спортсмены, ультрамарафонцы и просто сильные, волевые люди.
«Кислорода не хватало»
— Насколько сложно было бежать?
— Первые 15 км дались вполне нормально, хотя на мне было трое штанов, ботинки. Бежал в том, что было с собой.
Дальше села батарейка, не спасали даже специальные гели для бегунов и чай в палатках. Бежал, потом переходил на шаг, снова бежал. И так до 27 км, когда у меня одновременно свело обе ноги судорогой. Потребовалась минута, чтобы прийти в себя.
Съел последний гель и сил чуть-чуть прибавилось. Перешёл на лёгкий бег. Темп был примерно 7,5 км/ч. На 35-м километре будто открылось второе дыхание, и я стал бежать чуть быстрее, но всё‑таки неподготовленность и экстремальные морозы давали о себе знать. Кислорода порой не хватало.
Дыхание было основной проблемой. Абсолютно всё лицо превратилось в ледяную маску, почти килограмм льда тащил на лице. Лёд примёрз к бороде и отодрать его никак не получалось. Так и бежал до самого финиша.
— Что видели вокруг, пока бежали?
— Красота фантастическая! Как будто на другой планете: снега на многие километры, пики горных хребтов. А перед лицом лишь узкая дорога, которая превратилась в бесконечность. Ей не было конца и края, казалось, что застрял во временной петле.
— Каков итоговый результат?
— Добежал за 5 часов 45 минут. Передо мной финишировал Руслан Шакин. Его результат – 5:30 или что‑то около того. Уникальный человек, пробежавший в 18 странах свыше 40 тысяч километров.
Наверное, 5:45 для марафона – это долго, но учитывая, что это самый холодный марафон в мире, и то, что я никогда не бегал такие дистанции, я доволен.
— Почему вы посвятили забег белгородцам?
— 30 декабря Белгород сильно обстреляли. Моего товарища ранило осколком, он попал в больницу. Другой мой друг периодически помогает волонтёрам, дежурит на различных режимных объектах. Я хотел как‑то поддержать белгородцев и своих близких такой небольшой победой.
«Вернётесь другим человеком»
— Вы планируете какие‑то ещё экстремальные приключения?
— Сильно планы не строю, люблю спонтанность. Но из ближайшего хочется ещё раз на Эльбрус сходить весной со своим лучшим другом. Он как раз из рейса возвращается, работает моряком, и вот запланировали себе небольшое приключение. Я уже был на Эльбрусе, а он – нет, поэтому и хотим сходить вместе.
— Что вам нужно, чтобы это сделать?
— Всё получается само собой. В обычном режиме я занимаюсь собой, хожу в зал, зарабатываю деньги для каких‑то дальнейших приключений.
— Зачем вы вообще этим занимаетесь?
— Жизнь слишком коротка, поэтому считаю, что нужно заниматься тем, что нравится. Не стоит гнаться за вечным потреблением. Машины, квартиры – всё это классно, но не очень интересно.
Если у вас будет выбор, купить машину или отправиться в путешествие, выбирайте второй вариант. И поезжайте не на лазурные берега или популярные курорты, а куда‑нибудь в интересные места. Может, это будет неизвестная Россия, а может, к примеру, Индия. Вы вернётесь другим человеком, я вам обещаю!
Беседовала Вера Фесенко