Есть на кого равняться. 20 декабря – День работника органов безопасности
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
С 22 февраля 1995 года органы государственной безопасности России из Федеральной службы контрразведки (ФСК) были преобразованы в Федеральную службу безопасности (ФСБ).
Защита интересов государства
Основными задачами ФСБ России и её периферийных управлений в республиках и областях являются: информирование высших должностных лиц федеральных органов государственной власти об угрозах безопасности; выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств; защита государственной тайны; борьба с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконными вооружёнными формированиями и другие.
Сегодня в условиях СВО работники органов безопасности с честью преодолевают все трудности военной обстановки. И успешно выполняют свою главную задачу – борьбу со шпионско-террористическими проявлениями со стороны враждебных нам государств.
С 1990 года в России уже сменилось целое поколение граждан. А потому в настоящее время многие не знают, что прародителем ФСБ является Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР, который унаследовал самые лучшие оперативно-служебные традиции от ВЧК — ОГПУ — МГБ. А Федеральная служба безопасности, естественно, их унаследовала от КГБ.
ЧП на производстве
Созданное 12 апреля 1954 года Белгородское областное управление КГБ с первых дней активно включилось в борьбу с подрывной деятельностью иностранных разведок и предупреждение крупных ЧП на объектах транспорта и наиболее важных промышленных предприятиях.
С этой целью сотрудники управления выявили причины грубых нарушений производства, повлекшие гибель людей или срыв важного госзаказа. Для их устранения руководство УКГБ незамедлительно ставило в известность Белгородский обком КПСС. Рассекреченные архивные документы свидетельствуют об этом.
Спецсообщение начальника УКГБ при СМ СССР по Белгородской области полковника И. А. Рычкова от 11 ноября 1954 года на имя секретаря обкома КПСС Г. М. Коротаева содержит информацию, требующую реагирования:
«10 ноября 1954 года на Белгородском цементном заводе произошёл несчастный случай со смертельным исходом заправщика горючего Киреева П. С. Примерно в 7 часов 40 минут 10 ноября 1954 года Киреев П. С. заправил несколько автомашин, после чего отправился в склад горючего с целью устранить течь бензина в трубах. В 8 часов 30 минут Киреева разыскивал автомеханик гаража цемзавода Мирошников Алексей Николаевич, который пошёл в подвал склада горючего, где и обнаружил Киреева в бессознательном состоянии. Оказывая помощь пострадавшему, сам, почувствовав себя также плохо, стал просить о помощи.
На зов Мирошникова явился зав. материальным складом цемзавода Кудинов Архип Фомич. Последний, спустившись в подвал, почувствовал себя также плохо и, немедленно выбежав, сказал о случившемся шофёру ЖКО цемзавода Хаванову Алексею Афанасьевичу, который, вскочив в подвал, стал спасать Киреева П. С. и Мирошникова А. Н.
Подоспевшие рабочие транспортного цеха завода в 9 часов 05 минут извлекли из подвала мёртвого Киреева Н. С. и находящегося в бессознательном состоянии автомеханика Мирошникова А. Н., которому была оказана первая медицинская помощь, и вместе с Кудиновым А. Ф. и Хавановым А. А. они были отправлены в городскую больницу, где и находятся на излечении.
Предварительным расследованием установлено, что отравление произошло от скопившихся паров газа этилированного бензина, который, в нарушение инструкции по технике безопасности, хранится в недоброкачественных цистернах, предназначенных для смазочных материалов.
Склад горючего размещён в полуподвальном бетонированном помещении, расположенном в западном углу территории завода, примерно в километровом расстоянии от основных заводских зданий; вентиляции и отдушин склад не имеет, правила техники безопасности по складу не соблюдались».
После ознакомления с документом вывод напрашивается сам собой. Преступная халатность администрации цемзавода явилась причиной чрезвычайного происшествия. И конкретные виновные в смерти заправщика горючего Киреева были привлечены к уголовной ответственности. Потому как человек – высшая ценность.
Избежать претензий
Ещё одна справка начальника управления КГБ при СМ СССР по Белгородской области полковника И. А. Рычкова от 1 марта 1955 года на имя секретаря обкома КПСС Г. М. Коротаева о несоблюдении технических требований при производстве продукции Белгородским котельным заводом является бесспорным доказательством предотвращения на международном уровне возможного скандала. Потому что по торговому соглашению котельный завод должен был изготовить и поставить в Афганистан 20 энергетических котлов типа ВГД, а также с котлами были обязаны поставлять запасные трубы и вальцовки для этих труб. Однако из‑за недобросовестного отношения к своим обязанностям ИТР завод произвёл бракованную продукцию.
Выдержка из указанного выше документа раскрывает сложившуюся критическую ситуацию: «В настоящее время заводом выпущены три котла для отправки в Афганистан, и по чертежам Подольского завода к ним изготовлены вальцовки. Последние не удовлетворяют необходимым техническим требованиям, в результате они не работают.
Несмотря на это, по распоряжению главного инженера котельного завода тов. Тимофеева указанные негодные вальцовки сданы на склад готовой продукции для отправки в Афганистан».
В итоге результативной работы сотрудников КГБ удалось избежать претензий со стороны заказчика и сохранить в будущем с ним договорные отношения. А для нашей области поддержание торговли с Афганистаном имело политическое и экономическое значение.
В поисках предателей
Но наряду с защитой государственных интересов белгородские чекисты днём и ночью вели розыск предателей Родины, сотрудничавших с оккупантами и запятнавших себя кровью советских людей. На счету сотрудников областного
УКГБ – не одно раскрытое громкое и запутанное дело в отношении власовцев, полицейских, бургомистров, старост и служащих сельских управ.
В ходе расследований сотрудники КГБ глубоко погружались в материалы проверки. Они сосредоточенно и досконально изучали все детали попадания военнослужащих Красной армии во вражеский плен и их дальнейшего поведения в шталагах и офлагах.
Для наглядности приведу эпизод из заключительного документа УКГБ по Белгородской области от 1 ноября 1960 года материала проверки на медработника Елизарова, сдавшегося в плен немцам в июле 1942 года: «На допросе 31.07.1946 в Чернянском РО НКВД Елизаров показал, что после пленения был помещён в лагерь для военнопленных в гор. Севастополе, откуда направлен в Германию. О побеге, который он якобы совершил из Севастопольского лагеря, а также пребывании в г. Николаеве умолчал. Солагерники Елизарова по совместному пребыванию в плену на территории Германии характеризуют его с положительной стороны».
Такой же проверке на причастность к немецкой разведке в июле 1964 года подвергался бывший оперуполномоченный Особого отдела НКВД Чумаков, находившийся в августе 1941 года в плену у немцев.
Из имеющихся в УКГБ по Белгородской области архивных материалов следует: «Чумаков в декабре 1939 года был призван на службу в Советскую Армию. В июне 1940 года его направили в Особый отдел НКВД Орловского военного округа. В мае 1940 г. он был назначен оперуполномоченным 679-го артполка 3-й артиллерийской противотанковой бригады, в составе которой выехал в Западную Украину. В августе 1941 года попал в окружение и был пленён немцами.
В ночь на 24 августа 1941 года, как показал сам Чумаков, он из лагеря военнопленных в м. Ивангород совершил побег. В октябре 1941 года перешёл линию фронта на сторону советских войск. За пребывание в плену из органов НКВД Чумаков был уволен и направлен в распоряжение отдела кадров Юго-Западного фронта.
После прохождения курсов усовершенствования командного состава был назначен адъютантом командира 1055-го стр. полка 297-й стр. дивизии. В феврале 1942 г. был ранен. После излечения в апреле 1942 года назначен пом. начальника штаба батальона 100-й особой стр. бригады.
Находясь на службе в указанной бригаде, Чумаков среди командного состава вёл разговоры пораженческого характера, восхваляя силу и мощь немецкой армии, не верил в победу Советской армии, за что 23.09.1942 был арестован ОО НКВД 100-й ОСБ».
Установить истину
Во главе каждого такого расследования стояли объективность и законность. Хотя у чекистов-фронтовиков, повидавших все ужасы фашизма, могли возникать чувства гнева к лицам, подозреваемым в пособничестве немцам. Однако они в любой ситуации проявляли хладнокровие и выдержку и строго следовали букве закона. Потому что мог пострадать невиновный человек, например оклеветанный недоброжелателями из низменных побуждений. Установить истину и доказать, что он не предатель, – это тоже неотъемлемая часть чекистской работы.
Так, в феврале 1960 года на стол сотрудника УКГБ по Белгородской области капитана Николая Ивановича Гайдашова легли материалы проверки на члена КПСС некоего Вендина, которого подозревали в коллаборационизме. На момент проверки он уже несколько лет возглавлял колхоз «Путь к коммунизму» и успешно справлялся со своими должностными обязанностями.
Капитан Гайдашов был профессионально подготовленным оперработником. За его плечами был не один год службы в органах «Смерш». Награждён тремя орденами и несколькими медалями. Всё же дело Вендина и для него оказалось далеко не простым. Первоначально опрошенные в качестве свидетелей некоторые члены его колхоза клятвенно заверяли, что в годы войны Вендин имел преступные связи с оккупантами и доносил на советских активистов.
Гайдашов провёл скрупулёзное расследование и доказал обратное. Свои выводы он изложил в секретной справке. Представляю выдержку из этого архивного документа, как наглядное подтверждение сложности и значимости дела Вендина: «Искра А. И. в беседе 24.03.1960 пояснил, что со слов работника мадьярской комендатуры по имени Михаил, находившейся в то время в селе Барсук, ему известно о предательстве Вендина, который со слов этого Михаила якобы выдал председателя сельсовета села Барсук. Однако заявления Искры опровергаются и по этому факту. Житель села Барсук Чумакжунь Никифор Семёнович, являвшийся в тот период старостой сельхозобщины, 27 марта 1960 года пояснил, что Ширина выдал мадьярам бывший староста села Барсук Могилат (расстрелян передовыми частями Советской армии). Это преступное деяние Могилат подтвердила и Чумакжунь Елизавета Тарасовна, в квартире которой был арестован Ширин старостой Могилат и мадьярами».
Более того, капитан Гайдашов не только опроверг все обвинения в адрес Вендина, но и доказал что это был умышленный оговор. Таким образом, справедливость восторжествовала, а виновные ответили за содеянное.
Вот такая история судьбы одного человека, честное имя которого защитил сотрудник УКГБ Николай Иванович Гайдашов.
Смею утверждать, что в наше время есть на кого равняться молодым офицерам УФСБ России по Белгородской области.
Василий Журахов, член Союза журналистов России