Полезная традиция. Почему белгородка Юлия Соколова советует рукодельничать всей семьёй
На мастер-классе художника, модельера, преподавателя Белгородского механико-технологического колледжа побывала «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Студенческий мастер-класс по изготовлению игрушек в стиле викторианской эпохи проходит в одной из аудиторий колледжа. Несколько видов креповой бумаги, мишура, картон, изображение ангела, салфетка, клей – на столах собран самый простой материал для создания розетки с изображением ангела.
Возродить традицию
«В XIX веке игрушки в викторианском стиле привозили из Германии, но именно англичане усовершенствовали стиль, придали игрушкам шик и благородство, – знакомит нас с историей Юлия Соколова. – Так появилась традиция проводить время за семейным изготовлением картонажных кукол, личики которых были фарфоровыми или картонными, а туловище – ватным, тряпичным или из плотной бумаги».
Перед нами на столе лежат игрушки – Дед Мороз и Пьеро. Это законченные произведения искусства, сделанные руками Юлии Владимировны, влюблённого в своё ремесло человека.
Мастер-класс начался с вырезания по контуру фигурки ангела – центра нашей поделки.
«Викторианские ватные игрушки есть в моей коллекции, чтобы сделать их, не требуется много умения и профессионализма, – рассказывает модельер. – Они просты в изготовлении, их можно сделать с детьми. Создаётся игрушка на картонной основе, на которую крепится материал».
Всё действительно несложно. Берём на кисточку немного серебристой акриловой краски и обрабатываем края картонного круга. Этим мы эстетично закрываем срез. Юлия Владимировна объясняет, что делать такие игрушки хорошо с детьми и поручать эту часть работы им.
«Со временем уходит привычка рукодельничать вместе, и это плохо. Рынок предлагает нам готовую продукцию, и кажется, что мастерить уже не надо. Но это часть воспитательного процесса в семье. Когда‑то моя мама шила для утренников шикарные костюмы. Я всегда была самой красивой. Потом тоже этому научилась. Необходимо возрождать полезную традицию. Она объединяет, потому что в работу включаются все: папа, бабушка, дети. Сегодня каждый из вас научится и сможет повторить это дома со своими младшими братьями и сёстрами», – объясняет Юлия.
До последнего миллиметра
А мы продолжаем трудиться дальше. Пока подсыхает краска, берём кружок, вырезанный из блестящей упаковочной кондитерской бумаги, необильно промазываем по центру быстросохнущим клеем. Золотистую креповую бумагу начинаем приклеивать гармошкой по кругу, отступив на сантиметр от центра. Слегка придавливаем, чтобы она сразу прихватывалась.
«Немного подальше, – поправляет Юлия Владимировна. – Закругляйте аккуратно».
Бумага в моих руках не очень‑то поддаётся, но работает генетическая память, и в процессе приходит мысль наклеить ещё один хрустящий кружок. Должно получиться пышнее, правда, у меня это не так заметно, потому что неправильно выбрала ширину.
«Креплением будет служить золотистый тонкий шнур. От него отрезаем 12 сантиметров. Хорошенько смазываем нижнюю изнаночную часть, приклеиваем вдвое сложенную тесьму для декора и придавливаем ажурной бумажной салфеткой. Берём в руки мишуру, её называют «волосы ангела», наматываем её на пальцы, делаем кружок, кладём поверх бумажной салфетки, предварительно точечно нанеся клей. И теперь сверху этого серебристого облачка приклеиваем завершающий элемент – изображение ангела. Чтобы ореол из креповой бумаги выглядел пропорционально, можно его подрезать», – поясняет нам последовательность Юлия Соколова.
На изготовление игрушки у нас ушло 30 минут. В конце занятия мы нанесли специальной подушечкой коричневую оттеночную краску для создания эффекта состаривания. Затем сфотографировали полученную красоту, замечая, что, несмотря на одинаковые материалы, работы получились разными.
Третьекурсница Екатерина Левонюк отметила, что в мастер-классе участвовала с интересом. Девушка уверена, что дома необходимо рукодельничать всем вместе, это создаст тёплую семейную атмосферу.
По профессии Юлия Владимировна дизайнер одежды, окончила Витебский государственный технологический университет, а потом приехала в Белгород. Старинный Витебск со своей атмосферой, город Марка Шагала, Казимира Малевича и родина русского абстракционизма, оказал влияние на формирование художественного вкуса и развитие её таланта.
До сих пор мастерица удивляется, откуда у неё художественные способности. Образование у родителей с математическим уклоном, они думали, и дочка пойдёт по их стопам. Но девушка объявила, что хочет стать модельером, мама и папа поддержали её выбор. Хотя стоит обратить внимание на то, что она подходит к любому своему увлечению с математической точки зрения – всё высчитано до последнего миллиметра.
«Никогда не думала, что стану преподавателем, но судьба сложилась так, что я сначала работала в институте предпринимательства и культуры, а потом перешла в Белгородский механико-технологический колледж, учу будущих модельеров-конструкторов», – рассказала Юлия Соколова.
Сейчас дипломные работы её учеников известны за пределами Белгородской области, участие в региональных и российских конкурсах подтверждено наградами разного уровня.
Детское очарование
Шесть лет назад она увлеклась изготовлением игрушек из ваты. Для их создания нужно много времени и терпения. Каждая из игрушек – произведение искусства. Образы для своих работ она транслирует из жизни. Один из первых её проектов назывался «Ретродетки», создавала и винтажных европейских модниц на карнавале в стиле рококо. Интересна серия образов-воспоминаний «Наши тётки», она посвящена женщинам советского детства.
«Вот Фёкла, баба Маня, Зинаида, – знакомит меня со своими тётушками мастер. – Эта работает на железной дороге, а эта – подружка режиссёра из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Галочка в розовом халатике. Зиночка – официантка в ресторане, уборщица в школе баба Маня, продавщица рыбы – реальные образы из моего пионерского детства».
Для создания своих шедевров она применяет старинные технологии, возрождённые пару десятилетий назад, но, по её словам, материалы сейчас другие, поэтому появляются некоторые новшества.
«Ранее не использовали проволоку и фольгу, только деревянные палочки и картон, в основе были вата, натуральная слюда. Сейчас предпочитают современный материал, и нередко мастера специально его состаривают, например, раствором самого обыкновенного чая. Для создания лиц своих игрушек я применяю самозатвердевающую полимерную глину, она выглядит более естественно. После высыхания расписываю акриловой или акварельной краской, потом закрепляю. Получаются личики как на старых игрушках. В них есть детское очарование», – объясняет Юлия Владимировна.
По её словам, ватная игрушка, примитивная на первый взгляд, даёт возможность создавать потрясающие вещи, а использование современных материалов, например, потали – интересные фактуры. Смотрится очень необычно.
Юлия Соколова уверена, что законченный образ игрушки зритель видит, когда соблюдены все детали костюма. В русском стиле важна лаконичность. Для образа городской европейской барышни используются кружево, банты, сапожки или ботиночки с коньками.
К счастью, время к ватным изделиям снисходительно, их можно передавать из поколения в поколение, главное – правильно хранить. А вот срок жизни викторианской игрушки не такой долгий, поэтому ежегодно они обновляются всей семьёй.
Елена Ховхун