18 января 2025,  15:31
 1077

Первые шаги в науке. Белгородского школьника внесли в реестр талантливой молодёжи России

Герой «Белгородских известий» – 10-классник Глеб Серёгин

Первые шаги в науке. Белгородского школьника внесли в реестр талантливой молодёжи РоссииГлеб СерёгинФото: Валерия Шатько
  • Статья
  • Статья

Уже второй год подряд ученик Белгородского детского эколого-биологического центра становится победителем на Всероссийской конференции «Обретённое поколение». Вместе с научным руководителем Глеб Серёгин рассказал о своём исследовании, посвящённом негативному воздействию азота на окружающую среду, и о том, какие открытия он сделал.

Юный исследователь

Исследовательской деятельностью в эколого-биологическом центре Глеб начал заниматься ещё в 2016 году – со второго класса. Мальчик признаётся, что на занятия с будущим научным руководителем Оксаной Бобровой его привела бабушка.

«Она работала вместе с Оксаной Фёдоровной, – отмечает Глеб. – Бабушке очень хотелось, чтобы я увлёкся чем‑то полезным – вот и уговорила меня прийти в наш эколого-биологический центр».

Юный исследователь отмечает, что практически все его работы в центре были взаимосвязаны — они постепенно усложнялись по ходу того, как он углублялся в приглянувшуюся тему.

 

Оксана Боброва и Глеб Серёгин Оксана Боброва и Глеб Серёгин / Фото: Валерия Шатько

«Во втором классе я наблюдал, как на листьях образуются узоры из‑за разрушения хлорофилла. Следующие три работы – с 4-го по 10-й класс – связаны между собой, – рассказывает Глеб. – Сначала изучал всхожесть пшеницы, а потом – количество азота, фосфора и калия в почве. В последнем проекте речь идёт про содержание азота под посевами пшеницы на полях и в заповеднике».

Имя белгородского 10-классника уже не в первый раз вносят в реестр одарённой и талантливой молодёжи России. По итогам 2019/20 учебного года Глеб вошёл в 100 лучших участников (среди 5–11-х классов) международного образовательного проекта Smart Planet Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Его имя и достижения включены в часть № 6 итогового сборника «Ими гордится Россия». Также Глеб неоднократно становился обладателем дипломов I степени всероссийских форумов, посвящённых экологии, среди которых – «Юность. Наука. Культура. Арктика», «Первые шаги в науке», «Вектор». За свои достижения он награждался губернаторской стипендией и поездками в лагерь «Орлёнок».

Экология и жизнь

В 2024 году Глеб представил научную работу о негативном воздействии азота на окружающую среду и стал победителем секции «Экология живых систем» на Всероссийской конференции «Обретённое поколение», которая проходила в Москве с 26 по 28 ноября.

«Дело в том, что мы на постоянной основе участвуем во многих конкурсах, – отмечает Оксана Фёдоровна. – На «Обретённом поколении» были во второй раз – в прошлом году Глеб тоже взял медаль победителя. Этот конкурс нас заинтересовал тем, что он связан не только с экологическим направлением, но и с культурно-нравственным воспитанием. Проект посвящён и семье, и духовному развитию, и связям с предыдущими поколениями».

Для того чтобы попасть на конкурс, нужно было сначала пройти отбор. Из более 1 000 работ приняли только 300. Глеб никогда не сомневался в том, что его пригласят представлять проект на очном этапе в Москве. Он отмечает, что выбранная тема лишь на первый взгляд связана только с экологией, на самом деле она тесно переплетается и с нашей повседневной жизнью:

«От уровня азота, который содержится в почве, напрямую зависит качество растительных культур, многие из которых мы употребляем в пищу».

Медаль Глеба Медаль Глеба / Фото: Валерия Шатько

И в поле, и в лаборатории

На вопрос, почему за основу проекта взял именно исследование азота, Глеб отвечает так:

«Это основной элемент, влияющий на развитие растений. Его требуется определённое количество. Если азота будет больше или меньше положенной нормы, качество почвы ухудшится, а значит, и всего того, что на ней растёт».

Глеб отмечает, что ему особенно понравились практические этапы исследования – выезды за образцами проб почвы на территории пашни и заповедника и работа с собранным материалом в лаборатории.

«Всё началось с того, что мы с сотрудниками ФАНЦ РАН (Федеральный аграрный научный центр – прим. авт.) выехали на участок, чтобы пробурить скважины разной глубины и отобрать 80 образцов почвы, – вспоминает Глеб. – Потом в их лаборатории предстояло определить содержание азота в каждой из проб: к образцам почвы я добавил ионно-калиевые примеры и размешал их в колбе, а потом с помощью иономера определял уровень азота».

Оксана Фёдоровна обращает внимание на то, что в каждом своём действии Глеб был уверен:

«Он самостоятельно определял гумус, а для этого сначала нужно было получить допуск, чтобы пользоваться таким дорогим специализированным оборудованием».

Немаловажная часть научной работы Глеба – карты, построенные с помощью программы АrcGIS, которая в регионе есть только на базе БелГУ.

«Сначала отметил точки, где был собран материал, затем – места с разным сопоставлением содержания азота – таким образом получается, что вся карта строится на слоях, которые отображают, где азот в норме, а где – его больше или меньше», – комментирует данный этап работы Глеб.

Глеб Серёгин Глеб Серёгин / Фото: Валерия Шатько

 

О том, что наглядность важна при подготовке работы, сообщает и научный руководитель:

«Сейчас во всех проектах, представленных на конкурсах, требуется наличие карт – в экологических исследованиях без них никак не обойтись. С помощью таких технологий мы можем смотреть, что было, что есть сейчас, и строить прогнозы на будущее».

Для полной картины

«Чтобы был хороший урожай пшеницы, чтобы не портились зёрна, для почвы нужно обеспечить оптимальное содержание азота и других макроэлементов, – рассказывает Глеб. – Ради этого я выяснил, сколько азота содержится на разных почвенных слоях, и передал данные ФАНЦ РАН для стабилизации экологической ситуации».

На достигнутых целях Глеб останавливаться не планирует. Он готовится приступить к новому научному исследованию, которое поможет улучшению экологии в нашем регионе:

«Такую же исследовательскую работу, как и с азотом, планирую провести с другими макроэлементами – фосфором и калием. От них тоже зависит, как будут развиваться растения. Подобный анализ поможет мне увидеть полную картину влияния количества макроэлементов, вносимых в почву, на развитие растений и на состояние окружающей среды».

София Сапрыкина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×