С физикой на пасеке. Научные исследования вейделевских школьников применяются на практике
Заинтересовать предметом, найти сильные стороны детей, направить их в нужное русло и поддержать словом и делом – вот алгоритм успеха образовательного учреждения

-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
«Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться» – эту мудрость давно взяли на вооружение в Вейделевской средней школе, где выросло не одно поколение талантливых ребят.
Семь часов в неделю
О многих учениках этой школы можно рассказывать долго и интересно. Например, одиннадцатиклассник Егор Глумов с первых дней учился хорошо, 9-й класс окончил на отлично. Но полностью раскрыть потенциал смог в старших классах, всерьёз увлёкшись точными науками.
«Мне всегда нравились физика и математика, потому что в семье все, начиная от бабушек и дедушек, «технари», – делится Егор. – Но в 10-м классе как‑то заново проснулся интерес к этим предметам. Тогда я решил углублённо изучать физику, а это семь часов в неделю. Кому‑то покажется, что это много, но мне даже как будто не хватает».
Как и чему учат белгородских школьников в Центре одарённых детей
Впрочем, Егор точно не «ботаник» – три года занимался боксом, пока не получил серьёзную травму. Пришлось оставить спорт. Зато наконец‑то проявился интерес к гитаре, которой владеют отец и старший брат. Егор попросил брата научить его играть. Первой песней, которую удалось подобрать на гитаре, стала композиция «Перемен!» группы «Кино».
Видимо, сердце Егора Глумова тоже требовало перемен, поэтому в школе он с удвоенной интенсивностью стал погружаться в научные проекты и исследования, а также участвовать в конкурсах. Первая весомая награда не заставила себя ждать: юноша стал финалистом регионального конкурса социально значимых проектов «Время 31-х»:
«Там я представил исследовательскую работу «Технологии совершенствования биологических и технологических методов получения, хранения и использования цветочной пыльцы на пасеке», которую мы выполнили с моим преподавателем физики – Натальей Александровной. На первый взгляд кажется, что это биология, но физика тут доминирующая. Мы рассматривали конструкцию пыльцесборников в разных ульях – как они устроены, из чего сделаны, а также наблюдали, как и сколько пчёлы приносят в разные сезоны, с каких растений. А затем вычисляли рентабельность».

У учителя физики Натальи Зарудней интерес к пчёлам – дело семейное. Её муж Владимир Иванович – пчеловод со стажем. Как вспоминает Наталья Александровна, первое, что он приобрёл после свадьбы, это дымарь. Когда‑то семейная пасека состояла из 40 ульев, сейчас держат около десятка.
«Мы с мужем вместе уже 40 лет, и всё это время я помогаю ему на пасеке, – рассказывает Наталья Зарудняя. – Мне очень нравится наблюдать, как у пчёл всё тонко устроено. И в своей исследовательской работе я первым делом консультируюсь с мужем. Он работает в управлении сельского хозяйства, часто общается с другими пчеловодами. И я у него всегда выпытываю идеи, прошу рассказать, какие есть проблемы, – так возникают темы для проектов. Но самое главное, что я нахожу поддержку учеников. С Егором у нас сложился отличный тандем, это уже третья совместная работа».

Повторить на камеру
Педагог разглядела потенциал в ученике буквально с самого начала изучения предмета – в седьмом классе. А когда Егор решил заняться физикой углублённо, стало ясно – можно браться за проект. Но за какой? С этим вопросов у Натальи Зарудней не возникало – конечно, связанный с пчёлами:
«Ульи мы нашли на пасеках в Брянских Липягах – у нас социальное партнёрство с пчеловодами Вейделевского района. Мы предложили им провести такое исследование. Помогал нам пчеловод Владимир Щетинин. Мы часто к Владимиру Ивановичу обращаемся. А Егору я предложила именно здесь начать наше исследование, поскольку парень он креативный, легко погружается в проблему и к тому же не боится аудитории, а значит, сможет успешно защитить проект».
Первые шаги к призванию. Какие знания получают белгородские школьники в медклассах
Под руководством учителя Егор Глумов изучал весь цикл производства пыльцы, оценивал объёмы получаемого продукта и финансовую составляющую. Работа научного тандема получила высокую оценку на муниципальном и областном уровнях. Проект представили на региональный этап всероссийского конкурса исследовательских работ «Большие вызовы», потом на «Время 31-х».
«Результат нашего исследования размещён на сайте Вейделевского общества пчеловодов», – говорит Наталья Зарудняя.
«Мы там все свои научные разработки публикуем, а если представляется возможность, выступаем перед пчеловодами. Им очень нравится, когда дети рассказывают об изучении пчёл. И, кстати, многие подхватывают идеи, предложенные моими учениками. У нас проектная деятельность по плану идёт и в 9-х, и в 11-х классах. Проект должен выполнить каждый ученик. Только не каждое исследование потом получает такое развитие, как у Егора».

Сейчас наставник и ученик работают над новым проектом. Он вновь связан с пчеловодством, а точнее, с хранением рамок. Любой специалист вам скажет, что рамки – самое уязвимое место на пасеке. Ведь они состоят из воска, а в нём очень часто из‑за перепадов температуры и влажности заводится восковая моль, которая уничтожает рамки. Если это произойдёт, к весне можно остаться ни с чем. Вот тут‑то на помощь приходит физика.
«Мы общались с пчеловодом, который взял агростартап, – поясняет Наталья Александровна. – На выделенные средства приобрёл специальную охладительную сплит-систему, построил большое хранилище и установил её там. Мы проводили исследование, чтобы понять, насколько эта сплит-система эффективна. В результате пришли к выводу, что практически на 100 процентов. То есть мы научно подтвердили правильность его выбора».

Высокий балл
Наверняка практически все ученики Вейделевской школы скажут, что физика – их любимый предмет. Не удивительно – творческий, креативный учитель, посвятивший всю жизнь преподаванию, умеет так увлечь детей на уроках, что и отличникам интересно, и у «середнячков» страха перед сложной наукой нет.
«Мама, собирай чемоданы!» Ученица разуменской школы победила в конкурсе «Время 31-х»
«Наталья Александровна – замечательный педагог, – характеризует коллегу директор Вейделевской средней школы Наталья Котова. – Многие ребята говорят, что она физику рассказывает как сказку. Потому что учитель любит свой предмет и умеет заинтересовать детей, направить и поддержать. Ежегодно выпускники выбирают в качестве экзамена физику, а средний балл у нас выше районного уровня, в этом году даже выше областного. Поэтому очень часто наши ребята поступают на специальности, связанные именно с физикой».
В 2024 году Наталья Зарудняя стала победителем конкурса на присуждение премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности, а также регионального конкурса «Воспитать человека», получила премию Андрея Скоча «Учитель поколения». А ещё школа выдвинула педагога и её ученика на муниципальный конкурс «Человек года». Наталья Зарудняя и Егор Глумов стали его лауреатами и получили памятную статуэтку – в один год, на одной сцене, с признанием их общего труда.
Арина Беседина