Дети в науке. Как работает белгородский технопарк «Кванториум»
«БелПресса» узнала, чем в регионе занимаются юные айтишники и учёные
-
Статья
-
Статья
Проект «Кванториум» запустили в Белгороде с 2015 года по федеральному проекту «Современная школа» нацпроекта «Образование». В области детский технопарк начал работать в 2017-м.
Обучение бесплатно
Сейчас во всей стране действуют 135 стационарных и 85 мобильных технопарков. В Белгороде стационарный «Кванториум» располагается в школе № 50. Ребята из разных школ города и области занимаются там по направлениям «геоквантум», «робоквантум», «наноквантум», «промдизайн», «IT-квантум», «биоквантум», «хайтек» и «технологии 4К».
К услугам детей из отдалённых уголков и сёл – мобильный технопарк. По сути, это машина с прицепом, в котором находится передвижная лаборатория. Она приезжает в малые города и сёла. Преподаватели занимаются с ребятами по сокращённой программе и до следующего приезда сопровождают их дистанционно. В мобильном технопарке можно обучиться аэротехнологиям, робототехнике, высоким технологиям, промдизайну, технологиям 4К, геотехнологиям и IT.
«Кванториум» нацелен на практико-ориентированное обучение.
«Есть у нас договоры, заключённые с организациями, которые предлагают нам решение различных кейсов, и дети на практике решают реальную задачу. Технопарки ежегодно получают госзаказы на обучение будущих специалистов, поэтому учёба бесплатна», – комментирует замдиректора Белгородского областного центра детского (юношеского) технического творчества Елена Дудина.
Занятия в мобильном «Кванториуме» проходят два раза в неделю, а в стационарном – ежедневно после уроков. Каждое занятие длится 1,5 часа. В технопарке развивают технические компетенции, но есть и направление, которое можно отнести к гуманитарному, – это 4К-компетенции. Дети изучают проектную деятельность, развивают коммуникации, креативность, критическое мышление, формируют навыки командного решения проектных задач.
Самое популярное – робототехника
«Кванториум» – уникальная среда для ускоренного развития ребёнка по научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям.
У технопарка есть отдельный вход. Охранник и администратор не пускают никого дальше турникета, а родители ждут своих детей в фойе на лавочках.
Технопарк располагается на двух этажах. На первом – аудитории робототехники (самое популярное направление) и IT-квантум. На втором – все остальные направления, кроме хайтека.
Лаборатории этого квантума находятся в другой части школы. Всего их четыре. Здесь установили оборудование для лазерной резки, манипуляторы, 3D-принтеры, паяльные станции и приборы для обработки в слесарном цеху.
Преподавателей здесь называют наставниками. Часто это молодые аспиранты и учёные, сотрудники предприятий реального сектора экономики.
Задача наставника – создать среду, в которой ученик, используя все возможные источники информации, применяет современное оборудование и реализует свой потенциал.
Ребёнок может выбрать только одно направление и после года обучения получить соответствующий сертификат о прохождении курса дополнительного образования. Перед этим школьника ждёт аттестация.
Никто не запрещает осваивать и другое направление, помимо основного, но получить подтверждающий документ о прохождении курса нельзя.
Почти на все направления можно записываться с 1-го класса, кроме биоквантума и 4К-компетенций.
Управлять через свои приложения
Воспитанники технопарка регулярно участвуют в областных, всероссийских конкурсах и даже международных фестивалях.
«В начале октября наши ребята ездили в Москву на роботехнические соревнования в рамках всероссийского фестиваля «Наука +». Группа наших воспитанников посетила всероссийской форум кванторианцев в Набережных Челнах. В конце октября дети ездили в Екатеринбург на «Битву роботов», к которой долго готовились. Учащиеся аэроквантума в этом году участвовали во всероссийском чемпионате беспилотных технологий в Ульяновске», – рассказывает Елена Дудина.
На первом этаже в кабинете робототехники встречаем двух мальчишек, которые в этом году стали стипендиатами губернатора.
«Мы собираем роботов преимущественно с механикой. Сейчас пытаемся внедрять какие‑то элементы более сложного программирования, такие как нейросети, искусственный интеллект, также интерфейсы передачи данных. Пытаемся делать управление через собственные приложения», – делится Артём Куртеев.
Его друг Глеб Поддубный занимается робототехникой с детства.
«Рассчитываю в дальнейшем связать с этим свою жизнь», – говорит он.
На втором этаже в аудитории геоквантума занимается ученица лицея № 9 Белгорода Марина Ульянова. Она вместе с командой выиграла грант от Росмолодёжи и реализовала проект в Белгородской области.
«Мы создали проект, который включает в себя карту достопримечательностей нашей области и их 3D-модели с описаниями. Удивительно, что многие дети не знали о большинстве объектов историко-культурного наследия. Именно это вдохновило нас на создание такого проекта, который поможет школьникам и молодёжи из малых поселений ближе узнать родную область».
Марина показала уменьшенные версии достопримечательностей и самодельную карту области. Всё это команда сделала с помощью оборудования квантума хайтек.
«Кристальное дерево» и «Биохакатон»
В одну группу не набирают больше 12 человек, но групп в каждом направлении может быть несколько. Например, в нонаквантуме желающих разделяют на два потока.
«Начинаем изучение с первой программы грани кристаллического мира. Изучаем лабораторную посуду, как взвешивать, отмерять жидкости, потом делаем кристаллы из растворов. И через эти практикумы дети начинают понимать, нравится им физика и химия или нет. Дальше идёт следующий этап – «Коллоидные системы», где мы уже изучаем физико-химические свойства», – объясняет педагог допобразования Татьяна Севастьянова.
Аделина в 10 лет уже трижды выходила в финал ежегодного конкурса от МГУ им. М. В. Ломоносова «Кристальное дерево». Сейчас девочка не только учится в «Кванториуме», но и заочно занимается химией с преподавателем из этого столичного вуза.
«Занимаюсь уже третий год. В первый раз, когда пришла и занималась кристаллами, мне очень понравилось. В будущем хочу поступить в МГУ на химию», – признаётся она.
Во время разговора Аделина параллельно занимается выращиванием пирамидальной соли.
Рядом с ней Ева Александрова работает над своим следующим проектом. В этом году девочка выиграла «Биохакатон» среди 5–8-х классов в Санкт-Петербурге, выполнив кейсовое задание лучше других участников.
Внеурочные занятия в «Кванториуме» также помогают детям повысить свою успеваемость по физике, химии, информатике, подготовиться к олимпиадам и конкурсам.
Очно и онлайн
Мобильный технопарк «Кванториум» позволяет решить проблему доступности допобразования детей из дальних районов.
В этом учебном году он охватывает Белгородский, Борисовский, Ивнянский, Корочанский районы и Яковлевский округ в очном формате. Занятия проходят два раза в неделю по двум направлениям «Кванториума».
Для ребят из Алексеевского, Валуйского, Грайворонского, Новооскольского, Шебекинский округов, Краснояружского, Чернянского, Прохоровского районов предусмотрены онлайн-занятия.
«Дистанционно мы занимается с теми, к кому нет возможности выехать. Для таких школ проводим занятия, для которых не нужно спецоборудование. Достаточно компьютерного класса или личного ноутбука», – отмечает ответственный за мобильный «Кванториум» в Белгородской области Виталий Татаринцев.
Численность групп для мобильного технопарка начинается от 15 человек. По факту учеников в каждой группе чуть больше. В таком формате по любому направлению детей принимают с 1-го класса.
Татьяна Закоморная