«Звёздное небо захватило меня». Астрофизик Александр Марков всю жизнь вспоминал Чернянку
«Белгородские известия» рассказывают о крупнейшем специалисте в области астрономии, создателе первого советского микрофотометра, авторе десятка научных работ
-
Статья
-
Статья
Александр Марков посвятил всю свою жизнь науке о звёздном небе и изучению Луны. В честь учёного даже назвали ударный кратер в области северного побережья Океана Бурь на видимой стороне Луны. В 2022 году исполнилось 125 лет со дня его рождения.
Уроженец слободы Чернянки, Александр Владимирович вспоминал о своей малой родине на протяжении всей жизни. О том, как взбирался на флигель купеческой усадьбы, чтобы наблюдать в бинокль звёздное небо и Луну. Как купил свою первую астрономическую трубу и уезжал из родного дома покорять Петроград. Всю жизнь он собирал фотографии из Чернянки, для которых завёл даже отдельный альбом. И до самой смерти (в 1968 году) вёл переписку с чернянцами – друзьями своей юности.
Свидетельства жизни и научной деятельности Маркова бережно собирают и хранят в чернянском краеведческом музее.
«Не забуду этих вечеров»
«Александр Марков родился в 1897 году в купеческой семье, – рассказывает научный сотрудник по учёту фондов чернянского краеведческого музея Наталья Рязанцева. – Сохранилось в отличном состоянии его свидетельство о рождении. Его отец, дед и прадед были старооскольскими купцами. Мать, урождённая Леонова, происходила из мещан. После рождения и крещения в Успенской церкви сына Александра Марковы уехали в село Казачок».
Наталья Александровна показывает чёрно-белые фотографии маленького Саши и приводит его воспоминания о детстве.
«Мама энергично взялась за моё образование. Помню, для того чтобы быть в курсе моих занятий, она сама взялась за немецкий (языками она не владела) и довольно быстро, обогнав меня, начала меня контролировать».
Марков вспоминает, что в семье всегда выписывали детские журналы «Светлячок» и «Путеводный огонёк». Но однажды мама попросила в училищной библиотеке «Путешествие капитана Гранта» и «Детей капитана Гранта» Жюля Верна и прочла их сыну вслух.
«Никогда я не забуду этих вечеров в комнате. Я считаю, что именно в эти месяцы 1906 года был заложен фундамент, на котором через 5 лет начало вдруг развёртываться совершенно непонятно возникшее стремление целиком отдать себя познанию отдалённейших глубин Вселенной. К концу лета 1911 года во мне вспыхнула внезапно, всё загородившая собой страсть к астрономии. Почему же именно в эту ночь в середине августа, когда перед самым выездом в Оскол мы с папой и Николаем втроём на дрожках возвращались в Казачок из Ситного, звёздное небо около Плеяд так захватило меня? Этого я не могу объяснить и сейчас, как не мог этого понять и раньше».
Изобретатель и исследователь
Окончив частное земское реальное училище в Старом Осколе, Александр вернулся в Чернянку. До настоящего времени дом, в котором жила семья Марковых, не сохранился. Он стоял на том самом месте, где сегодня располагается бассейн «Дельфин».
«У нас есть несколько фотографий с изображением строения, – показывает карточки Наталья Рязанцева. – В советское время там располагался сначала детский дом, а потом детский сад. С этим домом у Маркова были связаны свои воспоминания. С его флигеля он наблюдал за звёздами. Это было его любимое занятие. Каждую ночь он выходил с биноклем и разглядывал Луну и созвездия. А после того, как юный Марков прочёл «Звёздное небо и его чудеса» Фламмариона, он твёрдо решил, что будет астрономом».
Свою первую научную работу 18-летний студент петроградского университета посвятил изучению лунного кратера Платона. И с тех пор предметом его пристального научного внимания стала Луна.
«В 1934 году Марков изобрёл первый советский микрофотометр, – рассказывает Рязанцева. – На основе разработанной им общей теории микрофотометров и других аналогичных приборов он защитил докторскую диссертацию. А позднее написал и опубликовал немало научных трудов, например «Малые планеты», «За пределами Галактики» и другие».
Практически всю жизнь Марков работал в Пулковской обсерватории, руководил так называемой планетной группой. На закате жизни учёный принимал активное участие в обработке фотографий обратной стороны естественного спутника Земли.
Призвание жизни
В 2014 году в память о выдающемся учёном Александре Маркове в чернянской средней школе № 2 торжественно открыли мемориальную доску. А спустя ещё три года в одном из залов чернянского краеведческого музея появилась экспозиция, посвящённая выдающемуся земляку.
«В этом разделе у нас собраны документы Маркова, – показывает витрины Наталья Рязанцева. – Его научные статьи. А буквально 5 лет назад наши фонды значительно пополнились благодаря сыну Маркова – Владимиру Александровичу, который приехал в Чернянку из Санкт-Петербурга вместе со своей супругой».
По словам директора музея Ольги Катинской, Марков-младший привёз несколько десятков писем, награды, фотографии отца и подлинник свидетельства о рождении, датированный 1912 годом.
«Владимир Александрович провёл в Чернянке несколько дней, – вспоминает Ольга Васильевна. – Осмотрел экспозицию нашего музея, а также побывал в Старооскольском округе, где его отец учился и жил в детстве».
Особый интерес представляют письма Маркова, адресованные двум его землякам – поэту Воловику и почётному энергетику, краеведу Нецветайлову, который со временем перебрался жить в Воронеж. Почти во всех письмах Марков так или иначе вспоминает Чернянку.
«Очень интересно было увидеть по Вашему фото, какими Вы стали. Ведь Вас я, пожалуй, в последний раз видел в 1924 году, когда Вы школярами приходили в Чернянке смотреть Марс в мой самодельный телескоп. Если что наснимали в Чернянке летом, пришлите мне, если это не сложно. Интересно увидеть, какая она сейчас. Я в последний раз был там проездом в 1949 году. Г. Г. Воловику передайте, что я буду рад получить его стихи. Особенно будет интересно, если в них будет кое‑что о наших местах. Я же по‑прежнему занимаюсь Луной и планетами».
В одном из писем Марков упоминает особо, что для фотографий из Чернянки завёл отдельный альбом. Такая преданная любовь к малой родине, трепетные воспоминания детства объяснялись просто: именно здесь, вдали от залитых ярким светом больших городов, он впервые почувствовал, что звёзды и Луна и есть призвание всей его жизни. И эта простая мысль навсегда определила его судьбу.
Анастасия Состина